Публикация.
Документы для скачивания
Автор- Кожуховская Елена Федоровна( воспитатель) КГБОУ «Минусинская школа – интернат» г. Минусинск. Красноярский край. Россия. Технология проблемного обучения как условие моделирования активной и инициативной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, которая бы учила «искать, взвешивать, оценивать, анализировать, сомневаться. » Найдена ли эта система? В чём она заключается? Применима ли к детям с нарушением слуха? У детей с нарушением слуха отмечаются определённые особенности в развитии психических процессов. Объем внимания, развитие его устойчивости формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников. Замедленность и трудности овладения речью сказываются на развитии всех форм мышления наглядного и понятийного. Формирование мыслительных операций у детей с нарушением слуха процесс более длительный и своеобразный, чем у слышащих. К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на внеклассных занятиях. Наиболее близкое для меня определение проблемной ситуации звучит следующим образом: проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у ребенка, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия. ( И. Я. Лернер) Правильно подобранный глагол «побуждает», на мой взгляд, в полной мере раскрывает суть данного определения В течение многих лет работаю с детьми, обучающимися по адаптированной образовательной программе начального общего образования для глухих и слабослышащих детей. Исходя из личного опыта, хочу отметить, что работу по использованию проблемных ситуаций следует вводить уже в дошкольном возрасте, но дозированно. Например, при организации самоподготовки, я намеренно кому –то из ребят не раздаю тетрадь или книгу. Ребёнок начинает волноваться. Как быть? Даю право решить эту проблему самостоятельно( взять самому, попросить у педагога или дежурного и тд) При проведении внеклассных занятий зачастую не д аю готовые тему и цель занятия, мотивирую мыслить логически. Проблемные ситуации имеют место быть и во внеурочное время: забыл дома книгу, не подготовил домашнее задание, не продежурил в классе и тд. Не решайте за ребёнка проблему, дайте время ему осмыслить «пожить» в этом несколько минут. Видите в глазах безысходность и стра х- подключитесь, но не берите всю инициативу на себя, просто направьте ребёнка, подскажите, что есть несколько путей решения его проблемы. При разработке проблемных образовательных ситуаций для детей с нарушением слуха необходимо учитывать определенные требования: 1. Учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. 2. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной, с учётом словаря, желательно проиллюстрированной. 3. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность обучающихся. 4. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию. 5. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении. 6. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения( научности, систематичности и т. д. ) Главное для педагога усвоить следующую цепочку- проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы. Предлагаю Вашему вниманию несколько фрагментов внеклассных занятий с использованием элементов проблемного обучения. Классный час «Вежливые слова»( 1 класс) Постановка проблемы. Определение цели занятия. ( работа по сюжетной картинке) Что делает? Можно так поступать? Как бы ты сделал? А этот мальчик знает вежливые слова? Почему? ( не поздоровался) . Как помочь? Хотите его научить говорить вежливые слова? Значит, какая цель занятия? ( учиться говорить вежливые слова) Поиск путей решения. Чтобы научиться говорить вежливые слова, что нам с вами нужно сделать? ( пункты плана на доске) - подбирать к картинкам вежливые слова- решать задачу примеры. - называть вежливые слова. - составлять вежливые слова. - выполнять поручения с вежливыми словами. В данном случае дети выбирают шаги решения проблемы, основываясь на готовый план, в котором намеренно допущена ошибка. Педагог выслушивает ответы учащихся, переходя к составлению коллективного плана работы. Групповой час «Дикие животные»( 2а класс) Актуализация знаний. ( В центре доски, крупными буквами написано «Дикие животные». От этого словосочетания, в разные стороны идут стрелки, на конце которых располагаются чистые листы) ( Кластер) Закройте глаза, представьте любое дикое животное. Подберите слова, которые относятся к диким животным. ( Ответы учащихся несут хаотичность, ошибки, неточности. Задача педагога выбрать верные, необходимые для продолжения занятия- н азвание, строение пища, места обитания, подготовка к зиме. ) Давайте посмотрим, что у нас получилось? ( Дети, совместно с педагогом читают записи на листах, возникшие в ходе ответов детей и определят, что они знают, а что нет, перемещая листы в заранее приготовленную на доске таблицу – «Знаю. Не З наю. Узнал». / Как белка готовится к зиме? Ёж? Знаем? ( медведь спит, белка запасает корм) Постановка проблемы. Определение цели занятия. / А что делает зимой барсук? Кабан? Знаем? ( Нет) В какую колонку переместим лист? ( «Не знаю») Значит, какая цель занятия? ( Узнать, как барсук и кабан готовятся к зиме) СП Поиск путей решения. Как можно узнать? Что мы можем сделать? ( Прочитать текст, посмотреть телевизор, прочитать газету, спросить у родителей) В классе есть телевизор? Газеты? Родители сейчас с нами рядом? ( Нет) Значит, как мы будем узнавать информацию? / Что будем делать? ( читать текст и отвечать на вопрос) Открытие нового знания. Бытовой труд «Стирка носочков» 3 класс Актуализация знаний. Постановка проблемы. Посмотрите, какие носочки у Даши? А у Семёна? Чистые? Поможем правильно постирать носочки? А какие по цвету носки у Даши? ( белые) А у Семёна? ( цветные) Как мы можем их постирать? Мы можем их постирать в одном тазике или их нужно разделить? Как думаешь…. . , а как думает …. . Знаем мы точный ответ на этот вопрос? ( нет) Постановка цели занятия. Поиск путей решения. / Значит, какая цель занятия? ( узнать, можно ли стирать белые и цветные носочки вместе) Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ( Ответы учащихся …П одвести к тому, что нужно постирать и проверить) / Что делали? ( беседовали о стирке) / Что будем делать сейчас? ( Будем стирать) Разнообрази е форм внеклассных за нятий говорит о том, что спектр применения проблемного обучения широк. Проведение занятий, содержащих в себе элементы проблемной технологии, позволяют успешно в дальнейшем включать детей в проектную деятельность. У них уже есть определённый опыт постановки проблемы, нахождения информации из различных источников, умение распределять обязанности при работе в группе, выражать свою точку зрения. Ежегодно дети моего класса принимают участие в очных и заочных конференциях по защите своих проектов на школьном и городском уровнях, занимают призовые места. В данный момент ребята работаю т над исследовательским проект ом «Мыльные пузыри», с которым выйдут на городскую конференцию. Возвращаясь к вопросам, которые я ставила выше, с уверенностью могу сказать, что технология способная «разбудить» ребёнка найдена, и она применима к детям с нарушением слуха. Однако, недостатки этой технологии всё же присутствуют: не всегда легко мне удавалось сформулировать проблему, не весь материал можно построить в виде проблемы и, что немаловажно, имеют место быть большие затраты времени. Внеклассные занятия с элементами проблемной технологии очень эффективны и детям нравятся. Но не всё обучение должно быть проблемным. Обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Отметила ещё один немаловажный фактор- практически всем учащимся доступно проблемное обучение. Просто уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности. Педагогам, использующим технологию проблемного обучения в системе, будет проще подготовить детей с недостатками слуха к самостоятельной жизни, поддержать и оказать помощь при вступлении во «взрослую жизнь» Используемая литература. 1. Зикеев А. Г. Обучение учащихся подготовительного, I−IV классов школы глухих. Пособие для учителя. М" Просвещение" 1984 2. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М. : Знание, 2011. 3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М. : Просвещение, 1977. 4. Сурдопедагогика: учебник для студ. Высш. Пед. учеб. з аведений/ [ И. Г. Багрова и др. ] ; под ред. Е. Г. Речицкой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - ( Коррекционная педагогика) .
Коллективные форм ы работы на занятиях П ПО как средство активизации речевого общения младших школьников с нарушением слуха. Автор –Кожуховская Елена Федоровна. Предметно- практическая деятельность создаёт основу для усвоения трудовых умений и навыков в тесном взаимодействии с общим речевым развитием, что повышает осознанность этого процесса. Особое значение при этом придаю формированию интеллектуальных компонентов предметно- практической деятельности- развитию словес ной речи и мышления, а также общ е трудовых уме ний интеллектуального характера. Работая по данной теме, я пыталась реализовать эту задачу на практике. Прежде всего в работу были включены разнообразные формы работы( с маленьким воспитателем, бригадами. тройками) . Рабата носила систематический и целенаправленный характер. Опираясь на принцип «от простого- к сложному», сначала была введена работа с маленьким воспитателем. Эта форма коллективного труда для детей является более лёгкой и наиболее интересной. Бригадир имеет возможность давать поручения, проверять их выполнение. И это счастье, тем более, если он не силён в математике или чтении. Где, как ни на уроках ППО, ему раскрыться. Первые шаги в данном виде деятельности –карточки. Без них неслышащий ребенок «потеряется». Материал отработан –убирайте карточки. Применяйте их только со слабыми детками. Затем расширяйте функционал бригадира: составление инструкций, контроль за выполнением операций, отчёт о работе и тд. Ну и, конечно, чтобы достичь наибольшего результата при работе с маленьким воспитателем, необходимо соблюдать индивидуальный подход к учащимся и диффер е н цировать долю и характер помощи. На мой взгляд, самой результативной формой работы на занятиях ППО, является работа парами, так ка она даёт больше возможностей для развития речевого общения детей. Исходя из моих наблюдений, трудность заключается в следующем – дети не осознают, что оценка ставится одна на двоих. Поэтому на этапе оценивания и анализа работы терялось много времени для разъяснения и убеждения. Имея навыки работы с маленьким воспитате лем, работы в парах, далее организую работу бригадами, которая активизирует речевое общение между учащимися не менее результативно, чем работа в парах. Хочу отметить, что навык у детей вырабатывается не через 2 или 3 занятия, нужно запастись терпением на более длительный срок. Функционал бригадиров( а по сути это тот же маленький воспитатель) менялся в зависимости от видов деятельности: бригадиры выполняли поручения бригады( и наоборот) , работали по эскизам, например –выполни аппликацию по рисунку, работали за ширмой. Работа за ширмой наиболее сложный вид деятельности, поскольку дети не видят образец, но такая организация труда даёт максимальные возможности для развития речи детей, так как в процессе работы возникают недопонимания, проблемные ситуации, способствующие появления диалогической речи. Возникновение проблемных ситуаций на занятиях ППО – это благоприятная почва для возникновения диалога. И тут многое зависит от педагога- где и как он «преподнесёт» эту ситуацию намеренно и как себя поведёт, если она возникла спонтанно. Следующим этапом моей работы будет знакомство детей с таким видом труда, как работа конвеером. Э та групповая форма работы должна в себе сочетать навыки всех предыдущих видов деятельности, когда дети могут самостоятельно работать по составлению плана, выбирать материалы и инструменты, давать поручения и их выполнять, помнить, что при работе, оценивание происходит коллективно и отметка ставится одна. В моей практике не было случаев, когда ребёнок не хочет выполнять работу, когда ему не интересно, а наоборот…. Дети настолько увлекаются практической деятельностью, что общение, оречевление уходят на задний план. Появляются «речевые пробелы». Для решения этой проблемы необходимо продумывать такие ситуации, диалоги, моменты( то о чём я говорила выше) , помогающие детям договариваться искать пути решения проблем. Анализируя всю проделанную работу, можно утверждать, что в условиях коллективного сотрудничества на занятиях ППО значительно облегчается усвоение неслышащими детьми предлагаемого им материала. А это, в свою очередь, подготавливает детей к планированию речевой и интеллектуальной деятельности. Ещё один немаловажный аспект на занятиях по предметно- практической деятельности- важно, чтобы ваше мастерство где- то потом пригодилось, чтобы ребёнок видел значимость его работы и понимал, что для вас и для родителей, всё что сделал ценно. Предлагаю вашему вниманию одно из моих занятий. Конспект внеклассного занятия по ППО во 2а классе. ( слабослышащие учащ иеся) Тема «Мы чистюли» Цель: - изготовление аппликации по инструкциям бригадира. - тренировка употребления глаголов в разном времени( обвёл, вырезал, приклеил, нарисовал) , тренировка в общении с вопросами « что делаешь? , что сделала? , что будешь делать? » Задачи: - формировать умение понимать поручения и выполнять их по инструкциям бригадира, учить оценивать работу товарища, находить выход из проблемной ситуации. - развивать навык пооперационного отчёта о выполненной работе, умение участвовать в диалоге; развивать творческое воображение на основе осуществления декоративного оформления аппликации. - добиваться слитного проговаривания, работать над звукопроизносительной стороной речи. - воспитывать аккуратность при выполнении самостоятельных заданий, бережное отношение к одежде. Ход. Орг. момент. Проверка слышимости. Вы готовы со мной работать? ( Да, мы готовы работать) / Па папа как ты меня слышишь, …. . ( Я слышу…………) Встаньте( Я встал( а) ) / Что будем делать? Скажи…. . ( Будем хорошо говорить звук П) Послушайте Будем говорить слоги и слова Пла- платье пи –пижама/ Кто услышит правильно? Повтори …. . Будем говорить предложение. Платье и пижама –это одежда. Скажем вместе. Повтори …. / Что мы делали? Скажи, ……. II. Ориентировочно- мотивационная часть. Знакомство с темой. Постановка проблемы/ Что будем делать сейчас? Скажи, …. . ( Беседовать о занятии) Сегодня маленьким воспитателем будет…. . Поговори с ребятами о занятии. Что ты будешь делать? ( Задавать вопросы, беседовать) ( Работа по карточке. Приложение №1) Что ты делал, …. . ( задавал вопросы, беседовал) Ребята, посмотрите кто к нам пришёл? Это Саша и Маша. Вам нравится, как они одеты? Почему? ( У них грязная одежда, не красиво одеты) А как нужно одеваться? ( Красиво, аккуратно) Давайте посмотрим, вы красиво одеты? Есть у нас в классе неряха? А гости наши одеты аккуратно? Скажи, что это? ( блузка, юбка, брюки, рубашка) Мы можем им помочь? Как? ( Выслушиваются все варианты ответов. Выбирают сообща оптимальный вариант. Предлагают шаги выхода из поставленной проблемы. ) Из чего мы можем сделать одежду? ( Из бумаги) / Что мы делали? ( Беседовали о занятии. ) Актуализация знаний учащихся/ Что будем делать сейчас? ( Повторять название одежды) ( Дети по частично открытой картинке догадываются о том, что нарисовано на картинке. Хоровое проговаривание) / Что мы делали? ( Повторяли название одежды) 3. Подготовка рабочего места/ Что будем делать сейчас? ( Готовить рабочее место) ( Воспитателем произносятся слова без звука( чтение с губ) . Учащиеся демонстрируют то, что назвали) Простой карандаш, шаблон, цветная бумага, ножницы, фломастеры. Все готовы к работе? ( Нет. У меня нет ножниц, …. . , ……) Попроси у меня ножницы. ( Карточка помощник) / Что мы делали? ( Готовили рабочее место) 4. Повторение правил ТБ/ Что будем делать сейчас, скажи…. . ( Будем повторять правила работы с ножницами) ( Работа организована с использованием интерактивной доски. Дети должны распределить картинки на две колонки: можно, нельзя) / Что мы делали, скажи …. . ( повторяли правила работы с ножницами) * Музыкальная физминутка с использованием интерактивной доски III. Исполнительная часть/ Что будем делать сейчас? ( Выполнять работу) Моим помощником будет …… Ренат будет давать поручения. Что ты будешь делать, Ренат( Давать поручения) Что будут делать ребята? ( Выполнять поручения) Помощник воспитателя составляет правильную последовательность плана. ( Приложение №2) Озвучивает пункты плана. Учащиеся выполняют. Маленький воспитатель опрашивает детей во время работы( Приложение №3) . Учащиеся отчитываются о проделанных действиях, опираясь на карточку помощник. Приложение №4/ Что мы делали? ( Выполняли работу) IV. Контрольно- оценочная часть/ Что будем делать сейчас? ( Оценивать работу) Как выполнили работу ……. и…. . ? ( Оценивание работ осуществляют сами учащиеся, опираясь на сигнальные карточки. ( Приложение №5) Какая работа тебе понравилась больше? Почему? / Какое было занятие? / Что мы делали? ( Мы делали аппликацию) Можно ходить в грязной одежде? Скажи, …. Ты доволен своей работой? Приложение №1* Какое у тебя настроение, скажи, ……( У меня ……. . настроение) * Какое будет занятие, скажи, ……( Будет занятие ………. ) * Прочитай тему занятия, ……. ( Тема занятия ………. ) * Что будем делать на занятии, скажи, ……( На занятии будем …. . . . . , ……. . , …. . ) * Что делали на прошлом занятии, скажи, …. ( На прошлом занятии мы …. . , …. . , …. ) * Что ты будешь делать? ( Я буду задавать вопросы, беседовать, давать поручения) * Что ты делал( а) , …. . ( Я задавал( а) вопросы, отвечал( а) на вопросы, беседовал) * Как работали ребята? ( Ребята работали хорошо, плохо, ( не) старались) Приложение №2( В пунктах плана присутствует лишний этап работы) Возьми шаблон Обведи шаблон Вырежи ……. Раскрась……. Нарисуй……. . Приклей ……. Приложение №3 Что ты будешь делать, …. . ? Что ты делаешь, ……. ? Что ты сделал( а) , ……. . ? Что делает …. . , скажи, ……. . Тебе трудно? Тебе нужна помощь? Приложение №4 Мы будем выполнять поручения. Что ты будешь делать? Что ты делаешь? Что ты сделал? Что делает ……. ? Я буду брать…. . Я беру …… Я взял( а) …… …. берёт…. . Я буду обводить Я обвожу…. Я обвёл( а) … …. . обводит…. Я буду вырезать Я вырезаю…. . Я вырезал( а) …. …. вырезает… Я буду рисовать Я рисую Я нарисовал( а) …. Я буду раскрашивать Я раскрашиваю…. Я раскрасил( а) … …раскрашивает… Я буду приклеивать Я приклеиваю…. Я приклеил( а) … …. приклеивает… Я буду лепить Я леплю…. Я слепил( а) … …. . лепит…. У меня нет ……. . , ……… Елена Фёдоровна, дайте, пожалуйста, ………. ……, мне трудно. Мне( не) нужна помощь Приложение №5 Оцени работу товарища. * Красиво. Аккуратно* Немного не красиво Немного не аккуратно* Не красиво Не аккуратно