Консультации для педагогов
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Енисейский детский сад « Кодлобок » Бийского района Алтайского края Консультация для педагогов МБДОУ «Енисейский детский сад «Колобок» « Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступлении» Подготовила: Щербакова Марина Анатольевна- заведующий ДОУ с. Енисейское- 2015г. Каждый человек, который занимается публичной деятельностью или стремится к ней, приходит к желанию сформировать и усовершенствовать свои навыки ораторского мастерства. Где применимы приемы ораторского мастерства? Ораторское искусство — это результат моделирования методами НЛП успешных коммуникаторов. Поэтому, приемы ораторского мастерства применимы и в работе аудиторией размером в стадион, и в выступлении по радио или телевизору, и в презентации своей работы среди коллег, и в личной жизни, и при устройстве на работу, и в переговорах, знакомствах, мотивации сотрудников. Как изначально заинтересовать аудиторию и привлечь внимание? Что интересует людей в первую очередь? Чтобы ответить на этот вопрос нужно включить телевизор в вечернее время. Вряд ли там Вы увидите завораживающую красоту живописных пейзажей. Как это ни странно звучит – людей интересуют проблемы. А если точнее – нестандартные и оригинальные способы их решения. Именно нестандартные. Потому что, если оратор предлагает для решения насущных проблем слушателей что- то банальное и очевидное, значимость оратора сразу уменьшается. Поэтому публичным людям необходимо развивать собственную креативность и умение мыслить нестандартно и оригинально. Что еще люди готовы слушать с «открытым ртом»? То, что они сами хотят сказать, но или не решаются, или не сформулировали еще. А вот оратор — человек, который уже завоевал право выступать публично — берет и формулирует тайные чаяния аудитории открыто со всей прямотой. Стройте свою речь как хороший анекдот. В этом Вам поможет развитие ассоциативного творческого мышления и чувства юмора. В анекдоте есть все, что нужно: завязка, кульминация и самое главное – неожиданная, но понятная развязка, оставляющая чувство удовлетворенности. Как сделать так, чтобы Вам верили? Хороший оратор всегда верит сам в то, что говорит. По крайней мере, на то время, пока он выступает. В этом случае все его части: голос, движения тела, особенности построения речи передают информацию синхронно, без противоречий и аудитория проникается к оратору доверием. Установление доверия с человеком укладывается в три волшебных фразы: слушай поддерживай открывайся Это же справедливо и для публичных выступлений. Не игнорируйте вопросы из зала не оставляйте вопросы без вашей реакции Всегда обозначайте, что Вы слышите вопрос. Устанавливайте с максимально возможным числом участников личный контакт и доверительные отношения. Для этого обращайтесь лично к каждому слушателю, отмечайте признаки эмоциональных реакций и реагируйте на них вербально и не вербально. Слушайте внимательно, что Вам сообщают, говорят или сигнализируют без слов участники Вашего выступления. Человек, которого слушают, чувствует себя значительным. Рассказывайте истории из личного опыта Делитесь своим личным отношением к тому, что происходит. Цифры и факты любой человек может прочитать в раздаточном материале или в открытом доступе. И прочитать формальный фактический материал даже удобнее, чем послушать. А вот Ваше личное отношение – это эксклюзив, который звучит только здесь и сейчас, один раз. И это создает неповторимый эффект личного участия. Как себя вести с официальными лицами? Приходя в кабинет к тому или иному представителю власти, я иногда обращаю внимание на предметы, которые находятся в кабинете, висят на стенах. Если человек что- то выставляет напоказ, то будьте уверены, что ему будет приятно, если Вы это заметите. Если Вас встречают шуткой, ответьте на неё, проявите творчество. Всякий раз, когда Вы вносите элемент неформального общения в официальную беседу, Ваш облеченный властью собеседник расслабляется, потому что получает свою порцию комфорта. Будьте уверены в успехе заранее. Возможно, Вы знаете, что слова несут только около 7% информации. Оставшаяся часть сообщения приходится на интонации, мимику, жесты. Представьте себе, что Вы идете на встречу с человеком, о котором Вам кто- то сказал, что он — не вполне честный человек. Что будет при встрече передавать Ваша « невербалика »? Скорее всего – готовность к подвоху. Ваш собеседник, видит это и слегка напрягается, что в свою очередь замечаете Вы, и Ваши предположения в Вашей логике подтверждаются. Таким образом, напряженность нарастает, и коммуникация развивается по пути недоверия и конфликта. Примерно то же самое происходит, если оратор выходит к аудитории заранее не уверенным в своих силах, или предполагая агрессивность аудитории. Слушатели считывают соответствующие сигналы, посылаемые выступающим и «оправдывают» его ожидания. А если оратор выходит на сцену, будучи заранее уверенным в успехе? Если он заранее предполагает доброжелательность и заинтересованность аудитории? Тогда именно это он и транслирует аудитории. И тогда атмосфера наполняется взаимным доверием, интересом и доброжелательностью. Никогда не спорьте с аудиторией. Одной из частых ошибок начинающих ораторов является противопоставление себя публике. Причем, выступающий сам может не замечать, как вместо употребления слова «мы», разделяет в своей речи «я» и «вы». И уж совсем неуместно вступать с кем- то из участников в открытое противоборство. Вы в этом ничего не выигрываете. Если люди пришли на Ваше выступление, значит, они изначально предполагают Вашу большую компетентность в данной теме. Поэтому, выиграв спор, Вы никому ничего не докажете, а вот соперника для себя получите. Более того, к спорщику могут присоединиться другие слушатели по принципу « наших бьют». Для работы со «сложными» участниками в арсенале профессионального оратора есть много проверенных временем работающих приемов. Так что для начала согласитесь с тем, с чем можете. Как минимум, — с правом любого человека задавать любые вопросы и высказывать свое мнение. Ответьте коротко и корректно, затем обратитесь к остальной части аудитории, интересно ли ей прямо сейчас выслушать Ваше мнение по данному вопросу. О «шероховатостях» в выступлении. Большинство наших «ошибок» существует только в нашем воображении. Большинство слушателей воспринимает их, как естественное проявление свойственных живому человеку элементов. Более того, именно небольшие заминки делают нашу речь естественной и уникальной. Вспомните выступления приглашенных гостей на радио. Речь, написанная на бумаге, коренным образом отличается от живой импровизации. Естественная речь синкопирована, разнообразна по темпу, эмоциям и не всегда гладкому построению фраз. Но именно такая речь вызывает наибольшее доверие аудитории, потому что каждый слушатель понимает – это делается здесь, сейчас и только для меня. А вот выступление, сверстанное заранее и написанное на бумаге, выступающий может говорить кому- то еще. Как справиться с волнением? Обучаться ораторскому мастерству полноценно можно только в группе. И даже, если мы работаем в режиме персонального коучинга или индивидуального консультирования, я все равно предлагаю клиенту в ближайшее время где- то выступить публично, и еще лучше – записать свое выступление на видео, с тем, чтобы можно было сделать подробный разбор с обратной связью. Поэтому и с волнением, как с эмоцией предшествующей выходу на аудиторию, полноценно работать лучше всего в группе. Совет: выходя на аудиторию, вспомните свое состояние успеха. Все равно, в какой области – выступлении, удачных переговорах, знакомстве, в работе. Не важно, в чем именно. Важно ощущение собственной успешности. Для того, что бы ощутить его максимально полно, вспомните во всех деталях, что Вы в этот момент вокруг себя видели, что слышали. Что в этот момент погружения в опыт говорит о Вашем успехе. Если Вы воспроизведете детали очень точно, то непременно придут эмоции успеха и радости. Вот с ними и выходите на свое выступление, которое уже будет фактически обречено на успех. Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступлении 1. Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенными; вам не надо быть красноречивым оратором, чтобы добиться успеха; вы редко выглядите столь нервозным, как перед выступлением, а небольшое количество адреналина не принесет вреда. Помните, что даже самые профессиональные ораторы испытывают волнение, прежде чем подняться на трибуну. 2. Анализируйте свою аудиторию. Чем больше вы узнаете о своей аудитории, тем более уверенно вы себя будете чувствовать. 3. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы и аудитории вы будете себя считать. 4. Сделайте «успокаивающие» записки. Используйте тот формат, который удобен. Запишите свою «хореографию», чтобы напомнить себе, когда сделать паузу, когда подчеркнуть что- то важное, когда обратиться к аудиовизуальным средствам и т. д. 5. Представьте свой успех. За две недели до своего выступления каждый вечер перед сном представляйте картину своего успеха: аудиторию, взрывающуюся аплодисментами после каждого вашего слова, уверенную улыбку на своем лице, себя, убежденно говорящего. 6. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения. В том случае, когда вы очень нервничаете, не правда ли было бы неплохо направить эти пронизывающие глаза в иное направление, чтобы немного расслабиться? 7. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь! Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления! 8. Заранее ознакомьтесь с аудиторией, в которой вам предстоит выступить. Э то самое лучшее место для того, чтобы попрактиковаться в произнесении своей речи. 9. Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения. Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьтесь в употреблении спиртных напитков и кофе. 10. Делайте выступление и заключение своевременно. 11. Обеспечьте нормальную температуру, хорошее освещение и соответствующую вентиляцию. Дремлющая аудитория расстроит ваши планы на успех. 12. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Наденьте то, что вам очень идет. 13. Расходуйте энергию до выступления. Сделайте что- нибудь энергичное прямо перед тем, как отправиться на выступление. Постарайтесь прогуляться или подняться по ступенькам дома. 14. Установите визуальный контакт с несколькими дружелюбными лицами. З ащитите себя взглядами людей, которых вы знаете или тех, кто невербально выражает свою поддержку. 15. Говорите громко, чтобы разогнат ь тревогу. Это поможет вам освободиться от нервозности. 16. Используйте свое остроумие, а не заготовленные шутки, которые могут и не сработать. Не забывайте, что вы являетесь наиболее простым объектом для спонтанного смеха, поэтому, если вы запланировали шутку, то будьте уверены, что в ней нет ни этнического, ни сексуального намека — лучше не шутить, чем оскорбить. 17. Постарайтесь не допускать ошибок. Не пугайтесь, если допустите их, большинство слушателей вряд ли даже обратят на них внимание. А извинения только ослабят ваши позиции. 18. Не держите себя слишком серьезно. Естественно, что вы хотите произнести хорошую речь, но не преувеличивайте значение своего выступления. Для других ваше выступление не кажется выдающимся событием, как для вас. Кроме того, если вы будете слишком заумным, то вряд ли ваша аудитория запомнит, что вы так долго говорили, как бы вам этого не хотелось. Научитесь смеяться над своими промахами. Семь способов, чтобы улучшить ваш голос 1. Запишите свой голос на магнитофон. Прослушайте его. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. Сила звука является особенно важным компонентом, с которым необходимо попрактиковаться; посчитайте от одного до пяти, повышая и снижая громкость до тех пор, пока вы не приобретете способность к вариациям. 2. Попытайтесь говорить со скоростью 120 слов в минуту. Это средняя скорость для речи. Попросите коллег проконтролировать вас. 3. Произносите слова отчетливо. Выучите скороговорки. Сконцентрируйте усилия на том, чтобы произносить конечный согласный звук каждого слова. 4. Подчеркивайте ключевые слова и идеи своим голосом. «Вбивайте» тс важные идеи, которые вам бы хотелось, чтобы запомнила аудитория. 5. Используйте голос, чтобы создать контраст. Высокий и низкий, громкий и тихий, возбужденный и погасший. 6. Практикуйтесь говорить из глубины диафрагмы. Не говорите через нос. Пытайтесь создать вибрацию в своих голосовых связках. 7. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в корректировке — выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм. Одиннадцать советов, как написать и прочитать подготовленную речь 1. Пишите так, как вы говорите, а не как пишите. 2. Составьте каждый абзац из трех- пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились. 3. При написании используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной. А ктивная форма глаголов является более мощной и решительной по сравнению с пассивной. 4. Количество слов в предложении не должно превышать двадцати. Аудитории будет трудно поспевать за вами, если предложения будут более длинными. 5. При выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимений, а не третье. Большинство ваших заявлений должны начинаться с: «я», «вы», «мы», «нам». «Он», «она», «они» и «их» — безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции. 6. Напечатайте речь аккуратно и ясно. Печатайте через два интервала внутри текста и через три между абзацами. 7. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение. 8. Напишите слово «ПАУЗА» рядом с теми пунктами, где нужно сделать драматическую паузу. 9. Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использован ии ау диовизуальных и других средств. 10. Попрактикуйтесь в чтении речи. Вы должны научиться произносить ее при минимальном использовании написанного текста. 11. Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете. Семь способов организации выступления 1. Хронологический способ. Расположите свои идеи в хронологической последовательности: «В прошлом мы делали А, теперь Б, но вскоре мы будем способны делать В». 2. Тематический способ. Сгруппируйте идеи согласно основным логическим подразделам своего выступления и ответьте на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему. Такой способ является примером простой, логической и тематической структуры выступления. 3. Пространственный способ. Используйте эту структуру, чтобы выразить идеи, в которых размещение чего- либо имеет первостепенное значение: «Три возможные места для расположения наших новых филиалов…» 4. Способ выделения решающей проблемы. Определите природу проблемы, обозначьте ее причины, а затем предложите ее решение. 5. Причинно- следственный способ. Представьте в деталях причины данных условий или ситуаций и опишите их основные последствия или эффекты. 6. Способ сравнительной оценки выгоды. Покажите, что предложенная вами программа принесет большую выгоду по сравнению с другими. 7. Способ удовлетворения. Опишите потребности данной аудитории, а затем приступайте к объяснению того, как их удовлетворить. Двенадцать способов взволновать своих слушателей 1. Выберите ту тему, которая волнует вас. Измените порученный вам доклад так, чтобы он вызвал в вас бурю эмоций. 2. Хорошо выспитесь. 3. Не ешьте тяжелой пищи перед выступлением. 4. Познакомьтесь с помещением и аудиторией. Тогда вы сможете заниматься только своим выступлением. 5. Расскажите кому- нибудь перед выступлением о том, как вы возбуждены. 6. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту, только если не захотите произвести эффект. Эта скорость является средней для произнесения речи; лучшие ораторы говорят со скоростью 200 слов в минуту. Если вы снизите темп ниже 120 слов в минуту, ваши слушатели начнут гадать, что произошло. 7. Используйте голос для воздействия. Чтобы удержать интерес своих слушателей, меняйте громкость, скорость, высоту и ударения. Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова. 8. Выучите свое выступление настолько хорошо, чтобы произносить его и смотреть прямо на аудиторию. Говорите убежденно, энергично, захватите аудиторию в плен своими глазами. 9. Используйте микрофон только в случае необходимости. В комнате с хорошей акустикой и аудиторией, не превышающей пятидесяти человек, лучше говорить без микрофона. Намного удобнее, если есть возможность переносить или прикрепить микрофон к одежде, чем стоять перед слушателями на одном месте. 10. Используйте микрофон должным образом. Не прикасайтесь к нему после того, как вы начали говорить. Не отворачивайтесь и не отступайте от него без повышения голоса. Если вы хотите привлечь внимание аудитории к какому- то пункту, придвиньтесь к микрофону и говорите более низким и тихим голосом. 11. Не стойте на месте, подходите к своим слушателям. Как только вы покинете лекторское место и встанете у передних рядов кресел, аудитория почувствует, что между вами и ней существует какая- то связь. 12. Показывайте свое воодушевление с помощью движений, жестов и разных поз. Г оворите с личностями, а не с аудиторией.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА К МАСТЕР- КЛАССУ Мастер- класс. Мастер- класс? Мастер- класс! Мастер- класс – форма активного обучения, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Требования к организации и проведению мастер- класса 1. Мастер- класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. 2. Мастер- класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор сре дств дл я достижения цели, выбор темпа работы. 3. Мастер- класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Алгоритм проведения мастер- класса 1. Выделение проблемы. 2. Панель. 3. Объединение в группы для решения проблемы. 4. Работа с материалом. 5. Представление результатов работы. 6. Обсуждение и корректировка результатов работ. Характер взаимодействия между мастером и участниками Партнёрский стиль общения. Умение донести идею до участников( опора на собственную практику) . Воздействие речи и поведения на аудиторию( образность, творческая импровизация, наглядность) . Выразительность речи. Создание условий для обратной связи с участниками мастер- класса через серию проблемных вопросов и имитационных игр. Вовлечение участников в активную деятельность, организуемую Мастером. Создание ситуаций для проявления участниками самостоятельности, творческого поиска новых способов, форм, элементов инновационной технологии. 1- й этап. Презентация опыта мастера Краткое обоснование идей технологии в работе, которую применяет мастер. Описание достижений в опыте работы Мастера. Обоснование результативности деятельности, свидетельствующей об эффективности использования данной технологии в работе. Определение проблем и перспектив. 2- й этап. Представление системы работы 2. 1. Описание деятельности в режиме эффективной технологии. 2. 2. Определение основных способов, приёмов работы, которые будет демонстрировать Мастер. 3- й этап. Имитационные игры 3. 1. Мастер проводит занятие с участниками, демонстрируя приёмы эффективной работы. 3. 2. Участники одновременно играют роли обучающихся и экспертов. 4- й этап. Моделирование 4. 1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели работы в режиме технологии, предложенной Мастером( мастер выполняет роль консультанта, управляет самостоятельной работой) . 4. 2. Обсуждение авторских моделей, показанных автором и выполненных участниками под руководством мастера. 5- й этап. Рефлексия 5. 1. Дискуссия по результатам совместной деятельности. 5. 2. Обобщающие выводы по результатам организованного мастер- класса. Подготовила заведующий ДОУ Щербакова М. А. 2014 год