a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Социоигровая технология

Автор: Шакирова Чачка Ильдусовна Опубликовано: 2015-02-18 19:20:50

Социоигровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и общего дела.

Социоигровая педагогика способствует:

Движению - на занятиях дети подвижны.

Смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях, видах деятельности.

Неуверенным детям преодолеть нерешительность.

Самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению.

Сближению педагога с детьми.

Для работы с детьми подбираются и адаптируются игры приемлемые в дошкольном возрасте. Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике включает в себя мастерство создания и рационального применения игр. В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение», «Бабушка Маланья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и др.) . Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др. На занятиях желательно предлагать игровые задания, целью которых является пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены в группу рабочего настроя («Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри» и др.)

Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, можно использовать разминки-разрядки: «Заводные человечки», «Воробьи-вороны», «Руки-ноги», «Клубок», «Выход ряда» и др.

На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. Сюда входят: «Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др.

Для организации детей необходимо делить детей на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.

чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;

одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т. п.) ;

по количеству стульев, расставленных за каждым столом;

по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;

со своими друзьями;

с тем, с кем живешь рядом;

с кем спишь рядом в детском саду;

с кем вместе сидишь за обеденным столом;

с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься) ;

по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п. ;

найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т п.

 

отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;

геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;

геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;

мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п. ;

муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;

предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

Каждому ребенку даётся какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной (или двумя парами) и представляет его для всех

Возможные варианты заданий:

составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т. п.

нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё, сделать аппликацию или подделку, слепить;

составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

Предлагают детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;

называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т. п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.

Практическая значимость заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

Дети быстро сходятся с новыми людьми, не испытывая стеснения, вступая в общение с людьми старшими по возрасту, оказавшись в центре внимания. У замкнутых и стеснительных детей расширяется круг общения. Дети стараются поддерживать дружбу продолжительное время, не прерывая её, если что-то их не устраивает.

Игры:

«Тень»

У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем на неё внимания, хотя она – наш самый верный друг. Она повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, спит, занимается. Я предлагаю вам побыть не собственной тенью, а тенью других. Пусть один из вас будет человеком, а другой тенью.

«Общий круг»

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас встанем, но только так, чтобы каждый из вас видел всех ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (единственным верным решением здесь является круг). Когда все дети встали в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами) .

«Передай движение»

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое – нибудь движение (например: причёсывается, моет руки, подметает и т. д., затем будит своего соседа и показывает ему, своё движение, тот будит следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдёт очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают своё движение и не передадут его по кругу.

Оставить комментарий: