Речевая готовность ребенка к школе
Документы для скачивания
МОУ «Гимназия № 4» Подготовила Гайдаржи Е. Н. , учитель- логопед Подольск, 2022 58293001114425 Речевая готовность ребёнка к обучению в школе представляет собой итог речевого развития предыдущих 6- 7 лет. Это такой уровень развития речи ребёнка, который во время обучения в школе позволит ему понимать речь учителя, точно и грамматически правильно выражать мысли, овладеть чтением и письмом, избежав грубых и стойких ошибок, поддерживать речевое общение с другими детьми и взрослыми. Представление о себе и своем окружении Ответы на эти вопросы не должны вызывать затруднений у 6- 7 летних детей: Как тебя зовут, сколько тебе лет, по какому адресу живёшь? Из кого состоит твоя семья? Кто твоя мама( имя, отчество, кем работает) ? 5876925418465 Папа? Брат, сестра? Часто дети затрудняются в назывании отчества родителей, объясните, как оно образуется, и предложите запомнить. Готовность к овладению чтением и письмом Все звуки русского языка к началу обучения ребёнок должен произносить правильно. Если недостатки в звукопроизношении всё- таки остались, то в первом классе необходимо продолжить занятия с логопедом. Важно, чтобы 6- 7- летний ребёнок умел определять последовательность звуков в слове( до пяти звуков) . Например, слово «мишка». С чем должен справиться будущий первоклассник? Последовательно назвать все звуки( « мь », «и», « ш », «к», «а») . Необходимо обратить внимание, что первый звук звучит мягко. Предложите назвать второй звук, четвёртый, звук после «ш», перед «и». Чтобы овладение чтением не вызывало трудностей, 6- 7 летний ребёнок должен уметь составлять слова из последовательно данных звуков, например, послушать звуки и узнать слово: «к», «о», «т»( кот) . Умеет ли ваш ребёнок подбирать слова на заданный звук, с заданным звуком? На звук «з» можно подобрать слова: «заяц», «знаю», «забор»; со звуком «з» слова: «ваза», «везу» и др. Кроме этого, ребёнок должен уметь делить слова на слоги и составлять слова из данных слогов. Предложите разделить на слоги слово «собака»( «замок», «стол») и определить, сколько в нём слогов. Пусть будущий первоклассник составит слово из данных слогов: первый слог « шко », второй слог « ла » – «школа»; « ра- ду- га » – «радуга», второй слог « ка », первый « руч » – «ручка», « ба- со- ка » – «собака». 29133801169035 Для овладения письмом, от 6- 7 летнего ребёнка требуется умение составлять из слов предложение и делить предложение на слова. Сможет ли ваш ребёнок назвать первое, второе и последующие слова в предложении «Карандаш лежит на столе»? Необходимо обратить внимание на короткое слово «на» – это отдельное слово. Сосчитайте, сколько всего слов в данном предложении. Достаточный словарный запас Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь. Оценить словарный запас ребёнка можно потому, как быстро и точно он подбирает нужное слово. Предложите подобрать обобщающее слово к названию предметов: молоток, пила, отвёртка – всё это…( инструменты) . Берёза, ель, тополь – это…( деревья) . 55149751450975 Без затруднений ребёнок 6- 7 лет выполнит задания на подбор слов, обозначающих действия( что делает врач, что можно делать ножом) ; слов, называющих какой предмет( какое может быть яблоко, погода) . Хорошо, если удаётся назвать четыре и более слова. Умеет ли будущий ученик подбирать противоположные слова? Добро – зло, трусливый – храбрый, высокий – низкий, нашёл – потерял, темно – светло. Ребёнок должен уметь объяснять и значения слов: кто такой учитель, что такое хлебница и др. Грамматическая правильность речи Часто ли в речи ребёнка встречаются ошибки в окончаниях слов? Большое количество подобных ошибок – тревожный сигнал. Полезно дополнительно поупражнять ребёнка в произнесении тех грамматических форм, в которых он часто допускает ошибки. По пути из садика вспомните вместе с ребёнком детёнышей различных животных( у лошади – жеребёнок, два жеребёнка, … пять жеребят) . Проверьте, как легко удаётся ему ответить на вопрос: « Варенье из клубники какое? »( клубничное варенье) . А если варенье из смородины? Правильно ли ребёнок отвечает на вопросы: «Чей хвост? ( лисий) , «Чья грива? ( лошадиная) , « Чьи копыта? ( коровьи) и т. д. 4867910382905 Полезно поиграть в «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из- за», «из- под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их. Хорошо развитая связная речь Развита ли у ребёнка 6- 7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составить рассказ по картине или серии картинок – более сложное задание, чем пересказ. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия. Слишком частое использование слова «потом» делает рассказ неинтересным и лишает выразительности. Это значит, что в запасе у ребёнка мало сре дств дл я достижения связности( это могут быть слова: «и», «а», «но», «затем», «после этого», «тем временем», «а когда» и др. ) . Умение самостоятельно начать и закончить рассказ, использовать более пяти предложений, преимущественно сложных с выразительными словами или фразами, указывают на хороший уровень развития связной речи выпускника детского сада.