Вместе обогащаем словарь детей!
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Вместе обогащаем словарь детей! » Главная задача в дошкольном образовании – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета( стена- дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам( раскрашивает- пишет) . В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам( «много окнех, яблоком, кроватев »; « перы », « ведры », « крылы »…) ; при согласовании числительных с существительными( «пять мячев, ягодом », «два руки»…) . Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание. Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком. Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук». Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения. Упражнения с существительными Родитель ( показывает картинки) . Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова( «Улица», «Зима», «Вечер») . Назови две картинки одним словом( «Друзья», «Игра») . Родитель ( показывает игрушечного медведя) . Назови по- разному эту игрушку. ( Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д. ) Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. ( мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля) . Назови одним словом этих двух мишек( братья, друзья, Топтыгины) . Упражнение с глаголами Родитель. Что умеет делать кошка? ( Лакать( молоко) , лазить( по деревьям) , царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться) Что делает ветер? ( Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт) . А что умеет делать ветерок? ( Ласкает, напевает, веет, шумит, дует) , Что делает щенок? ( Спит, играет, ест, лает, ласкается) . Что умеет делать щенок? ( Спать, играть, есть, ласкаться) , Что любит делать щенок? Бегать, грызть( кость) , гоняться( за кошкой) , ласкаться) . Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? ( грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться) , Что делает щенок, когда его берут на руки? ( Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит) . В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т. п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова. Упражнения с прилагательными Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая( тарелка, сковородка) , круглый( шар, мяч, стол, поднос, обруч) , круглое( зеркало, колесо) ; красная( косынка) , красное( знамя) , красный( флаг) ; узкое( место) , узкая( лента) ? Какими словами можно сказать про солнышко? ( Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее) . Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? ( Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное) . Каким может быть ручеёк? ( Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим) . Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. ( Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий) . Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? ( Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый) . Упражнения с наречиями Родитель. Как мчится волк за своей добычей? ( Быстро, стремительно) , Как передвигается черепаха? ( Медленно, спокойно, плавно) . Как падают листья на землю во время листопада? ( Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво) . Как вы встречаете новогодний праздник? ( Радостно, шумно, весело) . Упражнение на подбор родственных слов Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот( котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки) , солнце( солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная) ? Какие клички можно придумать лисе нку, чтобы было понятно, что он пушистый? ( Пушистик, Пушонок, Пушок) . Упражнение на подбор сравнений Родитель. На что похоже солнышко? ( На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать- мачехи или одуванчика) . На что похож ёжик? ( На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку) . На что похож ручеёк? ( на ленту, змейку, зеркало) . Упражнения на «зарисовку» слов Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами. Например: Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? - Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…- Попробуй нарисовать это состояние погоды. - Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»; - «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится; - нарисовать любой предмет, который назван коротким( или длинным) словом; словом, состоящим из двух( трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р. - отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом( море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т. п. ) Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
- Важность домашних занятий, их правильная организация
- Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн
- Автоматизация звуков в домашних условиях
- Речевые игры по дороге в детский сад
- Артикуляционная гимнастика для непослушных звуков (Р, Р')