a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Автор: Желтобрюхова Наталья Матвеевна Опубликовано: 2025-01-03 15:45:00

Документы для скачивания

Методические рекомендации

по проведению артикуляционной гимнастики.

 

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытую­щее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздей­ствия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом не­достаточно для выработки прочных навыков правильного звуко­произношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

 Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

 Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

 Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

 

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

 

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специаль­ных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про­цессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

 

 

 

Виды артикуляционных упражнений

 

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог).

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

 Комплекс упр. планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

 

  1. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

 

  1. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

 

  1. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

 

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 

  1. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

                                       

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы