a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выразительное чтения стихов

Автор: Сидорова Кристина Юрьевна Опубликовано: 2025-02-05 18:34:56

Документы для скачивания

Консультация- п рактикум для воспитателей на тему: «Обучение  детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений». Цель:   повышение психолого- педагогической компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Напомнить педагогам этапы работы над стихотворением. 2. Познакомить с пр иемами работы над интонационной выразительностью речи у детей дошкольного возраста. 3. Практиковать в умении работать над выразительностью речи при заучивании стихотворений. Работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. Именно в детском саду дети впервые сталкиваются на занятиях, на утренниках с рассказом стихотворений, пересказом текстов, инсценировками и возникают проблемы: ребенок не может запомнить стихотворение, а, если и рассказывает, то речь ребенка неразборчива, невнятна, маловыразительна. При заучивании с детьми стихотворений в ДОУ перед педагогами стоят две задачи: Добиваться хорошего запоминания стихотворений, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти. Учить детей читать стихи выразительно. Обе задачи решаются одновременно.   Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно. Какие же этапы включает образовательная деятельность по работе над стихотворением: Подготовка детей к восприятию поэтического произведения( создание поэтической атмосферы) ; Выразительное прочтение стихотворения педагогом. Чем выразительнее прочитал педагог, тем глубже и устойчивее впечатление у детей от прочитанного стихотворения и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Наблюдая образцовое чтение стихотворения педагогом, дети потом стремятся и сами при чтении раскрыть свое отношение к произведению вс еми доступными ими средствами( читают стихотворение выразительно, используют мимику и жесты) . Также можно использовать аудиозапись стихотворения. Беседа с детьми о стихотворении( вопросы, способствующие пониманию содержания прочитанного и разбор средств выразительности, которые использует автор) . В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание; Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями. Воспроизведение стихотворения детьми.   Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку. Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. При подготовке к утренникам рекомендуется учить стихотворение в ДОУ, так как родители заучивают с детьми стихотворения механически, не уделяя внимание выразительности.        Выразительность  – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений. Прочитать текст поэтического произведения выразительно, значит: 1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем 2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; 3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.        Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Работу по развитию интонационной выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем – навыки ее использования в собственной речи. Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз с интонационным оформлением. Дети, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных компонентов интонации. Интонация- совокупность звуковых элементов речи. Она создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику и ли аудитории. Интонация включает следующие компоненты: темп, силу, высоту голоса, ритм, речевое дыхание, тембр. Темп- это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность, при замедленном темпе речь теряет свою выразительность. С детьми можно потренироваться проговаривать фразы быстро, как прыгает зайчик, или медленно, как ползет черепаха: На улице выпал снег. Тембр  - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства  и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста. При работе с детьми можно использовать пиктограммы с изображением эмоций.   Произнесите фразу: «Открой дверь! » разными голосами( весело, грустно, раздраженно) При работе над высотой голоса  п роизносим фразы низким, средним или высоким голосом, например: «Кто сидел на моем стуле? » голосами трех медведей. При выразительности чтения необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Голос понижается на последнем слове перед точкой. На последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием небольшое повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса. Р итм- это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной. Очень важна работа по формированию речевого дыхания. Речевое дыхание  – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Наиболее правильным для речи является диафрагмально- реберное дыхание. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный. «Вьюга»- на выдохе произносим: « Ууууу! » « Цветы»- на выдохе произносим: «Роза пахнет»», «Роза хорошо пахнет», «Роза очень хорошо пахнет». Логические паузы   - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые  в текстах часто совпадают со знаками препинания. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно. Важно научиься расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие( молчим 1 секунду) . Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные( молчим 3 секунды) . Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки. Что, / болит? / / - Что болит? / / Ну что, / споем? / / - Ну, / что споем? / / Как вы закончили? / / - Как, / вы закончили? / / Выразительное чтение стихотворений  развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Способствует успешному выступлению на праздниках ДОУ, что благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, формированию уверенности в себе и желания к разучиванию новых произведений. Практическая Часть Педагогом предлагается прочитать стихотворение Агнии Барто с заданной интонацией: 1. как будто это текст выступление на митинге 2. как будто это тост, который читает мужчина с Кавказа 3. как его прочитал бы диктор телевидения 4. как будто его прочитал бы человек, у которого дефект речи 5. как будто это текст выступления на важном производственном собрании 6. как будто его читает судья, выносящий обвинительный приговор.

Оставить комментарий: