a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование речи у детей раннего возраста

Автор: Кольчуманова Надежда Владимировна Опубликовано: 2025-01-06 12:04:44

Особенности речевого развития детей раннего возраста

 

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем – это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова – это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми – это этап развития речевого общения.

В познавательном развитии ребенка раннего возраста происходят значительные изменения, которые выводят его на более высокий уровень сравнений и обобщений. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие, память ребенка и устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и появляется образное мышление.

Для детей раннего возраста характерна большая потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, причем формы общения становятся разнообразнее, что способствует развитию их речи.

Под руководством взрослых речь детей быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи, начинают делать первые самостоятельные выводы.  Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.

Способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети третьего года жизни независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты.  У детей раннего возраста формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем («Чашка – это посуда. Из чашки пьют.»; «Это растет на грядке. Это морковка.»). Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения.

В 2-3 года качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса: от 300 слов в 2 года – до 1000 слов в 3 года. В составе словаря ребенка третьего года жизни имеются почти все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Прилагательные, используемые детьми в этот период, характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет.  Кроме того, малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

На третьем году жизни дети только начинают овладевать наречиями, осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи взрослых.

В рассматриваемый период начинается важнейший этап освоения ребенком родного языка – интенсивное овладение его грамматической структурой. Ребенок раннего возраста употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание «нет» выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребенок отвечает: «Виталя нет.»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово.

Дети третьего года все чаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как «апипед», спасибо как «сипибо» и т. д.).

В целом речь большинства детей этого возраста все еще характеризуется общей смягченностью, недоступностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твердые свистящие звуки мягкими, шипящие [ш], [ж] – свистящими [с], [з] или переднеязычными [т] – [т’], [д] – [д’] и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: «зяйка» (зайка), «пизяма» (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно («лиса», в другом  неправильно: «повзет» (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки [р][л], шипящие: «балабан» (барабан), «Зеня» (Женя). Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна.

Оставить комментарий: