Знакомство с традициями и бытом русского народа в старшей-подготовительной группе
Документы для скачивания
МАДОУ ЦРР «Сказка» Конспект НОД «Знакомство с традициями и бытом русского народа»( старшая- подготовительная группа) Воспитатель: Красильникова О. А. Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям. Задачи: продолжать знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу, продолжить знакомство с элементами русской народной росписи. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов. Чтение русских народных сказок. Русские народные игры. Оборудование : «Русская изба» с предметами быта ( печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д. ) ; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение. Демонстрационный и раздаточный материал: оформление уголка русская изба, кувшины из бумаги белого цвета, краски, кисточки, салфетки. Ход занятия Воспитатель: ( звучит русская народная мелодия) . Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? ( Россия) . А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь. Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? ( сарафан) . Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи? Демонстрация картинки старинной русской одежды. Воспитатель: Женщины носили головные уборы – платки, кокошники мужчины картузы. Русь деревянная — края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют. Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? ( Ответы детей) . Давным- давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом- солью и говорили: Милости просим проходите. Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку: Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает ( печь) Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке? ( «По щучьему веленью») Воспитатель: Печь- э то сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Ой, ты, печка- сударыня, Помоги нам, боярыня. Ты свари, испеки, Обогрей, освети, Полечи и спаси, В дом богатство принеси! Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку: Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает? ( чугунок) Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт ( ухват) Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? ( Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок) . Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек». Подвижная игра «Ручеек» под русскую народную песню «Калинка- малинка». Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку: Выпускает жаркий пар Древний чайник… ( самовар) . Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Воспитатель: Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? ( Мелкие предметы. ) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? ( Лёгкая, удобная, не бьётся. ) А как можно использовать деревянную посуду? ( Кушать из неё, играть ею. ) В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе? Чёрный конь Скачет в огонь. ( Кочерга. ) Кочерг а- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи. Ни свет, ни заря Пошёл, согнувшись, со двора. ( Коромысло. ) Без рук, без ног, Во все стороны кланяется. ( Люлька. ) Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал. А еще ребята русский народ изготавливал игрушки, посуду из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями. Воспитатель: Посмотрите, какие кувшинчики у меня есть( из белой бумаги) Давайте украсим их, чтобы они стали яркие и красивые. Практическая часть. Дети садятся за столы. Самостоятельно рисуют узоры. ( Звучит русская народная мелодия) Итог занятия. Воспитатель: Теперь наши кувшины нарядные и красивые. А какое настроение у вас? П онравилось вам путешествие в прошлое? А пока вы работали мои хорошие, в печи испеклись вкусные блины. Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной. Ой, ты печка- сударыня Помоги нам, боярыня Ты свари, испеки Обогрей, освети, полечи и спаси, В дом богатство неси!
- Памятка "Быть в движении-значит быть здоровым"
- Знакомство с традициями и бытом русского народа в старшей-подготовительной группе
- Выявление запроса в консультировании участников образовательного процесса при сопровождении обучающихся с ОВЗ.
- Консультация для педагогов "Методическое объединение «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»
- Утренники