Доклад на тему: « Работа в ДОУ по взаимодействию с родителями»
Тема: « Работа в ДОУ по взаимодействию с родителями»
Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенного в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это отражается в Образовательной Программе дошкольного образования и является ее отличительной особенностью.
Программа, построенная на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку, дает педагогам направление на всестороннее развитие ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Также Программа предполагает взаимодействие с семьями воспитанников. Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений ДОУ с семьями воспитанников.
В нашей стране существует безусловный приоритет семьи и семейных ценностей и предусмотрено развитие государственной семейной политики (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761). В связи с этим дети должны стать активными участниками в реализации задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Следуя государственному указу, федеральному государственному образовательному стандарту ДО и общеобразовательной программе детские учреждения ведут активное взаимодействие с семьями своих воспитанников в направлении решения задач по созданию условий, необходимых для поддержки традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи.
В каждой семье существуют совершенно разные традиции, но решают они одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Семейные традиции сплачивают всех членов семьи и делают семью уникальной. Это один из наиболее доступных способов, как сделать процесс воспитания детей естественно и непринужденно с самого раннего возраста. Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи.
Соблюдение семейных традиций дает ребенку ощущение стабильности, защищенности и безопасности; оказывает огромную роль в усвоении ребенком общественных норм, моральных и нравственных ценностей; развивает общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Самые маленькие учатся уважать старших. Старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших. Ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни. С каждым разом все больше включается в совместную с взрослыми деятельность. Особо стоит отметить, что благодаря такому вовлечению, овладение многими навыками происходит в форме игры. Участие в рутинных хлопотах взрослых дарит ребенку много радости. Малыши радуются самым нехитрым, но при этом «ответственным» поручениям. И эти самые незабываемые моменты ребенок сохранит в памяти на всю жизнь и продолжит в своей семье.
Примеры традиций и обычаев семьи:
- Совместные ужины, чаепития, домашняя выпечка. Вся семья или большой круг близких собирается за одним столом, где в уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, книги, фильмы, все хорошее, что случилось за день, сообщить о достижениях, обменяться впечатлениями. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Такая возможность предоставляется и детям. Эта традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви, доброты.
- Совместное проведение досуга. Это может быть загородные поездки в выходные, настольные игры, посещение всей семьей культурных мероприятий, мастер-классов; зимой – катание на коньках и лыжах, летом – катание на велосипедах, роликах, сбор грибов. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
- Подготовка к праздникам. Все члены семьи могут принять участие в изготовлении подарков родственникам, наряжать елку, сервировать стол. Это еще и возможность весело провести время.
- Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям; совместные путешествия, поездки на природу, рыбалка, вечерние песни под гитару у костра. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям – отвлечение от повседневных будней, возможность освежить свои чувства, насладиться природой.
- Празднование дней рождений. Это одно из самых знаменательных событий в жизни ребенка. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи; приносит радость, настроение, предвкушение праздника взрослым и детям. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.
- Народные традиции в семье; соблюдение религиозных дат; почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк». Следуя им, в ребенка закладывается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.
- Составление фотоальбомов, генеалогического древа, фотопортреты своих родственников. Привлекая к этому детей, мы вызываем у них большой интерес к изучению прошлого, истории предков и своего рода. Прививаем чувство значимости к своей личной истории.
Семейные традиции помогают развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость и сопереживание. Соблюдая традиции, у ребенка формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества; основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Принимая посильное участие в семейных ритуалах, ребенок чувствует себя полноценной частью семьи, идет развитие чувства своей ответственности, важности и принадлежности к своей семье.
Осознавая огромную роль и ценность семейных традиций, воспитатели ДОУ, в своей работе стараются активно взаимодействуют с семьями воспитанников по данной теме.
Проводят:
- Выставки семейного творчества. Например, «Леший защитник леса», «Осенний вернисаж»
- Мини-выставки семейных реликвий. Например, «Ёлочные игрушки наших мам и пап»
- Фотоколлажи.
- Презентации.
Совместные праздники. Нами было проведено много различных совместных мероприятий для всей семьи. многие из них были посвящены каким-то праздникам «День Матери», «День Отца», «День семьи любви и верности», «День пожилого человека» и т.д., были и обычные развлекательные и соревновательные мероприятия, такие как «Папа, мама, я спортивная семья» и другие. Такое совместное времяпрепровождение доставляет массу положительных эмоций, позволяет членам семьи лучше узнать друг друга, приучает помогать и поддерживать близких и способствует сплочению семьи.
- Семейные экологические акции
Основной целью этих мероприятий являлось:
- укрепление и оздоровление детско-родительских отношений;
- повышение активной роли семьи в развитии и воспитании дошкольников.
Решались такие задачи как:
-обогащать отношения детей и родителей опытом совместной творческой деятельности;
-осуществлять совместную общественно – значимую деятельность и досуг родителей и детей;
-дать детям представление о семье;
-воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
-учить проявлять о них заботу;
-продолжать знакомить детей с профессиями родителей, с семейными традициями.
Основными формами взаимодействия с семьей были:
-анкетирование родителей «Знакомство с семьей ребенка», где родители подробно описали, какие традиции существуют в семье, как они исполняются, какова роль ребенка в исполнении этих традиций и т.д.;
-беседы с детьми «Что такое семья», «Что такое семейные традиции», «Традиции вашей семьи» в НОД;
-рисование на тему «Моя семья»;
-оформление выставки детского творчества по данной теме;
-оформление стендов для родителей
-родительские собрания
-комплекс занятий с детьми «Наша Родина», «Традиции Россиян», где детям была показана взаимосвязь традиций семьи и страны. После чего были оформлены выставки детского творчеств
Использовались такие формы работы с семьями воспитанников как мини проекты:
-создание каждой семьей мини-проекта «Бабушкины сказки»; презентация проектов детьми; выставка творческих проектов.
-выставка семейных реликвий;
-изготовление детьми подарков для своей семьи;
-совместное мероприятие педагогов, родителей и детей
Доказана роль семейных традиций во всестороннем развитии ребенка. Показано, что в семьях, где есть место традициям, дети не испытывают дефицита внимания взрослых, так большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность.
Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.
- «Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ» (мастер-класс для педагогов)
- «Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» (cеминар для педагогов)
- Речевое развитие ребенка 6 - 7 лет
- Где заказать шкаф-купе на заказ в Солигорске
- Где заказать изготовление деталей любой сложности на станках с ЧПУ в Минске