a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Виды нарушения фонематического восприятия.

Автор: Бойкова Ольга Владимировна Опубликовано: 2025-02-28 00:09:08

Документы для скачивания

Признаки нарушения фонематического слуха. С каждым годом растёт количество первоклассников с низким уровнем развития фонематических процессов, о чём свидетельствует диагностика уровня речевого развития детей, которая проводится в начале учебного года. Результаты диагностики показывают недостаточный уровень развития фонематического восприятия. Способность человека воспринимать и различать звуки речи( фонемы) , при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение элементарных форм звукового анализа и синтеза, что в свою очередь, делает проблематичным, а в некоторых случаях и невозможным процесс овладения письменной речью. Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Своевременное выявление и коррекция нарушений фонематического восприятия снижает риск возникновения дисграфии и дислексии при овладении письменной речью у младших школьников. Признаками нарушения фонематического слуха являются: - Нарушения звукопроизношения( замены и смешения звуков) ; - Нарушения звуковой структуры слова, проя вляющееся в ошибках звукового анализа: Пропуск гласных и согласных звуков, слогов; Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например « снки »- санки, « кичат »- кричат. Вставки звуков; Вставки гласных звуков наблюдаются обычно при стечении согласных( особенно когда один из них взрывной) : « шекола »- школа, « девочика »- девочка и т. д. Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный. Перестановки звуков, слогов; Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений: чулан- « чунал », плюшевого- « плюшегово ». Более многочисленные перестановки искажают структуру слова. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: брат- « барт », корм- « кром » и т. д. - Нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико- артикуляционное сходство, проявля ющееся в замене и смешении букв, а при письме в смешении букв. Смешиваются обычно следующие фонемы: Звонкие и глухие парные с огласные в чёткой позиции( т. е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончение глухих в соответствии с орфоэпическими нормами) : Д- Т- « тача », « дапки », З- С- « сонт », « зумка », Б- П- « патон », « попеда », Ж- Ш- « шук », « жапка », Г- К- « долко », « клавный », В- Ф- « вонтан », « ворточка ». Лабиализованные гласные: О- У- « звенит рочей », «по хрупкуму льду». Ё- Ю- « лёбит », « самолют ». Сонорные: Р- Л- « хородный », « провеляр », Й- Ль- «тут бывалет и солька »( тут бывает и сойка». Заднеязычные: Г- К- Х- « черёмука », « колхотки », « гороговый ». Свистящие и шипящие: С- Ш- « масина », «шумка», З- Ж- « зелезо », « жаяц », Сь- Щ- « нещёт », « сенок ». Аффриканты: Ч- Щ- « стущал », « роча », Ч- Ц- « сквореч », « граци », Ч- Ть- « чер чит », « утитель », Ц- Т- « пцицы », « цвецёт », Ц- С- « рельцы », « куриса ». Не все дети посещают логопедические занятия, поэтому я рекомендую воспитателям включать в свои занятия упражнения на развитие фонематического восприятия, тем более, что в старшой и подготовительной группах дети в знакомятся с гласными и согласными звуками, определяют количество слогов и звуков в слове. Конечно, лучше проводить эти упражнения в виде дидактических игр, а самое главное, регулярно.

Оставить комментарий: