a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа наставничества "воспитатель-воспитатель"

Автор: Доронина Наталья Евгеньевна Опубликовано: 2025-03-04 20:08:34

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад «Ромашка» р. п.СамойловкаСамойловского района Саратовской области»

412370 Саратовская область, р. п.Самойловка , ул. Ревякина , 29 а

Тел.(884548) 2-17-58 , адрес эл. почты: ds_romaschka@mail.ru

 

ПРИНЯТО                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

На Педагогическом совете                                                Заведующая МБДОУ «Детский сад

МБДОУ «Детский сад «Ромашка»                                          «Ромашка»р.п. Самойловка

р.п. Самойловка                                                                            ________Л.В.Мельникова

Протокол №2 «25» ноября 2020г.                                                       «25» ноября 2020г.

 

 

 

 

 

Программа наставничества

«Воспитатель-воспитатель»

 

Наставник: Доронина Наталья Евгеньевна

Молодой специалист: Коваленко Надежда Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностногои профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса, необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально- личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольномобразовании менее трех лет. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.

Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога– наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 12 месяцев

ЦЕЛЬ:

Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи:

1.Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.

2.Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.

3.Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

4.Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

Основные направления:

1.Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.

2.Формирование навыка ведения педагогической документации.

3.Изучение нормативных актов и инструктивных документов,обеспечивающих реализацию воспитательно- образовательного процесса.

4.Развитие профессиональной компетенции.

5.Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.

Условия эффективности работы:

1.Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.

2.Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.

3.Сочетание теоретических и практических форм работы.

4.Анализ результатов работы (диагностика развития детей)

5.Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:

1.консультирование (индивидуальное, групповое);

2.активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение НОД, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).

Деятельность наставника:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Ожидаемые результаты:

для молодого специалиста:

  • Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
  • Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;
  • повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.

Принципы наставничества:

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способностьвидетьличность.

 

 

 

 

 

 

 


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель».

 

Сведения

О молодом специалисте

О педагоге–наставнике

Фамилия,имя,отчество

Коваленко Надежда Павловна

Доронина Наталья Евгеньевна

 

Образование

 

высшее

 

высшее

Какое учебное заведение окончил

БФ СГУ им.Н.Г.Чернышевского

 

БФ СГУ им.Н.Г.Чернышевского

Педагогический стаж

Молодой специалист–1месяц

15лет

 

Место работы

МБДОУ«Детскийсад«Ромашка» р .п. Самойловка

МБДОУ«Детскийсад«Ромашка» р .п. Самойловка

Должность

воспитатель

воспитатель

Предмет

 

 

Учебная нагрузка

36,0ч.

36,0ч.

Группа

средняя

средняя

Квалификационная категория

 

безкатегории

 

Первая квалификационная категория

 

 

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:

 

Субъектывзаимодействия

Содержаниевзаимодействия

 

 

 

Старшийвоспитатель–молодойпедагог

Созданиеусловийдляадаптациипедагоганаработе. Знакомство с нормативными и локальными актами. Обеспечениенеобходимымиметодическимиматериалами, литературой.

Молодойпедагог-воспитанники

1.Формированиеавторитетапедагога,уважения, интереса к нему у детей и родителей (законных

 

родители(законныепредставители)

 

представителей).

Молодойпедагог– коллеги

 

1.Оказаниеподдержкисостороныколлег.

 

 

 


Этапы реализации программы.

Программа наставничества рассчитана на 12 месяцев . Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный.

Адаптационный этап (Диагностический)

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.

Содержание этапа:

Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

1.педагогическое образование;

2.теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);

3.наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;

4.ожидаемый результат педагогической деятельности;

5.выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:

1.опрос;

2.собеседование;

3.анкетирование;

4.наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

1.воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;

2.воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

3.воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

Примерные цели и формы работы:

 

 

Воспитатели,имеющиенедостаточную теоретическую и практическую подготовку

Воспитателисдостаточной теоретическойподготовкой, но не имеющие

опытапрактическойработы

 

 

Воспитателисослаборазвитой мотивацией труда

Содержаниеицелиработы

Усвоениетеоретического

Овладениенавыками

Повышениеинтересаи

материала,формирование

практическойработыс

положительного

навыковпрактической

педагогами,родителями.

отношенияк

работы.

 

педагогической

 

 

деятельности,помощьв

 

 

осознаниисвоей

 

 

профессиональной

 

 

значимости,степени

 

 

ответственностиза

 

 

воспитаниеиобучение

 

 

детей.

 

Формыработы

Консультации

Дискуссии

 

Семинары-практикумы

Круглыестолы

Беседы

Деловыеигры

Изучениеметодическойлитературы

Убеждения,поощрения

Взаимопосещения

беседы

Коллективныепросмотрыпедпроцессов

 

Анализпедагогическихситуаций

 

 

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативностьиэффективностьреализациииндивидуальногопланапрофессиональногостановленияанализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

Основнойэтап(проектировочный).

Задачаэтапа:реализацияосновныхположенийПрограммы.

Содержаниеэтапа:

  • Созданиеблагоприятныхусловийдляпрофессиональногоростаначинающихпедагогов;
  • Взаимоподдержкаивзаимопомощь;
  • КоординациядействийпедагоговвсоответствиисзадачамиДОУизадачамивоспитанияиобучениядетей;
  • Разработкаперспективныхплановработысдетьмивсоответствиисвозрастнымиособенностями,требованиямиФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
  • Оказаниеметодическойпомощиопытнымипедагогаминачинающим;
  • Помощьпоподборуииспользованиюпедагогическицелесообразныхпособий,игровогоидидактическогоматериала;
  • Оказаниепозитивноговлияниянаростпрофессиональнойкомпетентностиначинающегопедагога;
  • Советы,рекомендации,разъяснения,поправкивпедагогическиедействия.

Контрольно-оценочный этап(Аналитический)

Задачиэтапа:подведениеитоговработыианализэффективностиреализацииэтаповпрограммы.

Содержаниеэтапа:

  • Анализрезультатовработымолодогопедагогасдетьми;
  • Динамикапрофессиональногоростамолодогопедагога;
  • Рейтингмолодогопедагогасредиколлег;
  • Самоанализсвоейдеятельностизапрошедшийгод;
  • Перспективыдальнейшейработысмолодымипедагогами;
  • Подведениеитогов,выводы.

Формыработыпедагоганаставникаснаставляемыммолодымпедагогом.

Длятого,чтобыповыситьпрофессиональноемастерствомолодыхпедагогов,используютсяразныеформыработы.

Выборформработызависитотэтапареализациипрограммы,отличностныхкачествпедагогов,отуровняпрофессиональнойподготовкимолодыхпедагогов,отпоставленныхзадач.

Формы работы с молодыми педагогами.

 

Организации–партнеры

 

Уровеньобразовательнойорганизации

Министерствообразованияинауки Саратовскойобласти

1.Курсыповышения

1.Диалог,беседа.

1. Аттестация

квалификации.

2.Индивидуальная,групповая

 

2.Окружныеметодические

консультация.

 

объединения.

3.Самоанализсобственной

 

3.Семинары,

4.Вебинары

5.Конкурсы профессионыльногомыстерства

6.Обмен опытом

деятельности.

4.Семинары

5.Практикумы

6.Анкетирование

7.Мастер-классы

8.Открытые просмотры

 

 

 

Заведующая МБДОУ «Ромашка»

р.п. Самойловка                                                Л.В.Мельникова

 

 

Оставить комментарий: