a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическое пособие пособие «Секреты познавательных окон»

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2025-01-08 20:56:24

Документы для скачивания

Дидактическое пособие «Секреты познавательных окон»( Использование перфокарт в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста) Автор проекта: Ведьманова Светлана Анатольевна, учитель- логопед; В основе проекта лежит использование метод а наг лядного моделирования, как опоры для мыслительной деятельности детей. Данный метод позволяет свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому. Кроме того, возможность оперирования знаками и символами лежит в основе развития высших форм психики и приспособления человека к окружающей среде, а также в развитии интеллекта на всех его уровнях. При формировании у воспитанников навыков и умений звукового анализа и синтеза нами, в качестве базового инструментария, используется методика Т. А. Ткаченко. Цель проекта: заинтересовать воспитанников занятиям и, в значительной мере способствующим совершенствованию их фонематического слуха. Задачи проекта: - создание условий для повышения заинтересованности ребят в процессе познавательной деятельности по совершенствованию их фонематического восприятия; - обучение дифференцированию звуков речи по признаку «твердости- мягкости»; - формирование у воспитанников начальных навыков в звуковом анализе слов; - развитие умений и навыков правильно понимать и осмысливать учебную задачу, после чего выполнять её самостоятельно. В качестве эффективного инструмента об учения дошкольников грамоте нами предлагаются такие элементы метода моделирования, как перфокарты. Дидактическое пособие «Секреты познавательных окон» включает в себя наборы книжек- перфокарт по возрастам, задания к ним, проверочные листы. Пособие предназначено для индивидуального использования: - на логопедических занятиях- три раза в неделю; - на подгрупповых занятиях- два раза в неделю; - в образовательных мероприятиях по речевому развитию дошкольников- один раз в неделю. Проект реализуется методом совместной деятельности по направлениям: «ребенок–учитель- логопед», «ребенок- воспитатели групп», «ребенок- родители». Учитель- логопед организует для воспитателей обучающий семинар и консультирует родителей во время работы родительского клуба. Оборудование: перфокарты- это книжки прямоугольной формы, выполненные из картона, в которые вкладываются чистые листы бумаги, благодаря чему возможно многократное использование перфокарт в течение длительного времени. На лицевой стороне перфокарты изображены предметные картинки, в названиях которых есть определенный звук. Под предметными картинками вырезаны «окна» для выполнения задания воспитанниками в соответствии с возрастными категориями. Во время занятий каждый воспитанник получает перфокарту и самостоятельно выполняет задание: раскрашивает «окно» в определенный цвет или пишет букву, далее взаимопроверка в парах. Ребёнок среднего дошкольного возраста определяет первый звук в слове и цветным карандашом закрашивает окно с искомым звуком( красным – гласный, синим- согласный) . Согласные звуки в перфокартах подобраны только твёрдые. Одно «окно» всегда остается пустым. Задача ребенка старшего возраста выделить заданный звук в слове, затем обозначить позицию этого звука в слове, закрасив соответствующую часть. Для детей подготовительной к школе группы задание ещё сложнее: выделить искомые звуки и обозначить их на письме буквами. А далее по инструкции взрослого соединить буквы так, чтобы получить одну большую букву, тем самым проверив правильность выполнения задания. Проект долгосрочный- три учебных года. Результаты н ашей деятельности. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребёнка выделяет звуки в словах, тем самым закладывает предпосылки грамотности. Таким образом, использование системы перфокарт со с редней до подготовительной группы даёт положительные результаты: - ускоряется процесс восприятия, запоминания и овладение материалом; - игра интересна детям, а её динамичность позволяет избежать быстрой утомляемости ребят; - игра позволяет быстро формировать у воспитанников навыки звукового анализа и синтеза слов; - развивается мелкая моторика, глазомер. Для среднего возраста мы пре длагаем 9 перфокарт по 6 вариантов на каждый звук, для старшего возраста 27 перфокарт по 6 вариантов на каждый звук, для подг отовительной к школе группы нами разработано 27 перфокарт по 3 варианта. Уровень эффективности данной разработки возможно определить методом речевого диагностирования детей по методике психолого- педагогической диагностики развития детей Е. А. Стребелевой, проводимого в сентябре, декабре и мае учебного года. Мониторинг усвоения программного материала на занятиях по обучению грамоте производится по следующим параметрам: а) в средней группе: - различение гласных звуков в начале слова, обозначение их условным цветом; - различение согласных твёрдых звуков в начале слова, обозначение их условным цветом; - различение гласных и согласных звуков в начале слова, обозначение их условным цветом. б) в старшей группе: - различение звуков( гласные, согласные твердые и мягкие) , обозначение условным цветом; - определение позиции звука в слове; - выполнение звукового анализа слов из трёх- четырех звуков; - выполнение звукового синтеза слов из трёх- четырёх звуков. в) в подготовительной к школе группе: - выполнение звукового анализа слов различной слоговой структуры; - дифференцирование звуков( гласные, согласные твердые и мягкие) ; - выделение звука в слове и определение его позиции. Сравнительный анализ результатов входного, контрольного и выходного тестирования наглядно демонстрирует эффективность применения игры «Секреты познавательных окон» в обучении дошкольников с нарушениями речи на логопедическом пункте детского сада. По результатам диагностики( май 2018 г. ) фонематический слух: 88% против 23% в начале обучения; звуковой анализ 84% против 23% в начале обучения; познавательная мотивация 100% у всех детей. Это пособие рассчитано на три года обучения, начиная со средней дошкольной группы и до подготовительной. На данный момент оно апробировано в течение одного учебного года. Детальный мониторинг и итоговый анализ эффективности применения данного пособия может быть нами произведен только через два года, по окончании полного цикла его применения. Однако, полученные результаты одного года работы, позволяют сделать вывод, что игра- пособие в значительной мере помогает педагогам и родителям в формировании у дошкольников фонетико- фонематической компетенции, развивает элементы познавательной деятельности, значительно мотивирует дошкольников к обучению грамоте. Работа с перфокартами вызывает массу положительных эмоций у детей, Они воспринимают занятие как игру, вносят в неё элемент состязательности, чтобы как можно быстрее выполнить задание, искренне дуются своему успеху и успеху товарища, обсуждают результаты. Дальнейшее развитие проекта. Продолжаем работу по изготовлению перфокарт и вовлечению в это т процесс родителей. Задания следующие: - выполни звуковой анализ слова из трёх, пяти звуков; - выдели первые звуки картинок и запиши их буквами; - подбери слово к звуковой схеме. Определённые трудности в работе над проектом возникали в подборе демонстрационного материала на определенный звук при формировании картотеки для игры. Подбор картинок, их структурирование и форматирование являются достаточно трудоёмким процессом, требующим определённых временных затрат. На данный момент картотека демонстрационного материала собрана, обработана, апробирована и позволяет в любой момент существенно увеличить вариативность имеющегося материала, в зависимости от поставленных целей. Используя перфокарты для повторения и закрепления изученного материала, мы одновременно решаем и вопросы самоконтроля при выполнении заданий и подготовку воспитанников к обучению грамоте. Идея использования игры на основе перфокарт как формы занятия по речевому развитию воспитанников на шла отклик в родительской среде. Они сами вовлеклись в работу и постоянно пополняют картотеку перфокарт. Во время родительского клуба по теме «Звуковой анализ слов» с родителями была проведена теоретическая консультация по использованию каталога перфокарт для совершенствования фонематического восприятия и проведена практическая отработка данного вопроса. Часть родителей принимают активное участие и оказывают помощь воспитателям и учителю- логопеду в дальнейшем расширении каталога перфокарт.

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы