Проекты
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка ПРОЕКТ психолого- педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей- инвалидов «МЫ ВМЕСТЕ» на базе дошкольного учреждения 571500414655 Подготовила: педагог- психолог Фоменко Наталия Николаевна Р. п. Самойловка 2020 г. «Терпение – это дерево, корни которого горьки, а плоды – очень сладкие»( Персидская пословица) Актуальность проекта Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребѐнка. Для ребѐнка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своѐ базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно- развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребѐнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребѐнок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний( вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния) , и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого- педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной. Цель проекта Организация психолого- педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии. Задачи проекта: проведение психолого- педагогического обследования детей с нарушениями развития( риском нарушения) и их семей; оказание комплексной коррекционно- развивающей помощи детям с нарушениями развития( риском нарушения) и психолого- педагогической поддержки их семьям; нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях; создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей( законных представителей) на основе общих интересов и потребностей; повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации проекта. Участники проекта: родители, дети, заведующая, старший методит, специалисты ДОУ( педагог- психолог, музыкальный руководитель, воспитатели медсестра) . Сроки реализации проекта: январь 2020 г – май 2021 г. Принципы реализации проекта принцип научности предполагает учѐт особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок; принцип трансдисциплинарности предполагает участие полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность; принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т. д; обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Работа со специалистами может вызвать у родителей различные страхи( неопределѐнности, некомпетентности и др. ) , катастрофические ожидания и предчувствия, боязнь негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это сочетается со склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами( не «я делаю», а «со мною происходит», «так уж сложились обстоятельства», «от судьбы не уйдѐшь») . Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие как родителей, так и их детей, на их отношения окружающими и усиливает социально- психологические и личностные конфликты. Поэтому, изначально взаимодействие сторон должно быть организованно через знакомые и понятные формы; принцип открытости и конгруэнтности специалиста, умение избежать негативного переноса в отношении родителей и детей ОВЗ. Специалист, работающий с семьѐй открыт и умеет исключить из общения негативные чувства раздражения, неприятия; мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрении я актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении. Когда перед семьѐй возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации, появляется непродуктивная адаптация к жизни. Семья стремится к фиксированному, негибкому построению отношений внутри себя, между близкими людьми и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию непригодным, неадекватным способом. Именно такой тип адаптации провоцирует действие психологического механизма сопротивления изменениям, который активизирует глубинные психологические защиты. При помощи этого механизма семья нетипичного ребѐнка приспосабливается к жизни, но эта адаптация непродуктивная, заключающаяся в бегстве от проблем. Позитивная адаптация к жизни – это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой. Именно этот процесс ставится во главу инклюзивного образования. Условия необходимые для реализации проекта наличие семей с детьми с ОВЗ, готовых прийти в детские сады; психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними; материально- техническая база; нормативная база; предметно- развивающая среда; наличие необходимых специалистов( дефектологов, психологов, логопедов) ; наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды; возможность повышения квалификации педагогов. Основные направления психолого- педагогической помощи Диагностическое направление Цель – психолого- педагогическая диагностика особенностей развития ребѐнка и изучение личности его родителей, системы их отношений, определение модели воспитания, выбор образовательного маршрута. Содержание работы Проведение первичного психолого- педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей. 8 Проведение дополнительного психолого- педагогического обследования детей и их семей. Оценка состояния психомоторного и речевого развития детей. Уточнение данных медицинского и психологического анамнеза, сбор дополнительной информации. Анализ причин нарушений в развитии ребѐнка. Фиксация выявленных особенностей развития ребѐнка в протоколах результатов обследования. Определение основных путей и способов коррекционно- развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого- педагогической поддержки их семьям. Выбор образовательного маршрута. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы с ребѐнком и семьей по итогам диагностического обследования. Психолого- социальное консультирование. Вовлечение родителей в коррекционный процесс на правах совместного сотрудничества в помощи ребѐнку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребѐнком. Образовательное направление Цель – формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме через занятия и семинары; а также занятия в системе «ребенок – родитель – специалист». В программу занятий и семинаров включены следующие темы: Особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием; методы коррекционно- развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 9 современные методы развития: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия; песочная терапия; принципы составления и реализации индивидуальных программ развития; система коррекционно- развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта. Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение мамы к ребенку и к себе. Психотерапевтическое направление Цель – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психологического консультирования. Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей. Социально- тренинговое направление Цель мероприятий – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации( в транспорте, в магазине, и прочее) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования. Правовое направление Цель мероприятий – приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей- инвалидов и их семей. Родители изучают федеральные и региональные законы, постановления. Знания, приобретенные на семинарах и в процессе самостоятельного изучения законодательных документов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. Во время занятий приглашается юрист, который помогает родителям узнать о своих правах. Интеграционное направление Цель направления – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе. Родители обобщают опыт воспитания «особенных» детей в семье на заседаниях клуба и «круглых столах». Благодаря этому формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка. На заседаниях клуба родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком кругу собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Родительская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса. Основные формы работы Индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка; образовательные семинары; психологические тренинги; тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; участие в экспертизе динамики развития ребенка; совместные праздники, мероприятия; индивидуальные и групповые игровые сеансы; Здоровьесберегающие технологии Арт- терапия: музыкотерапия, цветотерапия, лепка, нетрадиционное рисование, сказкотерапия, песочная терапия; психогимнастика; релаксация; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; гимнастика дыхательная; гимнастика корригирующая; гимнастика ортопедическая; Предполагаемые результаты Для родителей объединение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в группу; получение родителями практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; осознание важности участия родителей в процессе психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья; разработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей доступность дошкольного образования детям- инвалидам; улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья( снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности) ; улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для педагогов Проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями; обеспеченностьобщегоувеличенияпсихолого- педагогической, медико- социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ; предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями детей с разнообразными отклонениями в развитии, со сложными нарушениями развития; их самоактуализации, развитию эмпатии, толерантности и гуманной оценки роли человека в мире, в том, что числе человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; развитию наблюдательности и рефлексивных способностей; развитию творческих способностей и умений применять их на практике; формированию тех профессионально значимых качеств, которые являются ведущими в активизации восприятия и понимания ребенка с нарушениями развития в процессе межличностного взаимодействия с ним, практическому освоению широкого спектра методов и приемов работы с детьми с различными отклонениями в развитии, умственной отсталостью разной степени выраженности, со сложными нарушениями развития; реализация проекта образовательным учреждением будет способствовать совершенствованию воспитательно- образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагогов и педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении. Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный Создание рабочей группы по разработке проекта «Психолого- педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей- инвалидов, в условиях организации на базе ДОУ детско- родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ»; создание банка данных о детях с ограниченными в озможностями здоровья, и их семьях; формированиенормативно- правовой, методической, образовательной, психолого- медико- социальной базы; деятельность по планированию работы детско- родительского клуба; создание условий для организации детско- родительского клуба; организация повышения квалификации педагогов ДОУ; информирование родителей( законных представителей) о работе детско- родительского клуба. 2 этап – основной Реализация индивидуальнойпрограммы и групповых занятий; оказание необходимой помощи родителям ребѐнка с ОВЗ( консультирование, беседы, обсуждения) ; просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребѐнком; психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы; проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; разработка системы психолого- педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников. 3 этап – контрольный Оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам. Методы оценки процесса и результата: Комплексная диагностика; педагогическое наблюдение; анкетирование родителей. Показатели для оценки хода реализации проекта: н аличие и эффективность модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно- педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в общество; доля педагогов, повысивших профессиональный уровень в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ и их социализации в общество; доля детей с ОВЗ, у которых наблюдается положительная динамика в оздоровлении и социализации; доля педагогов, участвующих в мероприятиях по обобщению и распространению собственного опыта в области коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в общество; доля детей с ОВЗ, чувствующих себя комфортно в ДОУ; доля родителей, повысивших информационную компетентность в области оздоровления и социализации детей с ОВЗ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка ПРО ЕКТ психолого- педагогическ ого соп р о в о ждени я се м ей и п ов ышен и я к ом пете н т но с т и р о д и т елей в в о пр о с а х разви т ия и о б р а з ов а н и я дошк о л ь ник о в «Семейная академия» Подготовила: педагог- психолог Фоменко Наталия Николаевна ПАСПОРТ проекта Раздел 1. Информационная карта проекта 1. 1. Название проекта «Семейная академия» 1. 2. Исполнители Педагог- психолог МБДОУ д/ с «Берёзка» р. п. Самойловка 1. 3. Адресная направленность проекта Воспитанники МБДОУ д/ с «Берёзка» р. п. Самойловка, родители, педагоги 1. 4. Сроки и этапы реализации проекта Январь- сентябрь 2022 г. Раздел 2. Описание проекта 2. 1. Основания для инициации проекта- Фед е р а ль н ый закон « О б образов а н и и в Рос с и й с кой Ф е д е р а ц и и » от 29. 12. 2012 года № 273- ФЗ( с последующими изменениями) ; - При к аз Мин и стер с тва обра з ов а н и я и на у к и Р ос с и й ск о й Фед е ра ци и о т 30. 08. 2013 года « О б у т вержд е н и и Порядка орган из а ц ии и о с у щ е с твле ни я обра з ов а тель н о й деятельности п о ос н овным общеобразов а т ель н ым п рогра мма м – образовательным п рограм ма м дошкол ьн ого обра з ов а н и я » № 1 0 1 4; - Федеральны й закон РФ №120- ФЗ от24. 06. 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», - Федеральны й закон РФ от 21 декабря 1996 г. N159- ФЗ" О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей », - Федеральны й закон РФ от 24 июля 1998 года №124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», - Указ Президента РФ от 01. 06. 2012 761 «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012- 2017 годы», - Указ Президента Российской Федерации от 29. 05. 2017 г. № 240 « Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства »; - Методически е рекомендации Минобрнауки России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей( приложение к письму Минобразования России от г. 90/ 30- 16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях; - При к аз Мин и стер с тва обра з ов а н и я и на у к и Р ос с и й ск о й Фед е ра ци и о т 17. 10. 2013 года « О б у т в е рж д ен и и фед е р а ль н ого го с у д а р с т в ен н ого образов а тель н ого стандарта дошколь н ого обр а зован и я » № 1155. 2. 2. Актуальность В Ф е д е раль н ом з а к он е « Об о бра з о в а н и и » и ФГОС ДО опр е д е л ен к о м п л е кс м е р, н а п ра в л е н н ых н а ра з в и т и е с ис т е м ы д ошк о ль н о г о о бра з о в а н и я в с т ра н е и п о вы ш е н и е е го ка ч е ства. Од н о й и з з адач ФГОС ДО явл я е тся о б е с п е ч е н и е п с и х о л о го- п е да г о г и ч е с к ой п о д д е р ж ки и п о в ыш е н и я к о мп е те н ц и и р о д и т е л е й( зако н н ых п р е дс т ав и т е л е й) в в о п р о сах ра з в и тия о бра з о ван и я, о х р а н ы и укре п л е н и я зд о р о вья д е т е й. М н о гоч и с л е н н ы м и н о р мат и в н ы ми и к онце п т у ал ь ны м и д о к у м е н тами р о д и т е ли п р и з н а ю тся п о л н о п ра в н ы м и с у б ъ е кта м и п е да г о г и ч е с к о г о п ро ц е сс а. Н о в ы е м о д е ли с о т р у д н и ч е ства Д О У с с е м ь е й, о с н о ван н ы е н а д о в е р и и и п арт н е рств е, н а п рав л е н ы н а по и ск о бщ и х р е ш е н и й и с п о с о бс т в у ю т в о в л е ч е н и ю р о ди т е л ей в е д ин ое о бра з о ва т е ль н ое п р ос т ра н с т во и р о с т у ре й т и н га Д О У. Монито р и н г р о д и т е л ей МБДОУ д/ с «Берёзка р. п. Самойловка п о в о п р о с у с ис т е м ы в з а и м о д е й ств и я Д О У с с е м ь ей п о з в о л я е т вы д е л и ть сл е д ующ и е з а т р у д н е н и я: - н е д о с т а т о ч н ая и н ф о р м и р о в ан н ость р о д и т е л е й с о с т о р о н ы п е да г о г о в о с о д е р ж а н и и и в о з м о ж ных ф о р мах о рга ни з а ц и и д е тской д е я т ельн о ст и, о разв и ва ю щ е м э ф ф е кте в с е х в и д о в д е т ской д еят е л ь н о с т и и о р оли се м ьи в п ро ц е с с е в о с п и т а н и я и ра з в и т и я р е б е н ка, - с т е р е о т и п н ое п р е дс т авле н и е р о д и т е л е й о д е я т е ль н о с т и о бра з ова т е ль н о г о у ч р ежде н и я и н ал и ч и я м н е н и я о тд е ль н ых р о ди т е л е й о прямой з а в и с и м о сти « н а л и ч и я з а н ят и я » и « раз в и т и е м р е б е н к а »; - скло н н о сть р о ди т е л е й к п р и выч н ы м, м е н ее з а т ра т н ым п о вр е м е н и и э м о ц и ональ н ым у с и л ия м, ф о р м ам ра б о ты; - н е д о ста т о ч н ый у р о в е н ь м о т и ва ц и и р о д и т е л е й к расш и р е н и ю ф о рм вза и м о де й ств и я с Д О У. 2. 3. Цель Разработка модели в з аимод е йствия с с е мьями во с п и та н ников на основе современ н ых требован и й для обеспе че н и я п ланом е рной и ц еленаправл е н н о й работы п о о с у щ е с тв л ению п с и х олог о- пед а г огич ес к о го сопровож д ен и я и п овыш е нию компетент н ос т и ро д ит е л е й( законн ы х п ред с т а вител е й) в вопрос а х р а зв и т ия и образов а н и я дошкол ь ни к ов. 2. 4. Задачи 1. О б е с п е ч е н и е в ы с о к о го ка ч ес т ва о бра з о ва т е ль н ой с р е ды д ля разв и т и я д е т е й в у с л о в иях с о в м е ст н ой д е ят е л ь н о с т и р о ди т е л ей( з ако н н ых п р е дс т ав и т е л е й) и п е д а г о гов Д О У; 2. П овы ш е н и е у р о в н я п е да г о г и ч е с к ой к о мп е т е н ц и и р о ди т е л е й( з ако н н ых п р е дс т ав и т е л е й) в в опросах ра з в и т и я д о шк о л ь н и к о в и и х р о д и т е льс к о й о т в е тс т в е н н о ст и; 3. С о з д а н и е а т м о с ф е ры в з а и м о п о н и м а н и я, о бщ н о с т и и н т е р е с о в, э м о ц и ональ н ой вза и м о п о д д ер ж ки м е ж д у с у б ъ е ктами о бра з о ва т е ль н о г о п р о ц е сс а; 4. И сс л е до в а ние теор е т и ч ес к и х и практич е с ки х а с пект ов особ ен ностей становл е н и я и разви т ия п ро ц е сс а п си х о л о го- п ед а гогич ес к о го с оп ровождения с еме й дошкол ь ни к ов и в о зм ожности ре а ли з а ц ии в п рак т и к е сот р у д ни ч ес тва детей и род и телей. 2. 5. Содержание проекта Проект р еа ли з у е т ся в три этапа. На перво м, д и аг н остиче с ком( констатирующем) этапе( январь 2 022 – февраль 2022 года) провод и тся анализ со с тоян и я п робле м ы проект и ро в а н и я мод е ли пс и х о лог о- пед а гогиче с кого сопровожд е н и я семе й дошкол ь ни к ов, об о бща е тся полож и те л ь н ый пе д а гогиче с кий опыт по проект и ров ан ию т е х нологии пс и х олог о- пед а гогич ес кой под д ержки дошкольников, фор м у ли р у е тся п ерво н а ча ль н ая г и поте з а и с с л е дов а н и я. На дан н ом этапе п ровод и т с я анализ ф илософской, п ед а гогиче с кой л ит е р а т у ры; о п ред е л я ется теорет и ч ес кая база Проекта. На втором, основ н ом( внедренческом) э т апе( март 2017 – август 2017 год а) п ла ни р у е т с я п ровед е н и е основных м е ропр и ят и й, в х оде к ото р ы х анал изи р у ется п ракт и ка п едагогич ес кого взаимодействия Де тск о го с а д а и се м ь и, р а зраб а тыв ае тся проект пс и х о лого- п ед а гогиче с кой поддержки в систе м е вз а имодействия род и телей и п ед а гогов. На данном этапе работа выстраивается по трём основным направлениям: - организация клуба для родителей «Я- компетентный родитель», - формирование детско- родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы, - работа детско- родительских пар. На трет ь ем, обобщаю щ ем( контрольном) этапе( с е нтя б рь 2017) п ла ни р у е тся у т очнен и е н аправл е н и й п о п роек т иров а нию те х н о лог и и психолого- п ед а гогич ес кой поддержки в п ро ц е сс е п ед а гогич ес кого взаимодействия Д етского с а да и с ем ьи и предста в л е н и е о ц ен к и ре з у льтатов, п ров е рки г и поте з ы и с следов а н и я. На дан н ом э т апе прог н ози р у ются в ы во д ы; о с новные идеи и по л ож е н и я П роекта. Ра с пространен и е опыта ре а ли з ац и и проекта. Оформлен и е р е з у льтатов Проекта. 2. 6. Результаты проекта Родители: возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком; повышение уровня психоло- педагогической культуры; овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком; приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком. Дети: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим; формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками; формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Семья: укрепление детско- родительских отношений в семье; появление детско- взрослой( семейной) развивающей и творческой общности; появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе». 2. 7. Практическая значимость Проекта определени е и разработк а основных путей психолого- педагогической работы с семьей для решения проблемы проекта; организаци я и подтверждени е эффективности такой перспективной формы работы с родителями как родительский клуб, позволяющей оказывать практическую помощь родителям в решении актуальных проблем семьи в рамках темы проекта; практическ ая реализаци я потенциальных возможностей совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей, обеспечивающей формирование благоприятного семейного микроклимата в целом и навыков эффективной семейной коммуникации в частности; подбор методического обеспечения, разработк а мероприятий, направленных на профилактику и преодоление трудностей в психолого- педагогической компетенции родителей; выработк а рекомендаций для родителей по налаживанию межличностного общения с ребенком, позволяющ их им( родителям) воспринимать своего ребенка как личность с определенными потребностями и особенностями. 2. 8. Перспектива Проекта П оложительные отзывы со стороны родителей и детей. Проект может быть реализован с минимальной коррекцией в условиях общеобразовательных учреждений в работе с семьей с целью формирования психолого- педагогической компетенции родителей. Проект может быть востребован специалистами Центров и Служб, занимающихся проблемами детства. Приложение №1 Алгоритм работы по проекту «Семейная академия» Работа по Проекту предполагает несколько этапов: диагностический, основной и обобщающий. Описание деятельности всех суб ъ ектов Проекта в рамках каждого этапа представлено ниже. 1. Диагностический этап( январь- февраль 2017г. ) Формы работы: определение ресурсной базы проекта; анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет- ресурсы; подбор и апробация диагностического инструментария; организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики; Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению детско- родительских отношений, ведущим диагностическим средством на данном этапе явля лись: - тест «Рисунок семьи» С. Бенс( выявление уровня детско- родительских отношений) , - опросник «Отношение родителей к детям» А. Я. Варга, В. В. Столина, - методика «Рукавичка» по Г. А. Цукерману. Большую помощь в определе нии уровней знаний родителей о воспитании и возрастных особенностях детей может оказать метод анкетирования. а нализ результатов первичной диагностики; подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого- педагогических родительских компетенций. 2. Основной этап( март –ав густ 2022 г. ) На данном этапе п ла ни р у е т с я п ровед е н и е основных м е ропр и ят и й, в х оде к ото р ы х анал изи р у ется п ракт и ка п едагогич ес кого взаимодействия Де тск о го с а д а и се м ьи, р а зраб а тыв ае тся проект пс и х о лого- п ед а гогиче с кой поддержки в систе м е вз а имодействия род и телей, детей и п ед а гогов. Работа выстраивается по трём основным направлениям: 1. Организация клуба для родителей «Я- компетентный родитель». Программа клуба предусматривает 1 занятия в неделю. Группа формируется на свободной основе( по желанию родителей) . Каждое занятие для родителей рассчитано на 40- 60 минут. Формы работы: Тренинговые занятия: « Ф о р ми р о в а н и е п ра в о в ой к о мп е те н т н о сти р о д и т е л е й ». « Ми р р е ч и и о б щ е н и я ». « Ми р м а т е м ати к и ». « С о ц иаль н ое разв и т и е и в о с п и т а н и е д е т ей д о ш к о ль н о г о в о зрас т а ». « Ш ес т ь ша г ов к з д о р о в ь ю м алыш а ». « Д е т и и м и р п р и р о д ы ». « М у зыка и п раз д н и ки в ж и з н и с е м ь и ». « Иг р а ем в м е с т е с р е б е н к о м ». « Художественно- эстетическая д е я т е ль н о ст ь » и т. д. . Общая структура занятия Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы. Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности. Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность. Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями( как себя чувствуют «здесь и сейчас») . Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы. Индивидуальное и групповое консультирование п о з а п р о с у р о д и т е л е й и и н и ци ат и в е п е да г о г о в: и н ф о р м и р о в ан и е р о д и т е л ей о п р о бл е м ах р е б е н к а; о каза н и е м е т о д и ч е с к ой п о м о щи в о рга н и з а ц и и э ф ф е ктивн о г о д е т ско- р о д и т е льс к о го о б щ е н и я; п с и х о л о г и ч е ская п о д д е р ж к а р о д и т е л е й в с л у ч а е с е р ь е з н ых п р о б л е м у их р е б е н ка л и б о св я зи с с е р ь е з н ы м и э м о ц и ональ н ы м и п е р е ж и в а н и ями и с о бы т и я м и в с е м ь е. Р е ал и з а ци я ми н и- п роект о в- с о в м естн ы е п роекты с р о д и т е ля м и. 2. Формирование детско- родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы. Формы работы: С о в м е с т н ы е д о с у г о в ы е м е р о п р и я т и я, н а п рав л е н н ы е н а т в о р ч е с к ую с е м е й н у ю п е да г о г и к у, т ра д и ц и и с е м е й н о г о в о с п и т а н ия и п о з и т и в н о г о вза и м о о т н о ш е н и я с д е т ьми в разных в и дах д е я т е ль н о сти в и н т е ракт и в н ых ф о р м ах( т в о р ч е с к и е г о с т и н ы е, т е м ат и ч е с ки е з а н ятия, кале н дар н ы е п раз д н и к и, с е м е й н ы е п раз д н и к и, м аст е р – классы, о ткры т ые з а н ятия ОО Д – с о в м е стн а я о бра з о ва т е льная д е я т е ль н о сть, и гры) . П р о в е де н и е м е р о п р и я т ий, н а п рав л е н н ых н а разв и т и е с п о с о б н о сте й, скл о н н о с т е й, п о д д е р ж к и и н т е р е с о в( и н д и в и д у аль н ы е выс т авк и, т в о р ч е ск и е к о л л е к т и в н ы е и с е м е й н ы е выставк и, у ч аст и е в с м о трах, к о н к у р сах, с о р е вн о ва н и ях) . Д е клар и р о в а н и е у сп е х ов( н агра ж д е н и е, о п р е д е л е н и е н о м и н а ц и й « М у зыкальн а я с е м ь я », « С емья х у д о ж н и к о в », « С п о р т и в н ая с е м ь я », « Театральная с е м ь я » …) . 3. Работа детско- родительских пар. Формы работы: В е де н и е з а н ятий д ля с н ят и я п с и х о л о г и ч е ск о г о н а п р я ж е н ия и разв и т и е э м о ц и ональ н о- ч у встве н н ой с ф е р ы: « С ы п у чи е карти н к и », « С ка з к о т е р а п и я », « Светотерапия », «Игротерапия», «Театральная терапия» и т. д. 3. Обобщаю щ ий этап( с е нтя б рь 2022) Формы работы: сравнительная диагностика и обработка результатов( д ля сравнительн ой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике) ; анализ результатов реализации проекта; подведение итогов работы над проектом; определение перспектив; разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования. р а с пространен и е опыта ре а ли з ац и и проекта