a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Научите ребёнка дружить

Автор: Шергина Галина Петровна Опубликовано: 2025-01-25 06:54:57

Друзья и дружба — важные аспекты социально-личностного развития ребенка. Представления детей о дружбе проходят ряд стадий. На первой, характерной для детей 5–7 лет, друзья — это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще всего: соседи по дому, сверстники из группы детского сада, с которыми он вместе гуляет, делится игрушками, сладостями. В этот период дружеские связи неустойчивы и недолговечны, они легко возникают и легко прерываются. У ребенка еще нет постоянных друзей. Так, пятилетний мальчик на вопрос: «Кто твой друг?» отвечает: «Вчера я играл с Петей — он мой друг. А сегодня он не пришел в детский сад, наверно заболел. Теперь у меня друг Алеша, я с ним играю в конструктор».

 В отечественной психологии исследования дружбы между детьми соотносят с младшим школьным и подростковым возрастом. Применительно к раннему и дошкольному возрасту проводились исследования развития общения и становления аффективных связей ребенка со сверстниками.

Какие проблемы в общении у детей раннего возраста возникают и почему

Повод обращения в консультацию родителей детей раннего возраста, скорее, не дружба, а контакты и взаимодействие ребенка со сверстниками. Родителей беспокоит бесцеремонность в обращении ребенка с другими детьми. В связи с этим у них возникают вопросы:

  • Надо ли ограничивать контакты ребенка со сверстниками, пока он «не научится правильно себя вести»?
  • Нужны ли для развития ребенка контакты со сверстниками или можно ограничиться общением со взрослыми? (Ведь сверстник может обидеть, отнять игрушку, научить плохому. Общество взрослого для малыша безопаснее.)
  • Нужно ли вмешиваться в детские конфликты и учить ребенка отстаивать свои интересы?

Причины, из-за которых у ребенка могут быть проблемы во взаимодействии со сверстниками:

  1. Родители выбрали неправильную стратегию воспитания — ограничили контакты ребенка с другими детьми, потому что:
  • считают общение со сверстниками неважным для психического развития ребенка;
  • боятся, что сверстник может причинить вред — обидит, отберет игрушку, ударит, «может заразить инфекцией».
  1. Родители не понимают особенности развития общения со сверстниками в раннем возрасте. Наблюдая за общением малышей, которое происходит в форме эмоционально-практического взаимодействия, они думают, что «дети еще не умеют правильно общаться» — кричат, шумят, кривляются, вместо того чтобы «поговорить», спокойно поиграть вместе.
  2. Родители не могут (не умеют) создать условия, чтобы развивать общение со сверстниками и социальную компетентность ребенка. Для современных родителей типично привести сына (дочь) на детскую площадку и предоставить его (ее) самому себе. Мама сидит на лавочке, уткнувшись в телефон, ребенок — «устанавливает отношения» со сверстниками, как умеет. При этом часто возникают конфликты из-за того, кто будет качаться на качелях, из-за игрушек, неумения выразить свои желания и учитывать интересы другого ребенка. Родители часто предпочитают не вмешиваться, ошибочно полагая, что «дети сами разберутся».

Оставить комментарий: