дидактическое пособие "Азбука безопасности"
Документы для скачивания
М АДОУ МГО № 4 «Уголек» г. Мыски Кто спасет от наводненья Утопающих людей, Кто, случись землетрясенье, Нам поможет поскорей? Кто пожар тушить помчится, Если времени в обрез? В общем, где беда случится, Помогает МЧС. Стихотворение о пожарных В дни ясные, ненастные на пламя и угар Летят машины красные пожар, пожар, пожар. Команда очень дружная в готовности всегда Работа, очень нужная. Беда, беда, беда! Мгновения опасные нельзя там долго ждать. Летят машины красные спасать, спасать, спасать. Летят машины красные команда тут как тут. У всех сердца прекрасные в огне людей спасут. Пожарная машина Пожарная машина проснулась по тревоге. Пожарная машина помчалась по дороге. Туда, где плачут дети, туда, где дым и жар. И раздувает ветер пожар, пожар, пожар. Не страшно ей нисколько огню в глаза смотреть. Но только бы, но только бы успеть, успеть, успеть. Найти того, кто в доме, и вырвать из огня! Надёжная команда сидит внутри меня… Н. Пикулева. Спасатели. Они придут на помощь нам, Когда бушует океан, Когда землетрясение, Тайфун иль наводнение. Рискуя жизнью, нас спасут – Такой у них опасный труд! * * * Сквозь бури, снег и грозы, Через горящий лес, Спешит на помощь людям Спасатель МЧС. Его отряд из самых Отважных смельчаков. Пойти навстречу смерти, Любой из них готов. Пожары, наводненья. Очередной полет- Вулкана изверженье На это раз их ждет. На их счету есть сотни, Спасенных человек. Давайте остановим, Упрямых стрелок бег! * * * Мой друг- спасатель. Этим словом, Не просто так зовут людей, От бед спасти кого угодно, Он может даже средь морей. Не испугать его стихией, Лавиной снежной, иль огнем, Прикрыть друзей от туч ненастья, Готов всегда своим плечом! Тебе сказать хочу спасибо, И пожелать от нас от всех: В семье делам и на работе, Чтобы сопутствовал успех! Пословицы и поговорки о безопасности. Осторожность – мать безопасности. Друзья познаются в беде. Не всякий встречный – друг сердечный. Поспешишь – людей насмешишь. Не ищи путь с непутевыми. Слезами горю не поможешь. Тише едешь – дальше будешь. Не всякому верь, запирай крепче дверь. Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа. Не верь чужим речам, верь своим очам. Не шути с огнем- обожжешься. Огонь друг – огонь враг. Спички детям не игрушки. От искры – пожар рождается. Спички не тронь – в них огонь. Спички – это не игрушка, а огонь- не забава. Не имей привычки носить в кармане спички. Маленькая спичка сжигает большой лес. Спичка – невеличка, огонь- великан. Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь. В огне железо плавко. Огонь хороший друг, но плохой хозяин. Не шути с огнем – сгореть можно, с огнем обращайся крайне осторожно. Искру туши до пожара, беду отводи до удара. Пожар легче предупредить, чем затушить. Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла. Ростом спичка невеличка, не смотрите, что мала, эта маленькая спичка может сделать много зла. Пожар вызывают электроприборы, когда они остаются без надзора. Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда. Огонь – опаснейшая штука, он над собой не любит шуток. Опасенье- половина спасенья. Берегись бед, пока их нет. Рекомендуемая художественная литература для обучения детей правил ам безопасности. С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». Е. Пер мяк «Как Огонь Воду замуж взял», «Торопливый ножик». Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», «Солдат»( басня) Г. Цыферов «Жил на свете слоненок». О. Сенатович «Осенний пожар». С. Михалков «Дядя Степа», «Моя улица», «Скверная история» и др. К. Чуковский «Путаница». Г. - Х. Андерсен «Сказка про спички», «Огниво». Т. Нуждина «История спички», «Электрическая лампочка». Б. Житков «Пожар», «Пожар в море», «В дыму». Е. Хоринская «Спичка- невеличка». М. Кривич «Где работает огонь». Г. Остер «Вредные советы». Ю. Соколова «Правила безопасности». Т. Шорыгина «Осторожные сказки». Стихотворения о пожаре Чтоб не ссориться с огнем, Нужно больше знать о нем, Отказаться от привычки, Свысока смотреть на спички, И запомнить навсегда, Что бывает, если дети, Те, что знают все на свете, Зажигают спички эти, И бросают не туда. * * * Дремлют спички, словно птички, В коробочке до поры. Только маленькие спички, Не годятся для игры: Если искорка случайно, Попадет на ворс ковра – Может кончиться печально Интересная игра. Загорятся, как солома, Мебель, стены и полы, И останется от дома, Только горсточка золы. * * * Если папы дома нет, Убежал куда- то дед, А у мамы на работе Непредвиденный банкет; Если в это время вдруг К вам нагрянул лучший друг- Пиротехник и электрик – То нельзя включать: у тюг, Холодильник, кипятильник, Новый бабушкин светильник, Пылесос, электрочайник, Телевизор и паяльник, Ни за что и никогда, Не хватайте провода, И без взрослых даже штепсель Не втыкайте ни куда. * * * Прабабушке Сашиной семьдесят лет, У этой прабабушки памяти нет: Включила утюг и ушла в магазин; Остался утюг совершенно один. Но скучно стоять просто так утюгу: «Я дольше терпеть, - говорит, - не могу! Я просто горю – Я нагрелся, как печь, Мне хочется что- нибудь Срочно поджечь! » И все, до чего дотянуться он смог, Горячий утюг потихонечку сжег… Прабабке пришлось ночевать у подруг: Полдома спалил разозленный утюг. * * * У бабушки Саша решил поиграть И печкину дверцу полез открывать. Из печки упал озорной уголек И пол деревянный мгновенно зажег. И вот огоньки заскакали кругом, И вспыхнул, как щепочка, Бабушкин дом: Пылают обои, полы, потолки, Резвятся вовсю огоньки- угольки. Горящие стены печально гудят, А бабушка с Сашей в сугробе сидят. Сидит Александр и не может понять: Зачем же дверцу полез открывать? * * * Если вы играть пошли И костерчик развели, А на свалке, где играли, Вдруг флакончики нашли( Незатейливо просты и загадочно пусты) – Не бросайте их в костерчик, Чтобы не было беды! Ну а если, рты открыв, Вы не сдержите порыв, В пламя бросите флаконы, То раздастся страшный взрыв. И уж больше никогда Не придете вы сюда… А ведь вас предупреждали, Зря не слушали, мешали. * * * Мы знаем, что пожар- беда, Но все ж случается порою. Пожарные спешат тогда, Чтоб быстро справиться с. . . ( бедою) . В костюмах прочных, шлемах крепких В морозы, зной и под дождем По всей стране когорта смелых, Стоит в дозоре. . . ( боевом) . Правила поведения при пожаре в стихах Выход может пригодиться, Должен быть свободен он. И не стоит торопиться Зарешечивать балкон. Не спешите делать ставни И капканы у дверей; Если сделали недавно – Убирайте поскорей: Вдруг у вас пожар начнется, Вспыхнет газовый баллон – Ведь выскакивать придется В окна, двери, на балкон! Ну а если там, простите, Будет свален разный хлам – Как тогда вы убежите? Как тогда спасаться вам? Спросите бабушку и деда, Спросите братьев и сестер, Пускай расскажут по секрету, Как получается костер. И по секрету им скажите, Что вам хотелось бы узнать, Как действует огнетушитель И как его со стенки снять: Не знать такое неудобно… Пусть вас в ответ на ваш вопрос Проинструктируют подробно, Доступно, четко и всерьез. * * * Сегодня нам елочку папа принес, А в гости явился живой Дед Мороз. И все удивлялись и думали: «Вот, Как весело встретим Сейчас Новый год! » А Саша от радости даже зажег Бенгальский огонь… Не огонь – огонек; И бегал по комнате, как ураган. И искорка Деду попала в карман. Сейчас же карман загорелся, и вмиг Без шубы остался несчастный старик. Забившись под елку, рыдал до утра… С огнем, как известно, опасна игра. * * * Новый год встречают дети. Веселится детский сад: Самый лучший дед на свете – Дед Мороз смешит ребят. И в разгар большого бала Под веселый детский крик Свечка с елочки упала Прямо деду на парик. Зря шипел огнетушитель, Зря несли ведро воды… Ну, какой же дед, скажите, Без усов и бороды? Бывший Дед сказал: «Обидно, Глупо бороду спалил: Я ее огнезащитным Спецсоставом не полил…»* * * Кто поверит, что игрушки Могут кушать все подряд: Занавески и подушки, Глупых маленьких ребят, Двери, стулья и кровати, И обои на стене, И собачку тети Кати, И цветочки на окне. Лишь огонь, сбежавший на пол Из неловких детских рук, Раскаленной красной лапой Уничтожит все вокруг. И его, такого злого, Не поймать и не унять. И понятно с полуслова, Что с огнем нельзя играть. * * * Если спичек коробок Ты не взять никак не мог И совсем- совсем случайно Что- то в комнате поджег, То нельзя паниковать, Лезть под папину кровать И туда, откуда взрослым Нелегко тебя достать: В холодильник, шкаф, буфет, Целлофановый пакет, Печь, кастрюлю, чемодан, Вазу, валенок, стакан: Не укроет от огня Ни кастрюля, ни броня, Так что спрятаться попытки – Бесполезная возня. В руки ты себя бери – Не пугайся, не ори, А ползи на четвереньках В направлении двери. Если ты нашарил дверь, То рукам сперва не верь: Может это дверца шкафа – Хорошенечко проверь! Если выйдешь в коридор Или выползешь во двор – Позови на помощь взрослых И заставь тушить костер. * * * Если в комнате у вас Слезы катятся из глаз, Так как дым клубами вьется И огонь жует палас, Нужно мужество найти, К телефону подойти, Постараться вспомнить цифры От нуля до девяти; Смело трубку в руки взять, «Ноль- один» суметь набрать. И назвать еще потом Город, улицу и дом, И квартиру, где живете, И с каким еще замком. И еще сказать: «Даю Вам фамилию свою; Также номер телефона, У которого стою». * * * Если где- то малыши Жгут чего- то от души, Или кто окурок бросил, Огонек не потушив; Если твой любимый друг Взрыв задумал сделать вдруг, Или младшая сестренка Ухватилась за утюг, Малышей найди в дыму, Расскажи им, что к чему, Расскажи им о пожарах, Что известно самому. Пусть в химический кружок Твой запишется дружок. Чтоб от бомбы самодельной Пострадать никто не смог. Эти действия нужны Для сохранности страны: Спички, бомбы и мальчишки Совмещаться не должны. ПОГОВОРКИ Не шути с огнем. Огонь друг – огонь враг. Спички детям не игрушки. От искры – пожар рождается. Спички не тронь – в них огонь. Спички – это не игрушка, а огонь- не забава. Не имей привычки носить в кармане спички. Маленькая спичка сжигает большой лес. Спичка – невеличка, огонь- великан. Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь. В огне железо плавко. Огонь хороший друг, но плохой хозяин. Не шути с огнем – сгореть можно, с огнем обращайся крайне осторожно. Искру туши до пожара, беду отводи до удара. Пожар легче предупредить, чем затушить. Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла. Ростом спичка невеличка, не смотрите, что мала, эта маленькая спичка может сделать много зла. Пожар вызывают электроприборы, когда они остаются без надзора. Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда. Огонь – опаснейшая штука, он над собой не любит шуток. Безопасность Правила безопасного поведения очень важны для мальчиков и девочек. Правила складываются на протяжении жизни многих поколений людей и помогают им относится друг к другу по – доброму. Каждое правило имеет свою историю и служит для того, что бы людям было хорошо общаться. Их нужно выполнять не только потому, что требуют взрослые, но и потому, что это приятно другим людям. Если все люди будут всегда выполнять эти важные правила, то у всех будет хорошее настроение. Правила безопасного поведения на автомобильных дорогах: 1. Переходить улицу можно только по пешеходному переходу; там, где есть светофор – на зелёный сигнал. 2. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если на ней нет машин. 3. Переходя улицу, нужно сначала посмотреть налево, дойдя до середины – направо. 4. Перед дорогой нужно остановиться, не перебегать её, не глядя по сторонам. 5. Нельзя играть на проезжей части дороги. 6. Нельзя кататься на велосипеде, санках лыжах, коньках вблизи проезжей части. 7. Обходить на остановках автобус и троллейбус нужно только сзади, трамвай только спереди. Правила безопасного поведения в поездах и на железных дорогах: 1. Переходить железнодорожные пути можно только в специально установленных местах. 2. Без необходимости нельзя срывать ручку стоп- крана. 3. Во время движения поезда нельзя высовываться из окон, стоять на подножках, открывать наружные двери. 4. При переходе по вагону нужно держаться за поручни. 5. Нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества. Правила безопасного поведения в толпе: 1. Отправляясь в многолюдное место, нужно оставить дома колющие и режущие предметы, снять с одежды значки, брошки. 2. Толпу нужно обходить стороной. Оказавшись в толпе, нужно стараться выбраться из центра, не останавливаться возле столбов, деревьев, машин. 3. Нельзя в толпе ничего поднимать с земли, потому что можно упасть. 4. Упав, необходимо защитить голову руками и постараться подняться. 5. В толпе лучше не подходить к стене, к микрофону, к агрессивно настроенным людям. Кроссворд «Чрезвычайные ситуации» 1. Временное затопление суши из- за подъёма воды? ( наводнение) . 2. Что возникает при неосторожном обращении со спичками? ( пожар) . 3. Очень сильный ветер, скорость которого больше чем у мчащегося автомобиля? ( ураган) . 4. Сильный ветер в виде вращающегося столба? ( смерч) . 5. Сильный вихрь в Америке? ( торнадо) . 6. Очень сильная буря на море? ( шторм) . 7. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку( землетрясение) . 8. Как называют людей, которые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации? ( спасатели) . Песенка пожарного. Называюсь я пожарным, Укротителем огня. Злой огонь и дым угарный Отступают от меня. Припев: Мы, пожарные, - герои! Нам огонь послушен. Если вспыхнет он порою- Будет вмиг потушен! Пусть ревет пожар, бушуя, Как свечу его тушу я! Для борьбы с огнем коварным Я не зря зовусь пожарным! Дж. Родари. Песенка про огнетушитель. Если пламя вспыхнет вдруг, Есть у вас надежный друг, Под рукой его держите! Припев: Пламени душитель, Дыма укротитель- Ваш огнетушитель! ( 2 раза) Слова И. Кононовой Правила пожарной безопасности: С точки зрения пожарной Он опасен чересчур, Если сделан из бумаги Самодельный абажур. Чтоб он не стал твоим врагом, Будь осторожен с утюгом. Не суши белье над газом- Все сгорит единым разом! Когда без присмотра оставлена печь, Один уголек целый дом может сжечь. Возле дома и сарая Разжигать костер не смей! Может быть беда большая Для построек и людей. Костер вы бросили в лес И вот несчастье на носу. Ты о пожаре услыхал- Скорей об этом дай сигнал! Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты: она мала, Но от спички- невелички Может дом сгореть до тла. А. Ильин. * * * Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослых на помощь скорей призывай И в «01» поскорей позвони: Сроч но пожарных! Помогут они! И под кроватью не прячься- учти, Что от огня просто так не уйти. Не оставайся в квартире с огнем, А выбирайся доступным путем: Мокрым шарфом нос и рот завяжи, К двери входной через дым поспеши. Г. Шалаева, О. Журавлева Загадки на тему «Пожар»: Все ест- не наестся, а пьет – умирает( огонь) Шипит и злится, а воды боится( огонь) Дремлют в домике девчонки- бурые шапчонки( спички) Летала мошка- сосновая ножка, на стог села- все сено съела( спичка) С языком, а не лает, без зубов, а кусает( о гонь) Висит – молчит, а перевернешь- шипит, и пена летит( огнетушитель) Он друг ребят, Но когда с ним шалят, Он становится врагом И сжигает все кругом( огонь) Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова- Целый час, а может два. Ты рукой его не тронь- Искусает всю ладонь( огонь) Дидактические игры по обучению правилам пожарной безопасности. Дидактическая игра «Если возник пожар». Цель: Обучение детей правилам пожарной безопасности. Оборудование: воздушный шар. Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках у ведущего воздушный шарик. Играющие дети должны быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если участник игры промедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар снова переходит к ведущему. Этот шар в руках недаром. Раньше, если был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар- Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди, Там взовьется в небо шар, Там всегда грозить нам будет Злой…( пожар) Раз, д ва, три, четыр е У кого пожар в…( квартире) Дым столбом поднялся вдруг Кто не выключил…( утюг) Красный отблеск побежал, Кто со спичками…( играл) Пламя прыгнуло в траву, Кто у дома жег…( листву) Кто бросал в огонь при этом Незнакомые …. ( предметы) Помнит каждый гражданин Этот номер…( 01) Дым увидел – не зевай И пожарных…( вызывай) . Дидактическая игра «Доскажи словечко» Цель: Закрепление знаний детей о пожарной безопасности. Развитие фонема тического слуха, умений рифмовать. Ход игры: Пожар мы быстро победим, Коль позвоним по …( 01) Если стал гореть забор, Доставай скорей …( топор) Если все в дыму у нас, Надевай …( противогаз) У пожарных не напрасно Цвет машины ярко- . . . ( красный) Наш брансп ойт был очень старый И не мог тушить…( пожары) Мчалась лестница все выше, Поднялась до самой…( крыши) Вдоль по улице, как птица. На пожар машина…. ( мчится) На пожаре ждет беда, Если кончилась…( вода) Чтоб огонь нам одолеть, Надо вовремя…( успеть) Ох, опасные сестрички Эти маленькие …( спички) Знать обязан каждый житель, Где висит…( огнетушитель) При пожаре не зевай, Огонь водою …( заливай) Коль не тратишь время даром, Быстро справишься с…( пожаром) «Запрещается – разрешается» Цель: Закрепление правил поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался под завалами. Оборудование: Светофорчики- карточки с изображением кружков зеленого и красного цветов( по количеству детей) . Ход игры: Воспитатель называет ситуацию и предлагает детям показывать красный кружок, если этого делать запрещается, и зеленый- если разрешается. Примерные ситуации: Бросать горящие спички; кричать и звать на помощь взрослых; включать газ; защищать голову от падающих предметов; пользоваться лифтом; прятаться под кроватью; успокоиться самим и успокоить других; не паниковать; стоять возле зеркал, окон; стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами и т. д. «Лови- бросай, правило называй» Цель: Закрепление правил поведения при наводнении. Оборудование: мяч. Ход игры: Воспитатель стоит в центре круга с мячом в руках. Бросая по очереди мяч детям, задает вопросы или предлагает закончить предложение. Например: Что нужно сделать, чтобы выбраться из воды? Варианты ответов: Не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место- чердак. Крышу. Верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы спасатели заметили размахивать тряпкой. Ночью светить фонарем; если уже попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и т. п. Подвижные игры. « При пожаре не зевай, огонь водою заливай» Цель: Ознакомление с огнетушителем. Закрепление знаний детей о том. Что огонь боится песка и воды. Оборудование: Предметы по количеству команд( ку бик, резиновая надувная игрушка) , два огнетушителя- игрушки, настоящий огнетушитель или его изображение. Ход игры: Воспитатель с детьми слушают песенку огнетушителя. Дети делятся на две команды, каждой команде выдается « огнетушитель», невдалеке ставятся предметы по количеству команд, к оторые нужно «тушить». По команде дети бегут каждый к своему предмету. Обегают его( тушат) , ставят «огнету шитель» рядом и отбе гают в сторону. Как тольк о «огнетушитель» коснулся земли, бежит следующий участник игры( обегает предмет, «тушит пожар») . «На пожаре» Цель: Совершенствование волевых качеств( ловкость, быстрота, сила, выносливость, смелость, решительность, воля к победе) ; физических данных( умение бегать, прыгать, метать, ползать и т. п. ) О борудование: мешочки с песком, шведская стенка, веревка, т онне ль, ведра с водой, снаряжение, п ротивогаз, лабиринт из кубов. Ход игры: В игре участвуют две команды «пожарных». Предлагается в кратчайший срок потушить « пожар», начавшийся на « острове». Задание начин ает выполнять тот член команды, к оторый может справит ь ся с ним лучше всех. Затем он передает эстафету тому, кому поручит команда после предварительного обсуждения. Команда учитывает, у кого для данного задания лучшие качества и навыки. Задания: Бег наперегонки. Бросание мешочка с песком( на дал ьность) Подъем по шведской стенке. Подтягивание на рука х и перемещение по веревке над «водопадом» Оказание медицинской помощи. Проползти по тоннелю. Перенести несколько ведер с водой. Надевание снаряжения на скорость. Над евание противогаза( на скорость) Преодоление препятствия( лабиринта из кубов) на скорость. Игра – эстафета «Смелые спасатели». Играют две команды. Задача игроков проползти через дуги, подбежать к обручу, продеть его через себя, затем положить его на пол, перепрыгнуть барьер, возвратится назад. Затем по очереди так бегут все участники команд. Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет все препятствия и вернется назад первой. «Затуши костер». Задание игры – потушить костер. Игроки делятся на две команды, выстраиваются друг за дружкой и по очереди несут в маленьком ведерке воду( песок) , выливают( высыпают) в поставленную для этого емкость для воды( или большой лист бумаги с нарисованным костром для песка) . Затем возвращаются к своей команде, передают ведерко следующему. Побеждает та команда, которая первой выльет определенное количество ведерок воды( или успеет высыпать песок) . «Огонь – друг или враг». Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве, внимания, выдержки. Оборудование: Маска- шапочка «огонь», обруч. Ход игры: Один из игроков изображает Огонь. Он выходит из своего жилища- очага, ходит в обозначенном пространстве( круге) и говорит: « Я- Огонь, меня не тронь! » Игроки спрашивают: «Ты зачем ушел из очага, превратился в нашего врага? » После слов: «Я Огонь – ваш друг и враг. Со мной не справится никак», Огонь начинает шипеть, махать руками, ловить детей, которые пересекают границу круга, бегают на его территории. Вне круга ловить детей нельзя. Пойманных Огонь «превращает в угольки» и «сажает» в свой «очаг». Последний, непойманный игрок становится отважным Смельчаком, победившим Огонь, и новым водящим. Все игроки должны увертываться, наклоняться низко, ползти, чтобы водящий не задел их. Те, кого Огонь не задел, возвращаются в круг. Словарь спасателя: Опасность – ситуация, в которой человеку кто- то или что- то угрожает. Безопасность – ситуация, когда нет угрозы здоровью и жизни человека. Ч резвычайная ситуация- опасность, угрожающая сразу многим людям. Стихийное бедствие – катастрофическое природное явление, возникающее внезапно, приводящее к разрушению домов, гибели людей. МЧС – министерство по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Наводнение- временное затопление суши из- за подъема воды. Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности. Извержение вулкана- образование на поверхности земной коры, когда магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни. Ураган- очень сильный вете р, дующий долгое время. Смерч- сильный ветер в виде вращающегося столба. Што рм- очень сильная буря на море. Пожарный – человек, который тушит огонь, спасает людей, дома. Кинолог – специалист по разведению и дрессировке собак. Спасатели- люди, к оторые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации. Глобус- модель планеты Земля. План – чертеж, изображающий на плоскости какое- либо пространство. Огнетушитель – прибор для тушения пожара. Лабиринт – запутанный рисунок, где надо найти выход. Карта – изображение земной поверхности на плоскости( бумаге) . Схема – графическое изображение способов действия. Физминутка. Воспитатель: Победит огонь коварный, Тот, кого зовут…( пожарный) . Затем дети выполняют движения и проговаривают слова: На машине ярко- красной, Мчимся мы вперёд Труд тяжёлый и опасный Нас, пожарных, ждёт. Вой пронзительной сирены Может оглушить, Будем и водой, и пеной Мы пожар тушить. И в беду попавшим людям Сможем мы помочь, Ведь с огнём бороться будем Смело день и ночь! Лесной пожар Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра, Он- в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. . . А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер, И, сыпля искры, посреди поляны Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел, Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. 3. Шефнер Считалки Эне- Бена, два полена, Спички, печка, дым колечком. Я подул на уголек, Выходи- ка, огонек. * * * Кинь, кинь, перекинь, Давай вместе побежим Через воду и огонь- Не догонит нас и конь. Раз, два- догоняй, Ну, попробуй нас поймай. Сказка о том, как огонь с человеком подружился. Один мужик облюбовал в лесу место под ржаное поле. Стал он валить деревья, расчищать поляку. С рассвета и дотемна раздавался в лесу стук его топора. Сначала он срубил деревья, потом начал корчевать пни. А когда пришло время сеять рожь, оглянулся мужик вокруг и видит: сил положил много, а места расчистил мало. С такого поля не прокормишься. Да еще бревна и пни надо с поля убрать. Сидит мужик под елкой и горюет. Вдруг видит: по лесу среди лип и берез, среди сосен и елей идет кто- то. Быстро идет, словно ветром его несет. Кафтан на нем алый, широкий, длинные полы развеваются. Приблизился он к мужику, остановился и говорит: - Удачи тебе, мужичок, в твоем деле. А что же ты делаешь? - Лес под поле освобождаю. Трудился, трудился не покладая рук- расчистил лишь малое место. С такого поля не прокормишься. Да еще надо бревна и пни с поля увезти, тоже работа нелегкая. - Хочешь, я тебе помогу? - Помоги, приятель. Вдвоем больше сделаем. - Я один управлюсь, а ты отойди в сторону. Мужик отошел в сторону, а тот распахнул свой кафтан, взмахнул широкими рукавами, взметнул алыми полами. Стали рукава белым дымом, а полы- алым пламенем. И тотчас же наваленный на поле сушняк задымился, полетели искры, забушевало пламя, глотая пни и деревья. Муж ик испугался: «Этак он и меня съ ест. Бежать надо! ». Кинулся мужик прочь, да споткнулся о ведро с водой. Ведро опрокинулось, вода разлилась, пламя потухло. Оглянулся мужик и видит: вместо бревен и пней- юла, а на поле стоит тот- в алом кафтане, в своем прежнем обличье. - Видал, как я с бревнами и пнями справился! - Видал, - отвечает мужик, - спасибо тебе. Да кто же ты такой будешь? - Я Огонь. А тебе спасибо, мужичок, за угощение. Ведь для меня нет ничего лучше смолистой сосны да белой березы. Теперь ты приходи ко мне в гости. Угощу тебя тем, чего ты никогда не едал. Печеным да вареным. Полетел он дальше, а мужик распахал поле и посеял рожь. Хорошо уродилась рожь! Осенью убрал ее мужик, обмолотил, сложил в клеть. _ - Теперь можно и к Огню в гости пойти. Пришел к Огню. - Здравствуй, друг Огонь! - Здравствуй, друг мужик! Садись к столу. Уселся мужик, а Огонь выставил перед ним румяные блины, жареные пироги. Очень понравилось мужику угощение. Наелся он, завел беседу. - Что- то ты, друг Огонь, отощал, меньше стал? - Как тут не отощаешь. . . В доме ни обеда, ни ужина нет, ни смолистых плах сосновых ни белых поленьев березовых. Если я сегодня не подкреплюсь, то завтра мне конец будет. - Зачем же тебе, друг, конца ждать? Пойдем ко мне, уж я найду чем тебя попотчевать. Пришли они к мужику. Наколол он сухих березовых дров для друга. Набросился Огонь на них, вмиг все спалил, осталась от них маленькая кучка пепла, зато Огонь сразу раздобрел, повеселел, алым румянцем заиграл и помирать раздумал. - Давай, - говорит мужику, - вместе жить: ты будешь меня кормить, а я на тебя работать. Мужик согласился и поставил посреди своей деревянной избы каменную палату- печь. А теперь давайте представим себе, каким монет быть огонь. Огонь согревающий- это огонь, дающий человеку тепло, радость. Огонь пожирающий- злой, жадный огонь, приносящий людям беды, несчастье и разрушение. Огонь кормящий- - огонь, на котором мы можем приготовить еду. Попробуйте съесть сырую картошку. Невкусно? А поджаренная, с румяной корочкой? Совсем другое дело. Ее нам дал огонь кормящий. Огонь, дающий свет, - это горящая свеча, электрическая лампочка. САЛАМАНДРА- ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА ОГНЯ В одном доме на столе в красивом подсвечнике стояла свеча. Ее зажигали по праздникам. В пламени этой свечи жила Саламандра- повелительница огня. Она любила танцевать, и была похожа на юркую желтую ящерицу с красивыми глазами. Это она мне рассказала, что огонь бывает разным по характеру. Вот, например, огонь, который живет в печке, любит согревать и кормить людей, а в лампе- освещать их жилище. Пламя факела защищает людей от хищных зверей и освещает дорогу в лесу. Пламя свечей может украшать праздничный торт. Бенгальские огни дарят людям праздник. К огню нужно относиться с уважением и вниманием, иначе он может разозлиться и превратиться в страшное чудовище, способное погубить все вокруг. Пожар является стихийным бедствием. Его часто называют красным петухом. Обращайтесь с огнем бережно, и тогда он будет помогать вам во всем, дарить тепло и красоту. КАК ОГОНЬ ВОДУ ЗАМУЖ ВЗЯЛ Е. Пермяк Рыжий Огонь- Разбойник пламенно полюбил Холодную Воду. Полюбил и решил на ней жениться. А его все отговаривали: «Да что ты надумал, рыжий? Какая она тебе пэра? Зачем тебе Холодная Вода? ». Загоревал Огонь, да встретил толкового мастера, человека, Иваном его звать. «Не горюй, Огонь, сосватаю, поженю», - сказал так мастеровой человек, и терем стал строить. Построил терем и велел свадьбу играть, гостей звать. Пришла с жениховой стороны женихова- огневая- родня: тетка Молния, двоюродный брат Вулкан; а с невестиной стороны пришли старший брат Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Ясноглазая Роса. Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. Много ли, мало ли прошло времени, только родился у Воды и Огня сын- богатырь. Горяч, как тетушка Молния. Хорошее имя дали богатырю- Пар. На телегу сядет богатырь- телега поездом покажется. На корабль ступит Пар- чародей- собирай паруса, без ветра корабль катится, волны рассекает, паровой голос подает, корабельщиков своим телом греет. На завод пожалует- где сто человек работали, одного хватает, муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит. Народу помогает, мать и отца радует. И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле- тереме. Год от году растет сила их сына- богатыря, и слава о русском мастеровом не меркнет. Весь свет теперь знает, что он Холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына- богатыря нам, внукам и правнукам, на службу поставил. « Пожарные собаки». Лев Толстой. Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб. Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что- нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем- то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу. «Торопливый ножик» Е. Пермяк. Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая. — Как же это так? — спрашивает Митю отец. — Ножик плохой, — отвечает Митя. — Косо строгает. — Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить. — А как? — спрашивает Митя. — А вот так, — сказал отец и взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно. Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился, вкривь да вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть. На своем настоял. Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно. «ПОЖАР» Б. Жидков. Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру. Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг. " Теперь, небось выстрелит! " Огонь разгорелся, загудел в плите- и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло. Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет. А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось. Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель разбил стекло и надавил кнопку. У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи. Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным. Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме. А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно. А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели. Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом. «НАВОДНЕНИЕ» Б. Житков. В нашей стране есть такие реки, что не текут всё время по одному месту. Такая река то бросится вправо, потечёт правее, то через некоторое время, будто ей надоело здесь течь, вдруг переползёт влево и зальёт свой левый берег. А если берег высокий, вода подмоет его. Крутой берег обвалится в реку, и если на обрыве стоял домик, то полетит в воду и домик. Вот по такой реке шёл буксирный пароход и тащил две баржи. Пароход остановился у пристани, чтобы там оставить одну баржу, и тут к нему с берега приехал начальник и говорит: - Капитан, вы пойдёте дальше. Будьте осторожны, не сядьте на мель: река ушла сильно вправо и теперь течёт совсем по другому дну. И сейчас она идёт всё правее и правее и затопляет и подмывает берег. - Ох, - сказал капитан, - мой дом на правом берегу, почти у самой воды. Там остались жена и сын. Вдруг они не успели убежать? ! Капитан приказал пустить машину самым полным ходом. Он спешил скорей к своему дому и очень сердился, что тяжёлая баржа задерживает ход. Пароход немного проплыл, как вдруг его сигналом потребовали к берегу. Капитан поставил баржу на якорь, а пароход направил к берегу. Он увидал, что на берегу тысячи людей с лопатами, с тачками спешат возят землю, насыпают стенку, чтобы не пустить реку залить берег. Возят на верблюдах деревянные брёвна, чтоб их забивать в берег и укреплять стенку. А машина с высокой железной рукой ходит по стенке и ковшом нагребает на неё землю. К капитану прибежали люди и спросили: - Что в барже? - Камень, - сказал капитан. Все закричали: - Ах, как хорошо! Давайте сюда! А то вон смотрите, сейчас река прорвёт стенку и размоет всю нашу работу. Река бросится на поля и смоет все посевы. Будет голод. Скорей, скорей давайте камень! Тут капитан забыл и про жену и про сына. Он пустил пароход что есть духу и привёл баржу под самый берег. Люди стали таскать камень и укрепили стенку. Река остановилась и дальше не пошла. Тогда капитан спросил: - Не знаете ли, как у меня дома? Начальник послал телеграмму, и скоро пришёл ответ. Там тоже работали все люди, какие были, и спасли домик, где жила жена капитана с сыном. - Вот, - сказал начальник, - здесь вы помогали нашим, а там товарищи спасли ваших. « В ДЫМУ» Б. Житков. Никто этому не верит. А пожарные говорят: - Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И ещё- в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу. И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идёт воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только всё равно ничего не видно. И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул: - А ну, посчитайте, все ли? Одного жильца не хватало. И мужчина закричал: - Петька- то наш в комнате остался! Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Ч еловек вошёл в комнату. В комнате огня ещё не было, но было полно дыму. Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску: - Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос! Но никто не отвечал. Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушёл. Тогда старший пожарный рассердился: - А где Петька? - Я все стены обшарил, - сказал человек. - Давай маску! - крикнул старший. Человек начал снимать маску. Старший видит: потолок уже горит. Ждать некогда. И старший не стал ждать; окунул рукавицу в ведро, заткнул её в рот и бросился в дым. Он сразу бросился на пол и стал шарить. Наткнулся на диван и подумал: " Наверное, он туда забился, там меньше дыму" . Он сунул руку под диван и нащупал ноги. Старший пожарный схватил их и потянул вон из комнаты. Он вытянул человека на крыльцо. Это и был Петька. А пожарный стоял и шатался. Так его заел дым. А тут как раз рухнул потолок, и вся комната загорелась. Петьку отнесли в сторону и привели в чувство. Он рассказал, что со страху забился под диван, заткнул уши и закрыл глаза. А потом не помнит, что было. А старший пожарный для того взял рукавицу в рот, что через мокрую тряпку в дыму дышать легче. После пожара старший сказал пожарному: - Чего по стенам шарил? Он не у стенки тебя ждать будет. Коли молчит, так, значит, задохнулся и на полу валяется. Обшарил бы пол да койки, сразу бы и нашёл. «Сказка про спички» Ганс Кристиан Андерсен. У всех вещей, как у людей, Дурные есть привычки. Гордились знатностью своей, Живя на кухне, спички. Необычайной вышины У спичек были предки: Они громаднейшей сосны Когда- то были ветки. - Росли мы в северном лесу, Рассказывали спички, - Мы пили сладкую росу, Нам слух ласкали птички. Но в тихий лес проник топор И приступил к работе. И стал наш дедушка с тех пор Грот- мачтою во флоте! Немало знали мы невзгод, Но сделали карьеру. Попав на спичечный завод, Мы окунулись в серу. И стали светочами мы, Таим в душе мы пламя, Ведем войну мы с царством тьмы, Шутить опасно с нами! Услышав чванный их рассказ, Им котелок ответил: - Пожалуй, я не хуже вас, И я, как пламя, светел. Нехорошо хвалить себя, Но без меня нет пищи. Служанка трет меня, скребя, И с каждым днем я чище. Я мирный, скромный домосед, - К чему бродить без толку? Сварив хозяевам обед, Взбираюсь я на полку! - А я должно ходить во двор Во всякую погоду! - Ведро вступило в разговор И выплеснуло воду. - Все ваши речи- ерунда! - Заметила корзинка. - Кто без меня вам, господа, Носил бы вести с рынка? Сказать по совести, в стране Не вижу я порядка! Когда бы власть досталась мне, То все пошло бы гладко. - Вы слишком бойки на язык, Вы будите в нас страсти! - Сказал горшок. - Я не привык К таким речам о власти. - Эх, замолчите, мудрецы, Конца нет спорам вашим! - Сказали медные щипцы. - Давайте- ка попляшем! И вот щипцы пустились в пляс, Гремели и стучали, И за искусство их тотчас Петрушкой увенчали. Ухват промолвил: - Самовар, Теперь вы спойте соло, У вас большой природный дар И недурная школа! Но отказался самовар, Сказав, что петь не хочет. Что он поет, когда пожар В груди его клокочет. - Давайте все тогда споем! - Воскликнула лоханка. Тут грянул грохот, звон и гром. . . Но вдруг вошла служанка. Как только в дверь она вошла, Все смолкли по привычке, И первым делом со стола Взяла служанка спички. Она взяла не котелок, Не чайник, не корзинку, А серных спичек коробок, Чтобы зажечь лучинку. Взглянули спички с торжеством На всех друзей при этом: - Мы озаряем целый дом Своим волшебным светом! Наш яркий блеск неугасим, Он служит высшей цели! Чирк! Никогда мы не сгорим! . . Тут спички и сгорели.
- Картотека театрализованных игр в средней группе
- Конспект игры - путешествия по ОБЖ в подготовительной к школе группе на тему «Безопасная дорога»
- Консультация "Безопасные каникулы"
- Сценарий спортивного развлечения с детьми и родителями подготовительной к школе группе «Зимние игры и забавы».
- Проект" Игрушки"