Выявление запроса в консультировании участников образовательного процесса при сопровождении обучающихся с ОВЗ.
Документы для скачивания
Люди говорят о своих ситуациях по-разному. Кто-то приходит за советом, кто-то за помощью, кто-то за спасением. Людьми движет их ожидания. Многие клиенты не могут сформулировать, что именно они хотят получить от данного специалиста. Однако они точно обозначают, как они представляют себя и свою ситуацию, если запрашиваемая помощь окажется эффективной. Важно услышать их запрос.
Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». В жалобе, как правило, содержится запрос. Однако запрос может быть чётко не определён. В этом случае следует провести особую работу по выявлению запроса клиента и его осознанию самим клиентом.
Ситуация
Меня сильно беспокоит поведение сына, я не знаю как с ним себя вести. Я воспитываю сына одна, и мальчику не хватает мужской сильной руки, у меня одна надежда на психолога, который мог бы мне помочь.
- Как вы думаете, это жалоба или запрос?
- Ч«то такое жалоба?
- Что такое запрос?
- В чём отличие?
Проблема (она же жалоба) – это то, что клиенту не нравится, то от чего он уходит. Запрос (он же результат) – это то, что клиент хочет получить вместо этого то, к чему он идет.
Виды запросов: манипулятивные и реалистичные.
Запросы могут быть манипулятивными, где клиент перекладывает зону ответственности на психолога. Он формулирует свои трудности, исходя из установки не на решение проблем, а на их избегание.Запрос про другого человека.
«Я хочу, чтобы мой ребёнок меня слушался».Запрос с предельным обобщением.
Я всегда хочу, чтобы меня любили»
Запрос на гарантии.
«Только вы мне можете помочь..», «Мой ребенок убегает из дома, я надеюсь, что после вашего общения, ситуация изменится», «Так как вы грамотный специалтист, я обратилась к вам».
Реалистичные запросы – это запросы об информации, об изменении, на принятие, на проведение диагностических мероприятий.
Сегодня существуют техники, которые позволяют быстро выявить реалистичный запрос клиента. Я предлагаю с ними познакомиться.
Техника «Уточняющие вопросы» помогает перевести жалобу в реалистичный запрос. - А что случится, если ….?
- Что вы можете сделать? Как будете делать? С чего начнёте?
- Чего хочется?
- Чего не хватает ?
- Что мешает?
- Как поймёте, что получили желаемое?
- А что мешает сделать это сейчас?
Техника «Чудесная кнопка»
- Если бы вы могли одним нажатием кнопки вызвать появление ( желанного события), то каким бы оно было?
Ситуация
Мой ребенок уходит из дома, поздно возвращается. Уроки не учит. Связался с дурной компанией. Меня не слушает.
- Первый этап - задаем уточняющие вопросы. Что происходит сейчас? Мама начинает перечислять: уходит из дома, поздно возвращается; уроки не учит, огрызается, на замечания не реагирует, делает своё.
- Второй этап. Если бы вы могли одним нажатием кнопки вызвать появление (желанного события), то каким бы оно было?
- Правильно ли я понимаю, что вы хотели бы наладить отношения с сыном? Чем я могу вам помочь?
Техника «Шкалирование»
Шкалирование активно используется, в психологической практике, так как позволяет клиенту наглядно, четко понять свою проблему. Шкала дает понимание критериев оценки и наполнение каждого деления, позволяя разбить достижение цели на более мелкие шаги.
Виды шкал - это линии, связки лучей, круг, таблица, графики и диаграммы.
Техника про ресурсы «Шкала надежды»
- Отметьте себя на шкале от 1 – 10 в решении этой проблемы. Этот шаг показывает субъективную оценку клиентом существующей реальности.
- Что для вас будет 10 решением данной проблемы. Выясняем, в чём будет заключатся разница между текущим состоянием и желаемым результатом.
- Где хотели оказаться к концу нашего разговора в решении этой задачи. В этом шаге важно помочь клиенту реалистично взглянуть на ситуацию.
Определение запроса клиента – важный этап консультирования. От того, как определён запрос, зависит дальнейшее направление диалога. Для того, чтобы сформулировать запрос, психологу необходимо выяснить ожидания клиента от разговора, но и оценить их реалистичность, а затем, при необходимости, переформулировать запрос таким образом, чтобы он был выполним.
Родители, обращающиеся к психологу ОУ в связи с трудностями с детьми, часто предъявляют к детям повышенные, нереалистичные требования. Поэтому психологу необходимо исследовать ожидания родителей по отношению к поведению детей, помочь клиенту адекватно оценить возможности своего влияния на сложившуюся ситуацию и на этом основании поставить для себя реалистичные цели.
Список литературы
- Ковалёв С.В. Психотехнологии личной эффективности. – М.: «Флинта», 2002.
- Манухина Н.И. Инструменты краткосрочной практики. – М.: «Класс», 2019.
- Роллниг Стивен Мотивационное консультирование.- М.: «Эксмо» 2020.
- Знакомство с традициями и бытом русского народа в старшей-подготовительной группе
- Выявление запроса в консультировании участников образовательного процесса при сопровождении обучающихся с ОВЗ.
- Консультация для педагогов "Методическое объединение «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»
- Утренники
- Творческая лаборатория