Исследовательская деятельность
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное у чреждение « Енисейский детский сад «Колобок» План- конспект опыта на тему: «Воздух» Выполнила воспитатель младшей группы Роменских Любовь Валентиновна село Енисейское, 2014 год Воздух Цель: дать детям представление, что воздух есть везде, он прозрачный, незаметный. Материал: флажки; фотоаппарат. Опыт: Действие ветра. Вместе с детьми определить силу ветра. На прогул ку вынести флажки и наблюдать за их движением. Меняется ли положение флажков? Предложить детям поднять флажки и посмотреть, что с ними происходит? ( Они колышутся) . Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон. В ветреные дни понаблюдать, как падают лист ья с деревьев. Ход наблюдения: Есть ли сейчас ветер? Вынести на пр огулку флажки и обсудить, почему они меняют положение, почему качаются деревья. 1. Проверим, есть ли сейчас ветер. Предложить поднять вверх флажки, побегать с ними по участку, держа их в руке. 2. Встанем сбоку здания и проверим, есть там ветер? Здесь его нет. Почему? Мы спрятались за здание, оно нас защитило от ветра. 3. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руку. Что чувствуете? Все ощущения называются движением воздуха. ФОТООТЧЕТ Спрятались за здание lefttop
Организация исследовательской деятельности Главное достоинство исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, чтобы ребенок получал реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т ак как постоянно возникает необ ходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обоб щения и экстраполяции. Необходи мость д авать отчет об увиденном, форму лировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следст вием является не только ознаком ление ребенка с новыми фактами, но и овлад ение умственными приемами и опе рациями, которые составляют умственные умения. До школьникам присуще наглядно- дей ственное и наглядно- образное мышление, поэто му экспериментирование как ника кой друг ой метод соответствует этим воз растным особенностям. В дошкольном воз расте он является ве дущим, а в первые три года, практически, единственным спосо бом познания мира. В детском саду мы используем только элементарные опыты. Они имеют следующие особенности: результат неизвестен только детям; в процессе опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; - в работе используется обычное бытов ое и игровое оборудование( одно разовая посуда, целлофановые пакеты и т. д. ) . В нашем детском саду создана развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей. Она представлена «Уголком экспериментирования» во всех возрастных группах. Это позволяет создавать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. В летний период опытн о- экспериментальная деятельность организуется по нескольким разделам: «Мои глаза»- дети знакомятся с внешними признаками и функциональным назначением глаз. В процессе экспериментирования, специальных игр и упражнений знакомятся с цветом, формой, величиной, размером. Используются дидактические игры и упражнения: « Вижу не вижу», «Движение глаз», «Определи направление взора», «Мои веки и ресницы», «Помоги Незнайке определить, из чего сделан предмет» и другие. «Всё о моих руках»- путём активного обследования, экспериментирования расширяются представления детей о возможности восприятия окружающих предметов. Эксперименты, игры, упражнения помогают повышать осязательную чувствительность пальцев рук, развивать точность и координированность движений рук. Детям предлогается разложить разные по форме и величине камешки, детали конструкций, элементы различных мозаик и пр. «Зачем мне нужен нос»- позволяет детям ознакомиться с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета. Детям предлагается нюхать различные запахи, сравнивать, описывать свои впечатления. «Язык и вкус»- дети узнают о внешних признаках и функциональных возможностях языка как органа вкуса. Учатся определять вкусовые характеристики предмета и использовать полученную информацию в совокупности с информацией от других анализаторов. С помощью экспериментирования дети узнают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних и неприятным для других. Проводятся такие игры, как «Узнай по вкусу», «Приготовим борщ, салат, компот», «Узнай полезное и вредное» и другие. «Звук и уши»- дети учатся различать речевые и неречевые звуки, издаваемые домашними животными, птицами; звуки разных музыкальных инструментов; определять направление в пространстве по звуку без зрительного сопровождения, звуковая характеристика предмета, его расположение в пространстве, производимые с ним действия дают детям представление о необходимости использования этой информации в ориентировке в окружающем мире. Используются игры: «Какая чашка звучит», «Кто играл», « Громко- тихо » и пр. В разделе «Мои органы чувств и окружающий мир» полученные знания закрепляются благодаря комплексному подходу к формированию представлений детей о полимодальном способе восприятия информации. Еще мы включаем игры – экспериментирование с различными предметами и материалами: «Вода и ее свойства» «Игры с мыльной водой и пеной». «Воздух» Исследовательская работа взаимосвязывается с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, занятиями изобразительным искусством. Мы не раз убеждались, что исследовательская работа является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Енисейский детский сад «Колобок» Бийского района Алтайского края Тема: Свойства воды Использование исследовательской технологии Возрастные особенности: дети с 3- 4 лет Подготовила и провела: воспитатель Бокк. А. С. с. Енисейское, 2014г. Цель: Исследовать свойства воды и посмотреть изменение при( + ) и( –) температуре. Задачи: 1. Посмо треть, как вода себя будет вести при смене температуры. 2. Выявить сво йства воды. ( п розрачная, жидкая) . Оборудование: Пластмассовые чашки 2 шт. , монеты( от количества детей) . Описание опыта: 1. Берём 2 чашки, в 1 чашку наливаем воду. Начинаем медленно переливать с одной чашки в другую, при этом детям показываем, что вода в жидком состоянии. 2. Берём 1 чашку воды, раздаём каждому ребёнку по монетки, бросаем в воду и при этом наблюдаем видимость монетки, т. е вода прозрачная. 3. Берём чашку воды с монетами и выносим в холод, наблюдая изменение воды при минусовой температуре, т. е. при минусовой температуре вода начинае т холодеть и превращается в твёрдое состояние( лёд) . 4. Чашку со льдом заносим в тёплое помещение( в группу) при этом наблюдая, что пр и плюсовой температуре лёд тает и возвращается в первоначальное состояние( жидкое) . Результат: 1. При плюсовой температуре вода находится в жидком состоянии, а при минусовой температуре превращается в твёрдое состояние( лёд) . 2. При плюсовой и минусовой температуре вода не теряет своей прозрачности, т. е. сохраняет свои свойства.