Программа наставничества "воспитатель-воспитатель"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» р. п.СамойловкаСамойловского района Саратовской области»
412370 Саратовская область, р. п.Самойловка , ул. Ревякина , 29 а
Тел.(884548) 2-17-58 , адрес эл. почты: ds_romaschka@mail.ru
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На Педагогическом совете Заведующая МБДОУ «Детский сад
МБДОУ «Детский сад «Ромашка» «Ромашка»р.п. Самойловка
р.п. Самойловка ________Л.В.Мельникова
Протокол №2 «25» ноября 2020г. «25» ноября 2020г.
Программа наставничества
«Воспитатель-воспитатель»
Наставник: Доронина Наталья Евгеньевна
Молодой специалист: Коваленко Надежда Павловна
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностногои профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса, необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально- личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольномобразовании менее трех лет. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога– наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 12 месяцев
ЦЕЛЬ:
Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи:
1.Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
2.Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
3.Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
4.Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
Основные направления:
1.Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
2.Формирование навыка ведения педагогической документации.
3.Изучение нормативных актов и инструктивных документов,обеспечивающих реализацию воспитательно- образовательного процесса.
4.Развитие профессиональной компетенции.
5.Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.
Условия эффективности работы:
1.Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
2.Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
3.Сочетание теоретических и практических форм работы.
4.Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
5.Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
1.консультирование (индивидуальное, групповое);
2.активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение НОД, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).
Деятельность наставника:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты:
для молодого специалиста:
- Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
- Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
- Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.
Принципы наставничества:
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способностьвидетьличность.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель».
Сведения |
О молодом специалисте |
О педагоге–наставнике |
Фамилия,имя,отчество |
Коваленко Надежда Павловна |
Доронина Наталья Евгеньевна |
Образование |
высшее |
высшее |
Какое учебное заведение окончил |
БФ СГУ им.Н.Г.Чернышевского
|
БФ СГУ им.Н.Г.Чернышевского |
Педагогический стаж |
Молодой специалист–1месяц |
15лет |
Место работы |
МБДОУ«Детскийсад«Ромашка» р .п. Самойловка |
МБДОУ«Детскийсад«Ромашка» р .п. Самойловка |
Должность |
воспитатель |
воспитатель |
Предмет |
|
|
Учебная нагрузка |
36,0ч. |
36,0ч. |
Группа |
средняя |
средняя |
Квалификационная категория |
безкатегории |
Первая квалификационная категория |
При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:
Субъектывзаимодействия |
Содержаниевзаимодействия |
Старшийвоспитатель–молодойпедагог |
Созданиеусловийдляадаптациипедагоганаработе. Знакомство с нормативными и локальными актами. Обеспечениенеобходимымиметодическимиматериалами, литературой. |
Молодойпедагог-воспитанники |
1.Формированиеавторитетапедагога,уважения, интереса к нему у детей и родителей (законных |
родители(законныепредставители) |
представителей). |
Молодойпедагог– коллеги |
1.Оказаниеподдержкисостороныколлег. |
Этапы реализации программы.
Программа наставничества рассчитана на 12 месяцев . Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный.
Адаптационный этап (Диагностический)
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
1.педагогическое образование;
2.теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
3.наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
4.ожидаемый результат педагогической деятельности;
5.выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
1.опрос;
2.собеседование;
3.анкетирование;
4.наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:
1.воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
2.воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
3.воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
Воспитатели,имеющиенедостаточную теоретическую и практическую подготовку |
Воспитателисдостаточной теоретическойподготовкой, но не имеющие опытапрактическойработы |
Воспитателисослаборазвитой мотивацией труда |
Содержаниеицелиработы |
||
Усвоениетеоретического |
Овладениенавыками |
Повышениеинтересаи |
материала,формирование |
практическойработыс |
положительного |
навыковпрактической |
педагогами,родителями. |
отношенияк |
работы. |
|
педагогической |
|
|
деятельности,помощьв |
|
|
осознаниисвоей |
|
|
профессиональной |
|
|
значимости,степени |
|
|
ответственностиза |
|
|
воспитаниеиобучение |
|
|
детей. |
Формыработы |
|
Консультации |
Дискуссии |
Семинары-практикумы |
Круглыестолы |
Беседы |
Деловыеигры |
Изучениеметодическойлитературы |
Убеждения,поощрения |
Взаимопосещения |
беседы |
Коллективныепросмотрыпедпроцессов |
|
Анализпедагогическихситуаций |
|
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативностьиэффективностьреализациииндивидуальногопланапрофессиональногостановленияанализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
Основнойэтап(проектировочный).
Задачаэтапа:реализацияосновныхположенийПрограммы.
Содержаниеэтапа:
- Созданиеблагоприятныхусловийдляпрофессиональногоростаначинающихпедагогов;
- Взаимоподдержкаивзаимопомощь;
- КоординациядействийпедагоговвсоответствиисзадачамиДОУизадачамивоспитанияиобучениядетей;
- Разработкаперспективныхплановработысдетьмивсоответствиисвозрастнымиособенностями,требованиямиФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
- Оказаниеметодическойпомощиопытнымипедагогаминачинающим;
- Помощьпоподборуииспользованиюпедагогическицелесообразныхпособий,игровогоидидактическогоматериала;
- Оказаниепозитивноговлияниянаростпрофессиональнойкомпетентностиначинающегопедагога;
- Советы,рекомендации,разъяснения,поправкивпедагогическиедействия.
Контрольно-оценочный этап(Аналитический)
Задачиэтапа:подведениеитоговработыианализэффективностиреализацииэтаповпрограммы.
Содержаниеэтапа:
- Анализрезультатовработымолодогопедагогасдетьми;
- Динамикапрофессиональногоростамолодогопедагога;
- Рейтингмолодогопедагогасредиколлег;
- Самоанализсвоейдеятельностизапрошедшийгод;
- Перспективыдальнейшейработысмолодымипедагогами;
- Подведениеитогов,выводы.
Формыработыпедагоганаставникаснаставляемыммолодымпедагогом.
Длятого,чтобыповыситьпрофессиональноемастерствомолодыхпедагогов,используютсяразныеформыработы.
Выборформработызависитотэтапареализациипрограммы,отличностныхкачествпедагогов,отуровняпрофессиональнойподготовкимолодыхпедагогов,отпоставленныхзадач.
Формы работы с молодыми педагогами.
Организации–партнеры |
Уровеньобразовательнойорганизации |
Министерствообразованияинауки Саратовскойобласти |
1.Курсыповышения |
1.Диалог,беседа. |
1. Аттестация |
квалификации. |
2.Индивидуальная,групповая |
|
2.Окружныеметодические |
консультация. |
|
объединения. |
3.Самоанализсобственной |
|
3.Семинары, 4.Вебинары 5.Конкурсы профессионыльногомыстерства 6.Обмен опытом |
деятельности. 4.Семинары 5.Практикумы 6.Анкетирование 7.Мастер-классы 8.Открытые просмотры |
|
Заведующая МБДОУ «Ромашка»
р.п. Самойловка Л.В.Мельникова