Образная речь – основа культуры речи
Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Культура речи – соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства. Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность.
Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств.
Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.
Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки) и фразеологизмы.
Художественная литература и устное народное творчество – это такие виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна, так как он имеет разнообразные жанровые формы: былины, сказки, легенды, песни, предания, а так же малые формы: частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен и выразителен.
Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность («как в воду опущенный», «надуть губы», «сломя голову», «в поте лица»).
Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов, многозначностью слов) в любом художественном тексте.
Лексическая сторона речи – составная часть образности, так как работа над смыслом слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу выразительное слово или словосочетание с контекстом высказывания.
Грамматический аспект развития образности речи также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства(порядок слов, уместное применение предлогов, построение разных типов предложения), ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона развития образности речи включает звуковое оформление текста (интонационную выразительность, правильно выбранный темп, дикцию), что во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей.
В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в разных жанрах – сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.
В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении. Воспринимая художественный образ произведения, будь то пейзаж, натюрморт или жанровая картина, ребёнок осмысливает его и передаёт свои впечатления в словесном творчестве.
Театр и музыка также влияют на творческие способности детей в области слова. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и образную речь. Несомненно влияет на точность словоупотребления, выбор и качество используемых образных средств, на развитие мышления и речевую культуру в целом.