проект «Сундучок семейных ценностей»
Документы для скачивания
«Сундучок семейных ценностей» Воспитатели: Зыкова Е. А. Сипина А. Л. Актуальность. Что такое семейные ценности? Семейные ценности – это фундамент, на котором строится семья, и зарождаются традиции, которые определяю т наше отношение к жизни. Даже за пределами дома каждый человек буде т поступать согласно установленным и в его с ердце ценностями. К сожалению, о ни могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Но, ведь именно уклад жизни родителей оказывает сильное влияние на будущую жизнь ребёнка. Поэтому важно каждому родителю осознать ответственность перед своими детьми, создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной личности. Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, они не могут существовать друг без друга. Без фундамента влюбленные люди не смогут достичь и основы единства в браке, поэтому семья без установленных принципов п росто не может существовать. Семейные ценности позволяют сохранить духовное единство и целостность. Даж е серьезные проблемы не смогут разруши т ь крепких и теплых взаимоотношений. Семья дает человеку истинное состояние благополучия, умиротворения и спокойствия. Результаты анкетирования родителей определили проблемное поле: р одители недооценивают значимость семейных традиций, многие просто не могут сориентироваться в семейных ценностях своей семьи. К сожалению, взрослые мало говорят со своими детьми, н аблюдается распад преемственности поколений, А, ведь именно родители являются главными координаторами в формировании культурно – ценностных ориентаций детей. Большинство ребят имеют элементарные представления о свое й семье, знают, чем занимаются родители, но рассказать о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах, дети не могут. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. П редставления детей о семье нечеткие и неясные. Именно поэтому возникла необходимость организации совместной с родителями духовно- пра ктической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, которые закладывает семейная микросреда и образ жизни семьи в целом. Именно семья, в тандеме с детским садом, образуют межкульт урное пространство, в котором дети приобретают опы т социального взаимодействия, который играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально- нравственного позиции ребёнка в социуме. Цель ю проекта стала Формирование представлени й у детей о себе, о своей семье, п ропаганда семейных традиций и ценностей в российской семье. Задачи. Воспитательные: воспитывать у детей уважительное отноше ние к семье, старшему поколению; интерес к семейным традициям, чувство па триотизма; воспитывать умение проявлять заботу о близких людях и оказывать им посильную помощь; формировать умение обща ться на основе сотрудничества. Образовательные: обобщить знания детей о семье, близк их и дальних родственниках, их взаимоотношениях; с истематизировать представления детей о семейных ценностях; сформировать представления о генеалогическом древе семьи, гербе семьи; вовлекать родителей в со вместную деятельность с детьми. Развивающие: развива ть познавательные способности детей; активно включать в позна вательно- поисковую деятельность; развивать чувства семейного сплочения. Теоретическая значимость: разработка содержания проекта: использование новых форм, методов и подходов, по приобщению детей к семейным традициям. Оно предусматривает поэтапную организацию участия педагогов, детей и родителей в проектной деятельности по изучению и стории семьи и рода способствующее формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ори ентаций, духовно – нравственному развитию. Практическая значимость: - Повышение качества образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания. - Укрепление связи детского сада и семьи, посредством организации совместной исследовательской деятельности. - Пополнение методической базы по духовно- нравственному воспитанию. - П ропаганда возрождения и сохранения семейных ценност ей в семьях воспитанников. - Формирование у детей интереса к своей семье, семейным ценностям и традициям. - Создание в группе тематического уголка «Сундучок семейных ценностей». Методы работы. Информационно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический. Тип проекта: информационный. Вид проекта: исследовательски – творческий. Продолжительность проекта: средней продолжительности. Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) , родители. Ожидаемые результаты. Дети. Имеет представления о, семейных традициях, бережном отношение к ним; П роявляет нравственные чувства, эмоционально- ценностное отношение к семье; проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны; П роявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями; Умеет слушать и уважать мнения других людей; Задает вопросы взрослым; Проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе. Ожидаемые результаты. Родители. - Родители – активные участники в пополнении предметно- развивающей среды; - Окрепла заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ в вопросах дух овно- нравственного воспитания; - Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети; - Пр одуктивное со творчество педагогов – родителей- детей. План- график мероприятий I этап Предварительный Мероприятие Цель Ответственный Выход продукта 1. ООД( вводное) «Моя семья» Занятия по окр. м иру О. В. Дыбина 2. Индивидуальные беседы. Уточнить знания детей о семье, членах семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Воспитатель Анализ знаний детей о семье и семейных ценностях. Анкетирование родителей В ыявление семейных традиций, ценностей, помощь родителям в осознании значимости семьи в жизни человека. Воспитатель Анализ анкетирования родителей. Изучение литературы Обогащение педагогического опыта Воспитатель Список используемой литературы Подготовка материала Организация работы по теме. Воспитатель Конспекты планируемых мероприятий II этап Основной Мероприятие Цель Ответственный Выход продукта « Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников » Акцентирование внимания родителей на роли семьи в воспитании нравственно- патриотических чувств у детей. Воспитатель Консультация для родителей Беседа с детьми: «Дерево держится корнями, а человек семьёй» Шорыгина Т. А. : Моя семья Воспитание патриотических чувств у детей, посредством расширения представлений об истории становления семьи и семейных отношений. Воспитатель, родители Презентация «Семья и семейные ценности» Рисование «Моя семья» С оздание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определе ния замысла, стремление создать выразительный образ, умение са мостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Воспитатель, дети Выставка рисунков «Основные ценности семьи» Ф ормирование у родителей представлений о семейных ценностях, отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. Воспитатель Буклет для родителей «Как формировать семейные ценности» Формирование ценностного отношения к семье в вопросах воспитания и развития ребёнка – дошкольника. воспитатель Памятка для родителей Беседа «Наш дом» Шорыгина Т. А. : Моя семья: Методическое пособие. Воспитание любви, чувства привязанности к родному дому, поселку; уважения к людям, проживающим рядом. Воспитатель, родители, дети. Фотовыставка «Мой дом – моя крепость» Беседа: «У кого есть дед, тот не ведает бед» Шорыгина Т. А. : Моя семья: Знакомство с традицией празднования Дня пожилого человека. Формирование чувства уважения и милосердия к пожилым людям. Воспитатель, родители, дети Фотовыставка «Дед и я – лучшие друзья» Беседа «Бабушка – душа семьи» Шорыгина Т. А. : Моя семья: Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения. Воспитатель, родители, дети. Фотовыставка «Нет вкусней оладушек, чем у наших бабушек» Творческая деятельность «Букет заботы детских рук» Создание эмоционально- положительного настроя и желания выполнить поделку для своих близких. Воспитатель, дети Открытки ко Дню пожилого человека Беседа с детьми «Род и родословная. Генеалогическое древо» Формирование представлени й о семье и родственных отношениях. Воспитатель, родители Конспект Творческое домашнее задание «Генеалогическое древо моей семьи» Создание простейшего генеалогического древа, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Воспитатель, родители, дети Выставка рисунков «Как создать герб семьи» Содействие возрождению традиций семейного воспитания. Воспитатель Памятка для родителей Творческое домашнее задание «Герб Семьи» Расширение представлений детей о семье и её истории. Развитие творческих навыков ручного труда и изобразительной деятельности, чувства сопричастности к своей семье. Воспитатель, родители, дети Выставка рисунков «Герб моей семьи» III этап Заключительный Мероприятие Цель Ответственный Выход продукта Квест – игра «Сундук семейных сокровищ» Рефлексия Воспитатель Конспект Презентация проекта «Сундучок семейных ценностей» Воспитатель Мультимедиа презентация Список используемой литературы: 1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений- М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с. 2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка- Синтез Москва 2021 3. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А. Д. , Утёмов В. В. 2016 Интернет- ресурсы: 4. https: / / multi- mama. ru/ zagadki- pro- semyu/ 5. https: / / blog. dohcolonoc. ru/ avtory/ lena- kaplina- 57- mail- ru. html 6. https: / / kopilkaurokov. ru/ doshkolnoeObrazovanie/ prochee/ beseda_ s_ detmi_ starshego_ doshkolnogo_ vozrasta_ chto_ takoe_ rodoslovnoe_ drevo 7. h ttps: / / nsportal. ru/ sites/ default/ files/ 2019/ 10/ 17/ rol_ semi_ v_ vospitanii_ patrioticheskih_ chuvstv_ u_ doshkolnikov. docx 8. https: / / multiurok. ru/ files/ pamiatka- dlia- roditelei- formirovanie- semeinykh- tse. html