публикация на сайте ТОГИРРО - Фестиваль национальных культур "Дружба народов"
Документы для скачивания
Исетский детский сад «Солнышко» филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка», адрес сайта образовательной организации- http: / / iwushka. isetskobr. ru/ , название практики реализации рабочих программ воспитания Фестиваль национальных культур « Дружба народов » А вторы практики: Музыкальный руководитель Соколова Н адежда В асильевна Старший воспитатель Пахомова Е лена Н иколаевна Обоснова ние актуальности практики: Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей – казахи, татары, белорусы, чуваши, азербайджанцы, чеченцы, русские. Проведенная беседа с детьми показала, что большинство детей не знают национальности своих друзей. Поэтому было принято решение об организации фестиваля национальных культур. « Д ружб а народов »- цикл мероприятий, реализация которых позволяет приобщать детей к культуре народов, дети которых посещают детский сад; формирует межнациональную толерантность, культуру общения; помогает получить представления о быте, культуре и традициях народов. Цель: воспитание национальной гордости; любовь к родной стране, уважение к людям, проживающим рядом с нами и к детям, посещающим образовательную организацию. Задачи: - обогатить представление воспитанников о родной стране, родном крае Приисетье, о народах, населяющих е го, их культуре; - познакомить детей с национальным многообразием сверстников из группы детского сада; - д ать конкретное представление о песнях, танцах, играх, костюмах, блюдах каждой национальности; - развивать детско- родительские отношения – привлекать к участию в жизни дошкольного учреждения. Ц елевая аудитория практики: Воспитанники детского сада Родители Б абушки/ дедушки П едагоги/ работники детского сада. Ре сурсы, необходимые для реализации практики: Период/ сроки реализации практики: Данная практика в нашем дошкольном учреждении проведена в 3 раза: - День России – 2023 г. - День России – 2024 г. - День народного единства – 2024 г. В будущем планируем продолжение фестиваля. Ожидаемые результаты практики реализации: Реализация данной практики способствует воспитанию свободной творческой личности, учит жить в мире и согласии с народами всех национальностей; помогает в воспитании у дошкольников нравственных качеств личности – дружелюбие, уважение, отзывчивость. Описание практики реализации: Фестиваль проходит в 4 этапа: – познавательный; - игровой; - музыкальный; - вкусный. Фестиваль о рганизуется в теплое время года- на центральной площади детского сада, в холодное – в музыкальном зале и фойе детского сада – пространство украшено государственной символикой- флаги, шары триколор, цветы, плакаты, играет патриотическая музыка. Предварительная работа: - б еседы с детьми/ презентации об истории праздник ов: «День России», «День народного единства»; - отбор материалов о национальностях, проживающих на территории Приисетья; - подбор народного фольклора, создание музыкальной фонотеки с песнями, танцами, мелодиями; - п росмотр мульт фильмов: «Богатыри земли русской», «Три богатыря» и др. ; - чтение народных сказок с использованием пособий «Бабушкины сказки» издательство «Просвещение»; - беседы в группах, о детях разных национальностей – дети, посещающие группу, рассказывают друзьям о своём народе; - предложение к семьям представить свои национальные игры, обычаи, блюда. 1 этап Фестиваля «Познавательный» Цель: формирование представлений о национальных обычаях и традициях. национальный колорит: дети на Фестивале в народных костюмах; гости/ родители, сестры, бабушки/ в национальных костюмах; декламирование детских стихов: В. Степанова «Российская семья»; стихи местного поэта В. Худяковой; «Герб России», «Флаг России» и др. познавательный эффект: рассказы гостей о национальных обычаях и традициях, которые сохранились до наших дней: К азахские «Свадьба»- казахский обычай выдачи замуж дочерей В конце праздников – все х гост ей осыпа ют сладост ями П разднование дня рождения мальчиков в 6 лет Дагестанские Гостеприимство Уважение к старшим Р усские Р абота за прялкой Н ародные праздники «Масленица», «Пасха», «Рождество» В ыставка народной утвари- самовар Т атарские Н ародный праздник «Сабантуй» Белорусские Свадебные обычаи схожи с русскими обычаями Праздник «Дожинки»- праздник урожая, окончание зем е льных работ Приисетье Рассказ и презентация о археологическом комплексе «Марьино ущелье», легенды о нём закрепление: рисование/ аппликация народных орнаментов и роспись; раскрашивание национального костюма, участвовавших в Фестивале; лепка народных символов, «Хоровод дружбы»- коллективная работа. 2 этап Фестиваля « Игровой » Цель: формирование представлений о национальных играх, т. к. именно в игре заложены истоки этнического самосознания и национального характера. Народные игры есть у каждого народа и играют в них не только дети, но и взрослые. И грово й этап осуществляется через двигательную активность детей, на основе подбора народных подвижных игр: Казахские «Тартып алу»- «Кто перетянет»- в игре участвуют дети в парах, перетягивают друг друга а свою половину «Бёгунай»- дети сидят в кругу, у каждого свой номер, ведущий называет любой номер, ребёнок быстро встаёт- говорит другой номер и садится, встает тот игрок, чей номер был назван – снова говорит любой номер и садится и т. д. – игра на скорость и внимание Дагестанские «Выбери ягнят»- дети сидят на корточках, пять ягнят блеют- ме- не поднимая головы; мама овца – должна услышать и найти своих ягнят «Волк и овцы»- дети стоят цепочкой за Пастухом, волк должен догонять последних овец в колонне «Подними платок»- дети танцуют лезгинку, вокруг платка лежащего на полу, по окончании музыки поднимает его самый ловкий и быстрый джигит Русские «Сковорода»- дети в кругу держатся за руки, у нарисованного круга – «сковороды», после сигнала начинают тянуть друга- друга в центр, а сами упираются. Если кто- то зашел в центр – значит он испёкся. «Золотые ворота»- все дети стоят в колонне, 2 ребёнка выбираются Солнцем и Луной, берутся за руки и поднимают вверх – «ворота». Все игроки проходят в «ворота» под речитатив, по окончании «ворота» закрываются, кто остался внутри должен выбрать к кому он встаёт к Солнцу или к Луне. «Ручеёк»- дети стоят в колонне парами, взявшись за руки и подняв их вверх, получается коридор. Игрок, которому не хватило пары идет через «Ручеёк» выбирает себе пару и с ним уходят в конец. Оставшийся идёт в начало и опять выбирает понравившегося игрока, так «Ручеёк» движется. Татарские «5 детей у Тимербая»- дети в кругу, ведущий в центре, после слов …сделали вот так…все повторяют движение Тимербая «Тюбитейка»- дети в кругу, передают друг другу на голову тюбитейку под музыку, по окончании музыки, игрок с тюбитейкой выполняет задание, которое ему дал другой игрок Белорусские «Прела – Горела»- дети по сигналу ищут спрятанные игрушки или предметы, побеждает тот кто больше всех нашел «Посадим и соберём бульбу»- играют 2 команды, у первого мешок с картошкой, на трассе лежат 5 обручей. 1й – бежит садит бульбу, 2й – бежит собирает и т. д. Игровой этап помогает детям лучше понять характер народов, повышает интерес к жизни и культуре разных народов. 3 этап Фестиваля «Музыкальный» Цель: слушание народных мелодий во время пр едставле ния обычаев, игр, помогает ощутить колорит народа. М узыкальн ый этап сопровождает весь праздник. М узыкальным руководителем подобраны народные национальные мелодии в современной обработке. Р усские Исполнение народн ой песн и «Пряха», во время работы за прялкой «Во кузнице»- слова и музыка народные – исполняют дети подготовительной группы Слушание песни «В роще калина»- слова и музыка народные «Барыня» слова и музыка народные, в исполнении ансамбля ложкарей подготовительная группа Т атарские « Мама » на татарск ом языке, в исполнении бабушки Патриотические детские песни «Родине спасибо» слова Н. Найдёнова, музыка Т. Потаенко «Моя Россия» музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёва «Вперёд Россия» слова и музыка О. Газманов Т анцы «Большой хоровод» слова Е. Жигалкина, музыка А. Хайт «Вперёд Россия» танец педагогов с полотнами триколор « Я гражданин России » танец педагогов с флагами триколор – слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова Дети представ и л и казахский и дагестанский народные танцы 4 этап Фестиваля « Вкус ный» Цель: знакомство с национальными блюдами участников Фестиваля. В ходе ознакомления с традициями разных народов, дети с интересом познают секреты национальной кухни, когда их угощают участники Фестиваля. В фойе, представители каждой национальности, оформляют выставку национальной посуды и утвари, на расставленных столиках – блюда национальной кухни. К азахские Баурсаки – воздушный пирожок Д агестанские Чуду – тонкие блины с начинкой творог, зелень и сыр Р усские Б лины, пиро жки, картовниц а, булочки Каравай Сладкий открытый пирог с повидлом Т атарские Чак- чак – сладкий торт к чаю с медом Б елорусские Драники Заключение Фестиваль заканчивается чаепитием их русского самовара с казахскими баурсаками, татарским чак- чаком и осетинким чуду! Наш Фестиваль, освеща ет корреспондент районной газет ы «Заря». Информацию и фотографии выставляем в социальных сетях ВК, ОК, Сферум, на сайте детского сада. План по продолжению работы по реализации Практики- Ф естиваль, посвя щенный приготовлению национальных блюд; - Фестиваль, посвященный знакомству с национальными музыкальными инструментами; - организ ация конкурс а «Национальная кукла»; - публикация опыта работы на сайте «Детские сады Тюменской области» и в журнале «Справочник старшего воспитателя».
- Консультация для родителей: «Кризис 7 лет»
- Проект в младшей группе «Книга - наш друг»
- Консультация "Домашние животные в жизни ребенка". март 2025г.
- Консультация для родителей «Поможем детям научиться слушать и слышать»
- Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Ошибки родителей, которые приводят к детским истерикам»