a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»

Автор: Гатько Галина Алексеевна Опубликовано: 2025-01-14 19:31:50

Конспект занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»

                                                   Подготовила воспитатель Гатько Г.А.

Задачи исследования

Образовательные- выявить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берется?-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?- исследовать свойства соли опытным путём,- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей, продолжать знакомить детей с нетрадиционными приёмами рисования.

Развивающие- развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы;-развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Воспитательные;- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи- воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Методы и приёмы:

Практические: опыты с солью: изобразительная деятельность, физминутка.

Наглядные: презентации, наблюдение.

Словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.

Словесная работа: Обогащать словарь детей словами : «соль» «вещество» , «растворить» «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая», «лаборатория».

Предварительная работа: Беседа о применении обычной соли в домашних условиях., рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, проведение экспериментов. « что мы знаем о соли», опытов по выращиванию кристаллов, изготовление цветной соли для творческих работ, работа с солёным тестом, дидактические игры « Определи на ощупь», «Узнай  на вкус», « Солёный- не солёный»

Интегрируемые образовательные области:

« Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: слайдовое презентация на тему: «Добыча соли и её применение», мультимедийное оборудование, музыкальный центр, опытно-экспериментальная мини-лаборатория « Очень-умелые ручки!» микроскоп, песочные часы. Баночки с солью, «выращивание кристаллов», соль поваренная, морская, баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные ёмкости, шишки, сосновая веточка, воронка, цветной мел, красивые стеклянные баночки для декорирования, солёное тесто, формочки и настольная поделка из бросового материала «Как добывают соль»

Ход занятия:

Воспитатель:- В круг широкий вижу я- встали все мои друзья.

                               Мы сейчас пойдём направо, а теперь пойдём налево,

                               В центре круга соберёмся. И на место все вернемся.

                              

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами попали в научную лабораторию « Очень-умелые ручки»!, в которой проводят разные опыты и эксперименты.

-А кто работает в лабораториях?

Ответы детей (ученые)

Воспитатель: Вот и мы сегодня будем учёными, которые проводят эти опыты. Нам сегодня почтальон принёс посылку из академии учёных. Давайте посмотрим. Что же там лежит? Воспитатель достаёт из посылки письмо, а в нём загадка.

А вот с каким материалом мы будем экспериментировать мы сейчас отгадаем. Загадывает загадку.

На столе стоит всегда,

Внешне белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу- каждому нужна.

Ответы детей.

Воспитатель:- Правильно это соль. Вот какие вы умные.

-А какую соль вы знаете? Ответы детей ( морская, крупная, мелкая.

Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Воспитатель достаёт из посылки соль и задаёт детям вопросы:

-Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? Ответы детей.(дома, в магазине)

-А для чего она нужна вам дома? Ответы детей( чтобы готовить еду или её используют для приготовления пищи)

-А теперь я расскажу вам немного о соли!

Садитесь на свои места. Все расселись по местам? Ни кому не тесно? По секрету вам скажу « Будет интересно!»

Слайдовая презентация на тему «Добыча соли и её применение»

Соль. Один из важнейших минералов на земле. Откуда она берется? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе-это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и ощищенная каменная соль, в виде кристалликов. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т.к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Но и дольше количество соли тоже вредно для здоровья. У потребление соли составляет 1 чайная ложка в сутки. Но соль мы используем не только, как приправу., но и для чего?

Ответы детей( для того чтобы консервировать овощи, а ещё она спасает нас от гололёда,. И применяется в медицине).

Из интернет- источников мы узнали, что человеку ежедневно требуется 8-10 грамм поваренной соли,-этого вполне достаточно, чтобы подсолить пищу. Если использовать соль больше в два раза то это вредит вашему здоровью. Но полностью отказываться от соли нельзя.

Вывод: Соль необходимый строительный материал для. клетки человека

Ребята, но прежде чем нам заняться интересными опытами. Давайте разомнемся.

Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Ну. а теперь повторяйте волшебные слова:

Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись и в волшебной лаборатории очутись!

Вот мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где проводят эксперименты и опыты. Чтобы  начать работать ,нам всем нужно одеть специальную одежду. И чтобы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.

При работе с соль надо соблюдать правила безопасности: Кто знает какие?

Не трогать руками глаза.

Соблюдать тишину.

Не толкать соседа во время работы.

Сначала посмотри, а потом повтори.

Выполнил и положи на место.

 

И так внимание.

Опыт №1 Давайте рассмотрим соль, давайте подойдём к столу. Перед вами поваренная и морская соль. Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи.

 Ответы детей(Одинаково белая, у поваренной частички мелкие, а у морской- крупные).

Показать детям через микроскоп. Отдельно останавливаемся на поваренной соли.

 Воспитатель: Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите её. Давайте попробуем описать наше вещество.

-Какого цвета соль? Ответы детей (белого)

-на что похожи её частички? Ответы детей (на кристаллики или крупинки)

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите  к носу. Имеет ли запах, соль?

Ответы детей(нет)

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли соль вкус? ответы детей (да)

-какой? Ответы детей(она солёная)

Давайте возьмём щепотку соли и пересыплем её обратно в баночку! Какая соль? Сыпучая или несыпучая? Ответы детей (сыпучая).

Давайте сделаем вывод(белая, не имеет запаха,  соленая сыпучая

Воспитатель: Ребята  перед вами стоят  стаканчики с жидкостью, потрогайте стаканчики  и скажите, что вы чувствуете? Ответы детей (в одном стаканчике жидкость холодная, а в другом теплая).

Предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (дети пробуют воду).

-Так что вы попробовали? ( воду)

-Имеет ли вода вкус? ( нет)

Молодцы , верно!. Теперь в каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Смотрим, растворилась или нет? Ответы детей ( сольрастворилась0

Воспитатель – Да. Ребята. Соль растворилась в воде. А кто заметил, в какой воде. Соль растворилась быстрее, в теплой или холодной? Ответы детей ( в теплой).

-Пробуем на вкус, какая вода стала? (солёной).

-А какая была? (без вкуса).

Сделали вывод: соль растворяется в воде. В теплой воде соль растворилась быстрее.

Опыт № 3»Плавающее яйцо»

Воспитатель: -Ребята, солёная вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже соленая? Ответы детей (в речке вода пресная).

-Верно, молодцы. А вы знаете, что в соленой воде легче плавать. Хотите это проверить? (да).

Поможет нам в этом обычное куриное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с соленой водой. Что вы видите? (яйцо плавает).

А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой. Который остался на подносе. вода в этом стакане не соленая. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Мы сделали вывод: В соленой воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит в соленой воде легче плавать.

Мы с вами очень устали. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим, рубим( размашистые движения руками , как топором)

Мы морковку трем, трем(водят кулачком по ладошке)

Мы капусту солим. Солим(берут щепотку соли и солят.)

Мы капусту жмем, жмем ( сгибание и разгибание кистей рук)

Опыт №4 Выращивание кристаллов

Рассмотрели с детьми баночки, где уже появились кристаллы. Чтобы вырастить кристаллы соли, заранее мы с детьми за несколько дней, в 2 пол-литровые банки теплой воды, насыпали соли. В банки опустили веточки сосны и шишки, а сверху положили карандаш. Привязав к нему нитку. Через несколько дней мы заметили. Что вода из банок стала испаряться, а ниточка и дно банок покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Мы сделали вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.

Опыт №5 «Соль хрустит»

Мы с детьми насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на нее пальцем, после чего мы услышали хрустящие звуки. Мы сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Мы сделали вывод6 Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании пальцем на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №6Декорирование баночки разноцветной солью. « Цветная радуга».

В этом опыте через воронку насыпали слоями разноцветную соль.

Опыт №7 « Работа с соленым тестом».

Соль, мука и вода- это все, что необходимо для приготовления соленого теста. Соленое тесто-это изумительный по своей доступности и пластичности материал! Из него можно сделать все что угодно! И мы сделали различные поделки.

Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью, а сейчас мои юные волшебники, настала пора прощаться с лабораторией «Очень- умелые ручки»! пора возвращаться в наш детский сад. Снимите, пожалуйста форму , повесьте  аккуратно на спинку стульчика, а шапочку положите на стол.

Давайте произнесем волшебные слова: хлоп- хлоп, топ-топ,, повернись и в детский садик ты вернись.!

Релаксация-

Ребята, а где мы с вами были и в кого превращались? Ответы детей (в лаборатории, превращались в волшебников)

-А что мы там делали? (проводили опыты, играли)

Воспитатель –Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опыта и творчества.

-Ребята, какое задание было самым трудным? Что вы не знали, а сейчас узнали? Ответы детей. Спасибо за хорошее поведение.

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: