a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выбор мотива при организации образовательной деятельности с детьми

Автор: Логвиненко Полина Валентиновна Опубликовано: 2025-01-16 11:59:51

Задачи воркшопа «Организация образовательной деятельности с детьми на основе выбора мотива»:
1) расширить представление педагогов о видах мотивов и их значимости для деятельности и развития ребенка;
2) способствовать осознанию эффективности мотивированно организованной деятельности;
3) отработать практическое применение разных мотивов при организации образовательной деятельности с детьми.

Продолжительность: 1,5 ч.

Количество участников: 12–15 человек.

Материалы и оборудование: цветные карандаши; бумага для рисования; листы ватмана; таблица «Виды мотивов» (несколько штук, в зависимости от количества групп); «чудесный мешочек» с пронумерованными от 1 до 9 карточками; разноцветные сердечки из самоклеящейся пленки; ватман, разделенный на сектора в зависимости от количества групп (с их номерами); вырезанные из белой бумаги силуэты различных вещей и предметов, необходимых в жизни, — книги, цветка, платья, груши, обуви, чайника и т. п. (для упражнения «Что я возьму с собой»); нарисованный на ватмане чемодан.

Что такое воркшоп?

Воркшоп (англ. workshop) — коллектив, группа работников, созданная для дискуссии по какой-либо теме или для ее разработки. (Словарь иностранных слов.)

Воркшоп — это коллективное обучающее мероприятие, участники которого получают новые знания и навыки в процессе динамической групповой работы. Его главная цель — получение индивидуального решения конкретных задач каждого участника. Акцент в образовательном процессе делается на самостоятельное обучение группы. В воркшопе нет слушателей и наблюдателей. Он всегда основывается на активном вовлечении и взаимодействии всех участников, которые сами определяют его цели и несут ответственность за весь учебный процесс. Роль ведущего ограничивается выполнением функций модератора. Воркшоп подразумевает минимум или даже полное отсутствие теории и любой «вводной» информации и максимум практики. После завершения воркшопа каждый участник должен получить тот результат, который был запланирован им в самом начале.

 

Ход мероприятия

  1. Приветствие
    Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня мы поговорим о мотивах поведения и деятельности дошкольников. Именно мотивы способствуют активности ребенка, формированию способности преобразовывать окружающий мир и самого себя. От педагогов зависит, насколько легко ребенок сможет это сделать.
  2. Распределение по группам. Упражнение «Мои самые яркие воспоминания детства»
    Цели: формирование атмосферы доверия, активизация внутренних ресурсов.

Инструкция. Участникам предлагается зарисовать самое яркое воспоминание детства и придумать название к рисунку. По окончании работы педагоги объединяются в группы по 7 человек (количество человек в командах определяется общим количеством участников) и оборудуют рабочее пространство.

Важно, чтобы расстановка стульев и столов проходила во время учебного процесса, а не до, и руками самих участников.

  1. Упражнение «Чего я хочу достичь? Какой вклад я хочу внести?»
    Примечание. В ходе выполнения упражнения каждый участник определяет важную для себя цель, а также — каким образом он может внести вклад в работу воркшопа, какие ресурсы собирается использовать. Таким образом, участники побуждаются к тому, чтобы взять на себя ответственность за совместную работу.

Инструкция. Группы получают по листу ватмана. Посередине листа проводится горизонтальная линия. Над ней каждый участник записывает свое имя, под ней — свою цель на воркшопе и вклад, который он внесет в ходе работы. Писать необходимо крупными буквами, четко. По окончании все листы закрепляются на стене, проводится короткое обсуждение.

  1. Информация для педагогов
    Мотивы поведения развиваются в дошкольном детстве по двум направлениям: 1) изменяется их содержание, появляются новые мотивы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка; 2) мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые качества — большая осознанность и произвольность.

Мотив — материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Мотивы детей приобретают разную силу, значимость и существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик — чтобы помочь матери по хозяйству. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными.

Самый важный личностный механизм, формирующийся в дошкольном возрасте, — соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

В младшем дошкольном возрасте ребенок может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои желания, чем младшие, но тем не менее эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода дошкольного детства. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения создаются в ролевой игре.

В период дошкольного детства начинает складываться индивидуальная мотивационная система. Разнообразные мотивы, присущие дошкольнику, приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом и оказывающих наибольшее влияние на поведение детей (табл. 1).

Таблица 1

Виды мотивов дошкольников1

Мотивы

Описание

Связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые

Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами», — говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности

Игровые, связанные с интересом к самому процессу

Появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию

Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми

Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых — один из основных рычагов его поведения. Многие действия объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения

Направленные на завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Когда он в трехлетнем возрасте впервые приходит в детский сад, то может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, тащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе

Самолюбие, самоутверждение

Исходный пункт — возникшее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также

 

воспитывают его, предъявляют требования и добиваются их выполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли желания. Проявлениями стремления к самоутверждению могут быть притязания на исполнение главных ролей в деятельности; приписывание себе положительных качеств, преувеличение их; капризы и упрямство

Познавательные и соревновательные

В три-четыре года ребенок засыпает окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко он не только спрашивает, но пытается сам найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Постепенно, под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему знания, доступно и обоснованно отвечают на его вопросы, он начинает все больше интересоваться окружающим, стремиться к получению новой информации

Направленные на стремление выиграть, быть первым

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов — стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Об этом свидетельствуют и названия: «Кто ловчее?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т. п. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не подразумевают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи

Нравственные, выражающие отношение ребенка к другим людям, и общественные (желание сделать что-то для других людей, принести им пользу)

Нравственные мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Одобрение, ласка, похвала, полученные за хорошее поведение, приносят приятные переживания, само выполнение правил постепенно начинает восприниматься как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию (делятся с ними игрушками, сладостями). В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение ребенка начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ним непосредственной связи. Это вызвано осознанием нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос: «Почему не следует драться с товарищами?» ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т. е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их». К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Это проявляется в оценке как собственного поведения, так и поступков других людей, в том числе литературных персонажей.

 

Среди нравственных мотивов выделяются общественные. Младший дошкольник может выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфетку для мамы. Но для этого нужно, чтобы ребенок ярко представлял себе людей, для которых он что-то делает, испытывал к ним симпатию, сочувствие. Чтобы младший дошкольник довел до конца работу над флажком, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать ему о маленьких детях, их беспомощности, о том удовольствии, которое им могут доставить флажки

Учебные

Интерес к занятиям, готовность соблюдать школьные обязанности и правила

 

  1. Задание «Эмблема для мотива»
    Цель: осмысление сущности каждого из мотивов, его значимости.

Инструкция педагога-психолога: Вспомните мотивы, влияющие на поведение и деятельность детей дошкольного возраста, изучив материал таблицы. Придумайте, разработайте и зарисуйте эмблемы, олицетворяющие те мотивы, номера которых вы вытяните из «чудесного мешочка» (если групп три, каждая тянет по три карточки — соответственно придумывает три эмблемы).

По завершении каждая группа проводит презентацию мотивов, не называя их. Задача участников — определить, над эмблемами каких мотивов работала группа.

  1. Информация для педагогов
    Источники побудительной силы мотивов — потребности (по А.Н. Леонтьеву). Деятельность всегда имеет мотив. «Немотивированная» деятельность — та, мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя. Деятельность может иметь сразу несколько мотивов (полимотивированная) — тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации — это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязать выбор мотивов.

Основная задача педагогов, организующих образовательную деятельность с детьми, — замотивировать детей. От того, каким мотивом побуждается деятельность, зависят ее эффективность и качественные особенности протекания.

  1. Деловая игра «Ярмарка проектов»
    Цель: практическая отработка умений разрабатывать НОД с учетом определенного вида мотива.

Инструкция. Каждая группа выполняет следующее:
1) разрабатывает фрагмент НОД с учетом мотива, который определяется путем жеребьевки, как при выполнении задания «Эмблема для мотива». Тема НОД для всех групп озвучивается одна и та же, например «Весна». Возраст предполагаемых детей каждая группа определяет самостоятельно;
2) придумывает рекламную кампанию, представляющую их разработку как «лучший в мире творческий продукт».

По окончании презентаций каждый участник по предложенным критериям (табл. 2) оценивает представленные работы, делая выбор в пользу какой-либо из них — наклеивает сердечко на ватман, где указаны номера групп. Победителем игры становится группа, набравшая наибольшее количество сердец.

Таблица 2

Анализ фрагмента НОД

Этап НОД

Что оценивается

Организационный

Приемы организации работы детей: суть используемых приемов («включение» долговременных мотивов; пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов и т. д.); соответствие заявленному возрасту; эффективность; соответствие сюжету НОД, цели работы детей, программным задачам

Мотивационно- ориентировочный

Цель работы детей:
• что явилось основой для формулировки цели (проблемная ситуация; учебная задача; практическое/творческое задание и проч.);
• формулировка цели детьми — четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы;
• объективность предлагаемой педагогом целевой установки — соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития;
• мотивационные основы деятельности детей — ориентированность педагога на создание мотивационной основы (добивается понимания и принятия детьми целей и задач НОД, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации);
• опора на мотивы, соответствующие возрасту;
• умение строить задания так, чтобы дети почувствовали свой успех;
• формирование основ мотивации учения — демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетентностей; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности и проч.

 

  1. Рефлексивное упражнение «Что я возьму с собой»
    Цель: осознание личной значимости полученных знаний, умений и опыта.

Инструкция. На любой выбранной карточке-силуэте участники записывают то значимое, что они хотели бы взять с собой после встречи. Все карточки приклеиваются на «чемодан профессиональной компетентности». По желанию каждый педагог может сравнить представленные в начале встречи свои цель и вклад с тем, что захотелось взять с собой и сделать выводы.

  1. Энергетическое упражнение «Да!» (по К. Фопелю)
    Цели: активизация внутренних ресурсов, соединения полученных знаний с уже имеющимися.

Инструкция. Упражнение проводится стоя. Участникам предлагается мысленно положить на левую руку свой собственный вклад, который они внесли в проведенную встречу. В правую руку — все, что получили на занятии. По команде ведущего «Готово!» руки соединяются в хлопке, при этом произносится «Спасибо!».

Оставить комментарий: