a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

конспект нод по познавательно-экпериментальной деятельности в старшей группе "Волшебный камень"

Опубликовано: 2015-02-18 14:51:33

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 р. п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно- экспериментальной деятельности в старшей группе « Волшебный камень » Подготовила и провела воспитатель: Алексеева Татьяна Александровна февраль 2015 г. Вид деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная. Цель: продолжать развивать у детей познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов. Программное содержание Образовательные задачи: - п ознакомить детей с магнитом и его свойствами; - у чить   делать умозаключения и выводы; - п обуждать к исследовательской деятельности, экспериментированию. Развивающие задачи: - р азвивать у детей познавательную активность, люб ознательность, наблюдательность; - р азвив ать у детей мелкую моторику рук; - активизировать словарь детей словами «магнетизм», «магнетические», «магнитная сила». Воспитательные задачи: - воспитывать аккуратность в работе, соблюде ние правил техники безопасности; - в оспитывать усидчивость, дисциплинированность. Предшествующая работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, беседа «Из какого материала сделаны предметы», подвижная игра «Магнитит- не магнитит», разучивание песенки- распевки, пальчиковой гимнастики. Оборудование и материалы: МП3- проигрыватель, музыкальное сопровождение, магниты на каждого ребенка, тарелочки для раздаточного материала, металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, бумажные, резиновые предметы, кусок ткани, шапочка с изображением магнита, иллюстрации предметов для подвижной игры, гвозди разного размера, поддон с песком, таз с водой, кораблик. Ход НОД Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости, поздороваемся и улыбнемся. Валеологическая песенка- распевка с оздоровит ельным массажем «Доброе утро! »( муз. и сл. О. Арсеневская) Доброе утро!   разводят руки в стороны и слегка Улыбнись скорее!   кланяются друг другу И сегодня весь день   «пружинка» Будет веселее.   п однимают ручки вверх Мы погладим лобик,   выполняют движения по тексту Носик и щечки. Будем мы красивыми,   наклоны головы к правому и левому плечу поочередно Как в саду цветочки! Разотрем ладошки   движения по тексту Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!   разводят руки в стороны Воспитатель: Но это не все гости, которые к нам пришли. Я уже слышу, как к нам еще кто- то спешит. ( з вучит музыка из мультфильма «Маша и медведь») В группу входит Маша. Маша: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Дети: Здравствуй, Маша! Воспитатель: Какая веселая у тебя песенка. Ты, наверное, очень любишь лето? Маша: Да. С коро зима кончится, солнышко засветит, тепло станет, весна придет, а за ней и лето, а значит и малина поспеет. Мишка очень любит малину. Но о чень уж она мелкая, а лапы- то у него громадные, никак эту мелочь не ухватят. Вот я и думаю, как же ему помочь? С лы шала я, что есть волшебн ый камень и к не му все- все прилипает, притягивается. Поднес ет Мишка эт от камень к кусту с малиной и все ягоды к не му притянутся. Вот уж нае стся тогда в доволь! Воспитатель: Маша, есть так ой камень. И вы, дети, узнаете, как он называется, когда отгадаете загадку: Этот камень не простой, Он с изюминкой одной. Может двигать он предметы И притягивать железо. Вы, ребята, не спешите Этот камень назовите… Дети: Магнит. Воспитатель: Правильно. А что такое магнит? ( высказывания детей) Давайте не будем гадать, а все выясним самостоятельно. Вы хотите? Дети: Да. Воспитатель: Сейчас мы пройдем в лабораторию и узнаем, какие тайны хранит в себе магнит. Но сначала ответьте на вопрос, к то работает в лаборатории и что там делают? ( высказывания детей) Воспитатель: Вы сегодня будете младшими научными сотрудниками, а я старшим научным сотрудником и вашим наставником. Дети п роходят к столам и садятся. Воспитатель: Прежде, чем начать экспериментировать, необходимо вспомнить правила безопасного поведения во время экспериментальной деятельности. Дети: Быть аккуратными, не спешить, сначала внимательно выслушать, а потом повторить, не толкаться, не крутиться и соблюдать тишину. Воспитатель: Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы окунемся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами. Вот перед вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит. Возьмите магнит в руки. Что вы можете сказать о нем? Дети: Он т яжелый, холодный, твердый, п лоский, железный, металлический и т. п. Воспитатель: А теперь пора выяснить, сможет ли магнит Мишке помочь собрать малину? Важное дело – эксперимент! В нем интересен нам каждый момент. ОПЫТ № 1 «Все ли притягивает магнит? » У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Воспитатель: Определите самостоятельно, какие предметы притягиваются, а какие нет. Как это сделать? ( высказывания детей) Воспитатель: Поднесите магнит по очереди ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в контейнер со знаком+ , а те, которые не притягиваются, в контейнер со знаком –. Дети выполняют задание. Воспитатель: Какие предметы притянул магнит? Из чего они сделаны? ( ответы детей) Воспитатель: Какие предметы не притянул магнит? Из чего они сделаны? ( ответы детей) Каждому ребенку выдается листок с изображением различных предметов вокруг магнита: гвоздь, скрепка, шишка, кнопка, пуговица, ластик и т. д. Ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает. Вывод:   Магнит притягивает металлические предметы, на них действует магнитная сила. Такая способность магнитов называется магнетизм. ( н а доску вывешивается карточка- схема) Воспитатель: Почему магнит не притянул монетку, она ведь тоже металлическая? ( высказывания детей) Воспитатель: М агнит притягивает такие металлы, как железо, сталь и никель. Монета алюминиевая, а алюминий магнит не притягивает. Так сможет ли Мишка собрать с помощью магнита малину, ответьте Маше? Дети: Нет, потому что это ягода. Маша: Спасибо вам, ребята, за интересный эксперимент. Я так надеялась, что магнит поможет Мишке. Ну что ж, з начит, я сама буду помогать Мишке, собирать малину. Воспитатель: Не огорчайся, Маша, а лучше поиграй с ребятами в игру. Подвижная игра «Магнитит – не магнитит». Воспитатель- магнит. Д ети берут с пол а по 1 картинке, под музыку легко бегают, как только музыка закончится, надо посмотреть на картинку, если предмет, изображенный на картинке" притягивается" к магниту, то надо под бежать к" магнит у" , если нет, то стоять на месте. Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему этот волшебный камень был назван магнитом? ( предположения детей) Хотите узнать? Дети: Да. Воспитатель: Тогда проходите к столам, садитесь по удобнее, приготовьте ушки, я расскажу вам одну старую легенду. ( з вучит спокойная музыка) Дети проходят к столам и садятся. Воспитатель: В давние времена, на горе Ида, пастух, по имени Магнас, пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит». Понравилась вам эта легенда? Почему же магнит так назвали? ( ответы детей) Воспитатель: Маша, жаль, что мы не смогли помочь тебе, но, может, тебе нужна еще какая- то помощь? Маша: У Мишки в доме прохудилась крыша, и он полез ее чинить. Взял молоток, ящик с гвоздями, но поскользнулся на лестнице и упал. Ящик упал на кучу с песком и все гвозди рассыпались. Как теперь собрать гвозди, чтоб можно было починить крышу? Воспитатель: Как вы думаете, дети, как помочь Мишке собрать гвозди, если они находятся в песке? ( высказывания детей) Воспитатель: Можно ли собрать магнитом гвозди, не касаясь песка? ( предположения детей) Что для этого нужно сделать? Дети: Провести опыт. ОПЫТ № 2 «Притягивает ли магнит через песок? » На каждую пару предлагается один поддон с песком, в котором находятся гвозди. Воспитатель: Соберите гвозди, затерявшиеся в песке, и сложите их в рядом стоящие подносы. Дети экспериментируют в парах. Воспитатель: Почему гвозди притянулись к магниту? Дети: Гвозди сделаны из железа, они металлические. Воспитатель: Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические. Какой можно сделать вывод из проведенного опыта? Вывод: Магнит притягивает металлические предметами через песок. Эти предметы называются магнетическими. ( к арточка- схема) Пальчиковая гимнастика Вот все пальчики мои, ( поворот кистей рук) Их как хочешь, поверни –( повторить повороты кистей рук) И вот так, и вот так –( хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу) Не обидятся никак! ( ру ки перед грудью, пальцы в замок) Раз, два, три, четыре, пять, ( круговые движения кистью, пальцы в замок) Не сидится им опять. ( « м оторчик», вращающие движения рук) Постучали, ( пальцы друг о друга) Повертели, ( поворот кистей рук) И работать захотели, ( потереть ладонями друг о друга) Дали ручкам отдохнуть, ( встряхнули руками) А теперь обратно в путь. ( п оложить руки на стол) ОПЫТ №3 « Магнитные свойства можно передать обычному железу » Воспитатель:   А сейчас я буду волшебницей и покажу вам фокус. ( п оказываю, как из гвоздей можно сделать длинную цепочку – из 4- 5 штук) . Воспитатель:   Подн ошу гвоздик к магниту. Посмотрите, что с н им произошло? Дети: Он притянул ся к магниту. Воспитатель:   Почему? Дети:   На не го действуют магнитные силы. Воспитатель:   А теперь подн ошу другой гвоздик к первому. Что с ним прои зошло? Дети:   Он притя нулся к первому. Воспитатель:   А почему так происходит? Дети:   Гвоздик стал магнитн ым. Воспитатель притягивает гвозди, пока они держаться в цепочке. Воспитатель:  Хотите тоже быть волшебниками и попробовать сделать фокус? Дети:  Да. Воспитатель:  Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка. Дети выполняют задание. Воспитатель:   А теперь осторожно отсоедините перв ый гвоздь от магнита. Что вы видите? Дети:   Цепочка держится. Воспитатель:   Почему она держится, в едь мы убрали магнит? Дети:   Гвозди намагнитилась. Воспитатель:   Правильно. Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко встряхнуть или стукнуть предмет и железо снова станет обычным. Вывод: Магнит передает свои магнитные свойства металлическим предметам. ( с хема- карточка) ОПЫТ № 4 Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии? Воспитатель:   Дети, вам понравился фокус? Дети: Да. Воспитатель: Хотите, покажу еще один фокус? Дети: Да. Воспитатель: Тогда смотрите внимательно. Я волшебница и умею двигать предметы, не касаясь их руками. Воспитатель пускает в таз с водой кораблик из пенопласта, с мачтой из портновской иглы. Двигая магнитом над тазом, воспитатель приводит в движение кораблик. Воспитатель: Что вы видите? ( ответы детей) Вы догадались, как я это делаю? Почему кораблик движется? ( предположения детей) Воспитатель: Магнит приводит кораблик в движение, не касаясь его. Вывод.   Сила магнита действует даже на расстоянии. ( с хема- карточка) Маша: Спасибо, дети, за интересные эксперименты. Я узнала много нового. Погостила я у вас Надо собираться. . . Было хорошо мне с вами, Но пора мне к Мишке возвращаться. Воспитатель:  Маша, прими от нас в подарок этот волшебный камень. Он поможет Мишке собрать гвозди из песка, и тогда он сможет починить крышу. Д о свидания! Маша: До свидания! Дети и воспитатель прощаются с Машей. Рефлексия Кто приходил к нам в гости? С каким волш ебным камнем вы познакомились? С какими свойст вами магнитов вы познакомились? Какие предметы называют магнетическими? Что вам показалось самым интересным? Что вам было труднее всего? Подскажите мне, где в нашей группе или дома мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? ( магнитики на доске, в некоторых игрушках, магнитная азбука, на холодильнике магнитные игрушки) Воспитатель: Ребята, я благодарю вас за тесное сотрудничество, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.

Оставить комментарий: