a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Индивидуальная программа наставничества на 2023-2024

Автор: Селезнева Елена Александровна Опубликовано: 2025-02-22 17:35:53

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Смоленского района Смоленской области

 

 

Принят                                                                                        Утверждаю:

на педагогическом совете                                                        Заведующий

МБДОУ д/с «Светлячок»                                                                          Сафронова Ю.В.

Протокол № 1 от 31.08.2023 г.                                                 Приказ №    от 31.08.2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная программа наставничества

на 2023-2024

 

                                       

 

 

Разработал воспитатель-наставник:

Селезнева Е.А.

 

 

 

 

 

                                                              2023

 

 Содержание

  1. Целевой раздел
    • Пояснительная записка…………………………. 3
    • Актуальность программы………………………. 3
    • Цели и задачи программы ………………………4
    • Предполагаемый результат …………………….. 4
  2. Содержательный раздел
    • Содержание программы ………………………... 5
    • Структура реализации программы……………...5
    • Перспективный план работы…………………….7
  3. Организационный раздел
    • Методы программы……………………………….9
  4. Условия реализации программы
  5. Условия реализации программы…………………….9
  6. Критерии оценки эффективности

выполнения программы …………………………………. 10

  1. Литература…………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Целевой раздел

  • Пояснительная записка

Современное дошкольное образование переживает сложный период

своего развития. Общественность  предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника.  

В соответствии с Концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов является подготовка педагогов нового формата - творческих, инициативных, способных не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.  Целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные  образовательные программы  воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В управленческой деятельности ДОУ необходимо использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов. Это позволит начинающему педагогу быстрее  адаптироваться к работе в детском саду, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса,  раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Поэтому разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального развития молодых педагогов  является своевременной и актуальной.

В Программе используются следующие понятия:

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное   взаимообогащающее   общение,   основанное   на    доверии  и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника    и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает

 новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми  для  стимуляции  и  поддержки  процессов  самореализации  и самосовершенствования наставляемого.

 

  • Актуальность программы

Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания и обучения в область конкретных педагогических ситуаций и задач.

Особенностью труда начинающих педагогов является и то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а  родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.  Молодой воспитатель часто испытывает неуверенность во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации.

Профессиональное становление молодого специалиста во многом зависит от оказанной ему помощи со стороны всех субъектов педагогического процесса: администрации, коллег, родителей.  Отсутствие такой поддержки может  привести к конфликтным ситуациям, к  сомнениям в профессиональной и личностной самостоятельности, поэтому первостепенной задачей руководителя  ДОУ является не просто привлечение молодых специалистов, но и  удержание их на педагогическом поприще.

 

  • Цель и задачи программы

Цель:  

Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов.

 

Задачи:

Совершенствовать  качество воспитательно-образовательного процесса  путём повышения профессионального мастерства педагогов.

Обеспечить наиболее легкую адаптацию в коллективе  и успешное вхождение в профессиональную деятельность молодого педагога.

Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности.

Формировать профессионально значимые качества, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Создать информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

Осуществлять совместное планирование образовательного процесса  начинающих педагогов с наставниками.

Способствовать освоению педагогами современных образовательных технологий и методов педагогической практики.

   

     1.4.Предполагаемый результат

 

Профессиональные умения, приобретенные молодыми специалистами  в результате реализации программы:

Применение  психолого-педагогических знаний  в организации воспитательно-образовательного  процесса.

Планирование, подготовка  и осуществление  образовательной  деятельности.

Проведение  педагогической диагностики.

Анализ индивидуальных особенностей ребенка и осуществление психолого-педагогического сопровождения  с учетом  специфики  его развития.

 Создание комфортной,  грамотно и эстетически оформленной, развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Использование в работе современных инновационных технологий.

 

                        

  1. Содержательный раздел

 

         2.1.Система методической работы с молодыми кадрами

 

Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов;

Обучение на рабочем месте;

Осуществление практики наставничества;

Обучение на курсах повышения квалификации;

 

Содержание работы с молодыми специалистами строится с учетом следующих аспектов их взаимодействия:

Молодой специалист – руководитель ДОУ.

Изучение нормативно-правовой базы: должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, Устава  ДОУ.

Молодой специалист –  опытные  коллеги.

Выявление стартовых возможностей и потенциала педагога. Знакомство с методическим кабинетом,  с его программно-методическим  обеспечением.  Инструкция по ведению документации, организации воспитательно-образовательного процесса.

Оказание поддержки и помощи в планировании образовательной деятельности, организации режимных моментов, в проведении диагностики,  в использовании разнообразных приемов и методов педагогической практики.

Молодой специалист – родители.

Выстраивание конструктивного и бесконфликтного взаимодействия, формирование авторитета педагога.

Молодой специалист – дети.

Выстраивание личностно-ориентированной модели взаимодействия, формирование уважения, интереса у детей.

 

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:

Уровень  базового образования,  теоретическая подготовленность,

наличие практического опыта, учет индивидуальных особенностей  педагога.

 

      2.2. Структура реализации Программы

1-й этап – адаптационный.

На первом этапе проводится анкетирование с целью определения личностных качеств, профессиональных возможностей и трудностей педагога.

2-й этап – основной «Руководство качеством»

На втором этапе осуществляется оказание адресной помощи в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышении профессиональной компетентности.

3-й этап – контрольно-оценочный «Творческий поиск»

На третьем этапе проводится Неделя молодого специалиста, открытые показы различных видов образовательной деятельности.

Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

 

       2.3 Перспективный индивидуальный план развития молодого специалиста        Семеновой Е.А. под руководством наставника Селезневой Е.А.

 

п/п

Мероприятие

Деятельность наставника

Ожидаемый результат

1 год

1.

Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого педагога

-   Подбор, разработка

диагностических материалов.

-   Осуществление

диагностических процедур.

Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога.

2.

Изучение

нормативно-правовой базы.

Ведение педагогической документации.

Изучение ФГОС, ФОП.

-   Деятельность по изучению нормативных актов, локальных актов.

-   Составление рабочей программы.

-   Обучение правилам ведения документации.

Компетентность молодого педагога относительно современных требований к

профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, в ведении

документации.

3.

Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками

Знакомство с правилами проведения педагогической

диагностики, с диагностическим инструментарием, способами

фиксирования данных, с методами анализа и обобщения полученных данных.

Журнал мониторинга, индивидуальные образовательные маршруты

4.

Проектирование и  анализ образовательной деятельности

-   Открытые занятия наставника, других педагогов, их анализ.

-   Практикумы по планированию каждого этапа организованной образовательной деятельности.

Разработка инструментария для      самостоятельного проектирования ОД.

 

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе ООД.

5.

Организация развивающей предметно- пространственной

среды (далее - РППС) в групповом помещении

Анализ РППС в группе в соответствии с требованиями.

РППС, соответствующая ФГОС ДО.

 

6.

Формирование позитивного имиджа педагога

- Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры.

- Сборник методических рекомендаций.

- Практикумы по решению педагогических ситуаций.

Культура общения с педагогами, родителями (законными

представителями), воспитанниками, освоение эффективных приемов.

7.

Мониторинг профессионального роста молодого педагога

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга.

Коррекция индивидуального плана.

8.

Моделирование воспитательного процесса в группе

Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в группе (проектирование целей, выбор

методов и форм, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)

Разработка рабочей программы.

9.

Моделирование

культурно-досуговой деятельности воспитанников

Изучение годового плана и  планирование отдельных мероприятий.

Проведение развлечения, праздника на основании разработанного

сценария.

10.

Описание темы по самообразованию

Оказание методической помощи  наставником.

План работы по самообразованию.

 

11.

Знакомство с современными педагогическими технологиями

-   Планирование и организация

мастер-классов наставника и других педагогов.

-   Организация работы педмастерской

по проектированию ОД с использованием конкретных технологий.

Обогащение опыта, умение

молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения,

динамика в освоении технологий.

12.

Создание портфолио

педагога

Итоги реализации программы

Презентация портфолио наставника.

Подготовка отчета наставника

Наличие портфолио молодого

педагога.

 

                            

3.Организационный раздел

 

  • 1. Формы и методы работы с молодыми специалистами

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:

  • уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
  • индивидуальные особенности педагога;
  • уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
  • наличие практического опыта работы с детьми.

Формы и методы работы

  • диалоги, активизирующие мыслительную познавательную деятельность;
  • беседы;
  • индивидуальная работа с опытными педагогами;
  • анализ собственной деятельности;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • педсоветы и семинары;
  • открытые занятия, взаимные посещения занятий;
  • тренинги по совершенствованию профессиональных умений;
  • самообразование, изучение методической литературы;
  • анкетирование и опросы.
  • консультации и мастер – классы.

Условия эффективности работы

  • взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • сочетание теоретических и практических форм;
  • оценка результатов работы (диагностика развития детей);
  • своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

4.Условия реализации программы

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

- Трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу;                                                      

- Адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и отмечается в методической работе ДОУ;

-В организации педагогической деятельности имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка  профессионального роста воспитателя.

5.Критерии оценки эффективности выполнения программы

При определении уровня профессиональной компетентности педагога используется система оценки, состоящая  из следующих блоков:                                   - Проявление профессиональных качеств педагогов.                                                        - Проявление организационно-методических умений.                                                   - Проявление личностных качеств.                                                                     

Оценка деятельности  специалиста проводится  по двум направлениям:                                                                                                                       - аттестация на квалификационную категорию                                                                - материальное стимулирование.                                                                                     В ходе этой оценки учитывается  отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется Положением  МБДОУ д\с «Светлячок».

 

Система мониторинга

В процессе реализации Программы предусмотрено наблюдение за профессиональной деятельностью молодого специалиста, которое позволяет проследить за уровнем  его профессионального роста. На каждого педагога создается профессиональное портфолио, позволяющее осуществлять мониторинг его деятельности. Данный материал даёт возможность увидеть потребности педагога, динамику  профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы профессионального развития и создания наиболее благоприятных условий для его творческой деятельности. Система мониторинга профессионального роста педагогов включает анкеты и опросники.  Данный мониторинг проводится в течение всего педагогического пути начинающего специалиста. По окончании реализации программы с педагогами планируется собеседование. С учетом возникающих затруднений –  в план работы  вносятся необходимые коррективы.

 

 

  1. Список литературы:
  2. Книга под редакцией: Управление персоналом. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина, М.ЮНИТИ, 2002.
  3. Статья из журнала: Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2008. - № 12.- С. 6 - 15
  4. Книга авторов: Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.,2008

4.Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
  2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.

Оставить комментарий: