Рабочая программа кружка "Познавайка"
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально- личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек» ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА: На педагогическом совете Приказом МДОУ «Детский сад №3» МДОУ детского сада №3 «Тополек» №_ _ _ _ _ _ от «_ _ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ г. Протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ От « »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20 г. center12477750000 Рабочая программа кружка Рабочая программа кружка с таршая группа Воспитатель: С. Н. Паршина Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Познавайка» детей с тарше й группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, который делает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации( от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста Ребёнок- дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на воп – росы «как? » и «почему? ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятель – ность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Современные исследования педагогов и психологов( А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Н. Поддъякова, П. Я. Гальперина, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности. Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Дополнительная общеразвивающая Программа «Познавайка» относится к образователь- ной области «Познавательное развитие» и соответствует ФГОС ДО. Программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: • Конституцией РФ; • Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012; • Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • СанПин 2. 4. 1. 3049- 13 от 15. 05. 2013 г; • Уставом и нормативными документами МДОУ детский сад «Тополек» с. Китаевского, Новоселицкого округа Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно жажду воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, a ждет, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, c помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счета слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность даёт детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления темы или иными явлениями и предметами. При этом ребёнок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления c целью более полного их познания и освоения. Цель программы: Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования. Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки. Формировать умение пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях. Воспитывать самостоятельность. Новизна программы заключается: в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно- развивающей среды. В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Организация деятельности: В кружок «Познавайка» зачисляются дети, посещающие МДОУ «Тополек». Занятия проводятся во вторую половину дня( среда) , длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей( продолжительность занятий 20 – 2 5 минут) . Кружок работает в течение учебного года( конец сентября – начало мая) , один раз в неделю. План кружка рассчитан на один год, занятия проводится с подгруппой детей. Группа комплектуется с учетом индивидуальных особенностей детей. Учитывается добровольность и желание родителей. Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация. Методические приемы: Наблюдения. Создание проблемных ситуаций. Экспериментирование. Формы работы: Малые группы Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность детей. Итогом в реализации программы: является презентация детских работ. Основные направления работы, формы и способы их реализации: Создание предметно- развивающей среды: создание уголка экспериментирования, создание полочки «умных книг» для детей и взрослых. Формирование у детей 5- 6 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности. Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие» по программе: Исследовательская деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей во всех образовательных областях: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Художественно- эстетическое развитие» «Физическое развитие». Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. 3 блока: Живая природа- характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. ; Неживая природа- воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др. ; Человек- организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. Предполагаемый результат: умение опытным путем доказывать свойства воды( прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму; умение опытным путем доказывать свойства воздуха; умение опытным путем доказывать свойства песка; умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры; расширение знаний об увеличительных приборах; умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями: Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования. Буклеты для родителей. Консультация « «Экспериментально- исследовательская деятельность детей» Фото отчет о кружковой работе. Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях. Оборудование детской лаборатории: Приборы- «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги, ткани; медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д. Учебный план Месяц Количество в неделю Количество в месяц Сентябрь 1 2 Октябрь 1 5 Ноябрь 1 4 Декабрь 1 4 Январь 1 3 Февраль 1 4 Март 1 4 Апрель 1 5 Май 1 2 Итого 9 33 Тематическое планирование Перспективный план занятий кружка «Познавайка» в старшей группе месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Октябрь Педагогическое обследование детей. Свойства воздуха. Упрямый воздух. Свойства воды. Откуда берется вода? Ноябрь Состояния и превращения веществ. Растворимость. Теплота. Твердые- жидкие Свойства и качества материалов. Мир ткани. Свойства и качества предметов. Тонет- не тонет. Декабрь Свойства воды. Почему не тонут айсберги? Свойства снега и льда. Где быстрее? Космос. Темный Космос. Вращение Земли. Познавательный вечер. «Волшебные превращения». Январь Каникулы. Каникулы. Свойства и качества материалов. Родственники стекла. Свойства и качества материалов. Приключения красок. Февраль Человек. Наши помощники- глаза. Человек. Вдох- выдох. Электричество. Волшебники. Путешествие в прошлое лампочки. Март Магнетизм. Волшебная стрелка. Вес. Притяжение. Почему все падает на Землю? Звук. Где живет эхо? Свойства воздуха. Почему дует ветер? Апрель Живая природа. Кто как летает по воздуху? Свойства снега и воды. Где весна наступит быстрее? Растительный мир. Может ли растение дышать? Растительный мир. Для чего корешки? Май Свет. Оптика. Световой луч. Познавательная викторина «Все обо всем» Педагогическое обследование. Литература: Познаю мир Т. И. Гризик, М. , Просвещение, 2010; Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ под редакцией Дыбиной О. В. , М. , ТЦ «Сфера», 2005. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л. Н Прохоровой, М. , Просвещение, 2003. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ под ред. О. В. Дыбиной, Н. П. Рахмановой, В. В. М, Просвещение, 2003. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы: ( Текст) / О. В. Дыбина. - М. : Творческий Центр Сфера, 2004. Что было до… Игры- путешествия в прошлое предметов Дыбина, О. В. ( Текст) / О. В. Дыбина. - М. : Творческий Центр Сфера, 2004. Творим. Преобразуем О. Дыбина, М. , Просвещение, 2008. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. СПб. Детство – Пресс, 2008. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду Иванова, А. И: ( Текст) / А. И. Иванова. - М. : Сфера, 2003. - 54с. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду А. И. Иванова, М. , Просвещение, 2008.
- Букеты в разных стилях в AzaliaNow: классика и новые эксперименты
- Мероприятие, направленное на приобщение детей к нематериальному этнокультурному достоянию Российской Федерации. "Масленица"
- Подробный обзор Olympus CX43: идеальное решение для рутинных медицинских анализов
- Почему базовая футболка – незаменимый элемент гардероба каждого
- Математика Петерсон для 3 класса: как она помогает детям полюбить предмет