a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Звуковой анализ слов

Автор: Чернова Елизавета Николаевна Опубликовано: 2025-02-04 10:14:52

Документы для скачивания

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №86 «Былинушка» Звуковой анализ слов. 800100121920 20 24 г. Уважаемые родители! Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что: Наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных бук в( звуков) , например: ма/ ли/ на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы( звука) . Слова состоят из звуков. Звук — то, что мы слышим и произносим. Буква — то, что пишем и читаем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом( выше- ниже) , при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, ( Я — Й А, Ю — Й У, Е — Й Э, Ё — Й О) • в начале слова( яма, юла) ; после гласного звука( маяк, за- юшка) ; после мягкого и твердого знаков( семья, подъем) . В остальных случаях( после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О( береза, мяч) . Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают( горлышко не дрожит) : К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают( горлышко дрожит) : Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р Всегда звонкие( непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие( непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары: Б          В         Г          Д         Ж        З    -    ЗВОНКИЕ П          Ф         К         Т          Ш        С   -    ГЛУХИЕ Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух: согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ; всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц; всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым. Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Букв а- это знак звука.       Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить- ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтени ю- слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков- это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть- чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их складывать, если предварительно не знакомятся со звуками. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.      Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение- это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической( буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слов а- речевые звуки- с самого его рождения наиболее значимы.       Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:   жжжук, жууук, жуК.      Дети не м огут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели.       Реально представить слово дает возможность картинка- схема его звукового состава. На ней помещается рисунок- предмет, название которого ребенок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой. Ознакомление  с гласными звуками.  Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего" не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: ма к- [ а] , лук- [ у] , дом- [ о] , лес- [ э] , кит- [ и] , дым- [ ы] . Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети" проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что- либо во рту их выговариванию. Гласные звуки обозначаем красной фишкой. Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками.     Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что- то" мешает" , - губы, зубы, язык, называются согласными. Твердый согласный звук будем обозначать синей фишкой, а мягкий согласный зву к- зеленой фишкой.   ЛУНА ЛИСА ЮЛА ГУСИ[ л] [ у] [ н] [ а] [ ль] [ и] [ с] [ а] [ й] [ у] [ л] [ а] [ г] [ у] [ сь] [ и] Ознакомление с ударным гласным звуком.      После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге( мишка, каша) , потом переходить к словам с ударение м на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Д ля обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета. Выполните звуковой анализ слова ГУСИ ГУСИ Назовите гласные звуки.    ( [ у] , [ и] )          Сколько слогов в слове?    ( Два)       Назовите их. ( Г У- С И) Назовите ударный слог. ( Г У) Произнесите слово с ударением. ( Г УУУ С И) В ударном слоге протяжно произносится гласный звук. ( УУУ) Читаем слово с ударением, ведя указкой под схемой. Взрослый произносит ГУС ИИИ. Какой звук выделен? ( И) Как правильно сказать? Г УУУ СИ. Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится более протяжно. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается « кэотэ », вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Оставить комментарий: