a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы «Страна фольклора»

Автор: Гончаренко Евгения Владимировна Опубликовано: 2025-03-11 14:53:28

Документы для скачивания

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы «Страна фольклора»

Цель: продолжать формировать представление детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек по средствам русского-народного фольклора.

Задачи:

- формировать представление о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков;

 -воспитывать у детей положительное отношение к своему гендеру;

- воспитывать культуру отношений между мальчиками и девочками;

- продолжать развивать у детей эмоционально-положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола;
приобщать детей к русскому народному фольклору;

Предварительная работа:

  • разучивание попевок, русских народных песен, хороводов, подвижных игр; сказки «Теремок»;
  • игра на музыкальных инструментах (деревянных ложках и ксилофонах);
  • чтение художественной литературы:
    • русские-народные сказки: «Теремок», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Маша и медведь»,
    • сказки: «Красная шапочка»
    • рассказы: «Как я был мамой» Я. Сегель,
    • стихи: «Если был бы я девчонкой», Э. Успенский,
  • беседы: «Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой», «Чем мама отличается от папы», «Женская и мужская работа», «Буду маме помогать», «Папины помощники»,
    • дидактические игры: «Одень мальчика, девочку», «Комплименты», «Разные имена», «Разбери игрушки»,
    • СРИ: «Военные», «Салон красоты», «Семья», «Строим дом»,
    • подвижные игры: «Ручеёк», «Раз, два, три – беги»,

Материалы и оборудование: 

  • музыкальные инструменты (деревянные ложки, металлофон),
  • музыкальный центр,
  • русские народные костюмы,
  • макет дома из фанеры,
  • маски - мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя,
  • атрибуты для героев сказки: веник, лейка, вязанка хвороста, кастрюля и поварешка, ведерки, горшочек меда,
  • лошадка на палке,
  • платочки,
  • ИКТ.

Ход занятия:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Звучит народная мелодия. Дети заходят и становятся полукругом.

Воспитатель:

- Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы. Сегодня мы отправимся в путешествие в необычную страну. А называется она: Страна русского-народного фольклора. Как вы думаете, что мы можем встретить в этой стране?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Все правильно, в стране русского народного фольклора мы встретим и сказки, и песни, и загадки, и хороводы, и народные игры и много интересного. Чтобы попасть в эту страну, мы с вами сыграем в игру «Ручеек».

Дети образуют ворота и проходят под ними, садятся на стульчики.

  1. Практический этап

На экране появляется слайд, на котором изображено внутреннее убранство избы с колыбелькой.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что вы видите на экране?

Ответы детей: дом, комната, печь, люлька.

- А кого качали в колыбели?

Ответы детей: малыша, ребенка.

- Мама качала своего ребенка и напевала песни. А как называются эти песни?

Ответ детей: колыбельные.

- Мы с вами слушали колыбельные песни, где присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке или мальчику.

- Выходите девочки и спойте колыбельные.

Девочки выходят в центр зала и поют сначала колыбельную для девочки, затем для мальчика.

Для девочек:
Котик котик коток,
Котик серенький хвосток!
Приди котик ночевать,
Нашу Машеньку качать…

Для мальчиков:
Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.

Засыпай и ты, сынок.

Воспитатель:

- Спасибо девочки, присаживайтесь.

- Как отличаются колыбельные для девочек и мальчиков, так и мальчики с девочками отличаются друг от друга. А чем они отличаются, мы с вами сейчас посмотрим.

- Аня, Влад, подойдите ко мне.

- Ребята, отличается ли одежда у Ани и Влада? (ответы детей).

- Давайте посмотрим, во что одета Аня?

Ответы детей: белая рубаху, кофта и сарафан. Волосы заплетены косы.

Воспитатель:

- Во что же одет Влад?

Ответы детей: в рубаху, штаны. Волосы у него коротко подстрижены.

- Все правильно, одежда и прически у девочек и мальчиков разные.

- Спасибо ребята, садитесь на свои места.

Воспитатель:

- Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку. Если отгадаете, то узнаете, что из фольклора является самым известным и народным.

Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит,
Всех подряд он веселит,
Устали не знает.
Многие века у нас живет,
Дружный, шумный … . (Хоровод)

Воспитатель:

Правильно, это конечно же, русский народный танец - хоровод! Беритесь дружно за руки, пойдемте хоровод водить. 

Дети берутся за руки и выходят в центр зала, образуя хоровод. Сережа берет лошадку – палки и встает в центре хоровода.

Хоровод: «Кто у нас хороший»

  1. Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Ванечка хороший,
    Ванечка пригожий.
    2. На коня садится,
    Конь завеселится.
    Плёточкой помашет —
    конь под ним запляшет.
    3. Мимо сада едет,
    Садик зеленеет,
    Цветы расцветают,
    Птички распевают.
    4. К дому подъезжает,
    Со коня слезает,
    Со коня слезает,
    Олечка встречает.

Воспитатель:

- Молодцы! Садитесь на свои места.

 - Много было работы у взрослых на Руси. Труд мамы и папы различался. Какую работу выполняли мамы?

На экране появляется слайд.

Ответы детей: готовили еду, топили печь, растили детей, ухаживали за животными.

Воспитатель:

- Молодцы. Мамы шили одежду, готовили еду, топили печь, ухаживали за животными. Девочек учили вышивать, прясть шерсть, ткать ковры.

- А какую работу выполняли папы?

На экране появляется слайд.

Ответы детей: пахали землю, рубили лес, ловили рыбу, охотились, защищали Родину.

Воспитатель:

- Молодцы. Папы занимались рубкой леса, обрабатывали землю, ходили на охоту, ловили рыбу. Мальчиков учили запрягать и управлять лошадями. Папы воспитывали мальчиков как будущих защитников Родины.

Воспитатель:

- На Руси любили играть в игры. Во многих играх дети учились труду взрослых - охота, рыболовство, собирательство, ведение хозяйства. Мы с вами сейчас поиграем в игру «У медведя во бору».

Игра: «У медведя во бору».

Воспитатель:

- Частью русского фольклора являются сказки.

Сказку дети очень ждали. Сказку дети в гости звали. Сказка вновь пришла сюда. А как называется она?

Дети:

- Теремок.

Воспитатель:

- А сейчас мы с ребятами покажем Русскую народную сказку «Теремок»

Дети (поют):

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка бежит, (мышка бежит к домику).

У дверей остановилась и стучит.

Мышка:

(мышка стучит)

Поет:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Воспитатель:

Никто мышке не ответил. Вошла она в теремок и стала там поживать одна.

Мышка вбегает в теремок.

Воспитатель:

Вот так чудо теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Будет мышка в нем работать

Будет звать к себе кого-то.

Дети (поют):

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю лягушка бежит (лягушка подбегает к домику)

У дверей остановилась и стучит.

Лягушка:

(лягушка стучит).

Поет:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка (выглядывает в окошко): Я Мышка-норушка! В доме чисто прибрала, мусор вымела. А ты кто?

Лягушка: Я Лягушка-квакушка! Пусти меня к себе жить. (Лягушка вбегает в теремок)

Воспитатель:

Для лягушки будет место,

Вместе создадут уют.

Вот сейчас замесят тесто,

А потом чайку попьют!

Дети (поют):

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю Зайчик бежит (Зайчик прыгает к домику).

У дверей остановился и стучит.

Зайчик:

(зайчик стучит)

Поет:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка, печку топлю, кашу варю!

Мышка, Лягушка: А ты кто?

Зайчик: А я Зайчик-побегайчик. Пустите меня к себе жить!

Воспитатель:

Зайка прыгнул быстро в дом,

Веселее жить втроем.

Дети (поют):

 Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, Лисонька бежит (Лисичка подбегает к домику)

У дверей остановилась и стучит.

Лиса:

(лиса стучит)

Поет:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Зайчик: А я Зайка-побегайка, в огороде все вскопал и водички натаскал.

Мышка, Лягушка, Зайчик: А ты кто?

Лиса: Я лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить!

Воспитатель:

Место лисоньке найдется!

Вот как раз готов обед.

Заходи, кума, смелее,

Лучше в мире дома нет!

Дети (поют):

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю Волк бежит (Волк подбегает к домику)

У дверей остановился и стучит.

Волк:

(волк стучит)

Поет:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Зайчик: Я Зайка-побегайка.

Лиса: А Я Лисичка- сестричка, всем пошила рукавички!

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса: А ты кто?

Волк: А я Волчок-серый бочок. Пустите меня к себе жить!

Воспитатель:

Тесновато в вшестером.

Так случилось: в теремочке

Нет пустого уголочка.

В тесноте, да не в обиде

Все живут, беды не видя.

Дети (поют):

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю Мишка идет (Медведь подходит к домику)

У дверей остановился и ревет:

Медведь:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Зайчик: Я Зайка-побегайка.

Лиса: А Я Лисичка-сестричка.

Волк: А я Волчок-серый бочок, в лес сходил и дровишек нарубил.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк: А ты кто?

Медведь:

А я – из лесу медведь,

Буду с вами песни петь.

Вы ведь все мои друзья,

Если впустите меня.

Буду мед добывать и терем охранять.

Мышка:

А танцевать ты умеешь?

Воспитатель:

 Звери пляшут и поют,

Дружно в тереме живут!

все выходят в центр зала. Мальчики поют песню и играют на музыкальных инструментах (играют на ложках и металлофоне). Девочки танцуют с платочками.

Песня: Мастерская

  1. Посмотрите как у нас, да в мастерской.
    Посмотрите как у нас, да в мастерской,
    Там работнички трудятся день-деньской.
    Как начнут они топориком рубить,
    Молоточком по гвоздочкам молотить.
    2. А пилами-то пилят, пилят, пилят,
    Во все стороны опилочки летят.
    Время плотничкам работушку кончать,
    Как пойдут они в присядочку плясать.
    припев: Ой, лю-ли, ой, лю-ли, ой, лю-ли.
    Ой, лю-ли, да, ой, люли, да, ой, люли.
  1. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель:

-Наше путешествие подходит к концу. Ребята, где мы сегодня с вами были?

Ответы детей: в стране Русского народного фольклора.

Воспитатель:

- Что мы с вами там делали?

Ответы детей: пели песни, водили хоровод, играли.

Воспитатель:

-А в сказке, кто выполнял обязанности мамы?

Ответы детей: мышка, лягушка, лисичка.

Воспитатель:

- Правильно. А кто выполнял обязанности папы?

Ответы детей: зайчик, волк, медведь.

Воспитатель:

- Правильно. Сегодня мы и песни пели, и плясали, и на инструментах играли, загадки отгадывали. Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Мы с вами должны пройти через ворота.  Вставайте на игру «Ручеек».

Дети образуют ворота и проходят под ними, выходят из зала.

 

Оставить комментарий: