Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы «Страна фольклора»
Документы для скачивания
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы «Страна фольклора»
Цель: продолжать формировать представление детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек по средствам русского-народного фольклора.
Задачи:
- формировать представление о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков;
-воспитывать у детей положительное отношение к своему гендеру;
- воспитывать культуру отношений между мальчиками и девочками;
- продолжать развивать у детей эмоционально-положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола;
- приобщать детей к русскому народному фольклору;
Предварительная работа:
- разучивание попевок, русских народных песен, хороводов, подвижных игр; сказки «Теремок»;
- игра на музыкальных инструментах (деревянных ложках и ксилофонах);
- чтение художественной литературы:
- русские-народные сказки: «Теремок», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Маша и медведь»,
- сказки: «Красная шапочка»
- рассказы: «Как я был мамой» Я. Сегель,
- стихи: «Если был бы я девчонкой», Э. Успенский,
- беседы: «Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой», «Чем мама отличается от папы», «Женская и мужская работа», «Буду маме помогать», «Папины помощники»,
- дидактические игры: «Одень мальчика, девочку», «Комплименты», «Разные имена», «Разбери игрушки»,
- СРИ: «Военные», «Салон красоты», «Семья», «Строим дом»,
- подвижные игры: «Ручеёк», «Раз, два, три – беги»,
Материалы и оборудование:
- музыкальные инструменты (деревянные ложки, металлофон),
- музыкальный центр,
- русские народные костюмы,
- макет дома из фанеры,
- маски - мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя,
- атрибуты для героев сказки: веник, лейка, вязанка хвороста, кастрюля и поварешка, ведерки, горшочек меда,
- лошадка на палке,
- платочки,
- ИКТ.
Ход занятия:
- Мотивационно-ориентировочный этап.
Звучит народная мелодия. Дети заходят и становятся полукругом.
Воспитатель:
- Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы. Сегодня мы отправимся в путешествие в необычную страну. А называется она: Страна русского-народного фольклора. Как вы думаете, что мы можем встретить в этой стране?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Все правильно, в стране русского народного фольклора мы встретим и сказки, и песни, и загадки, и хороводы, и народные игры и много интересного. Чтобы попасть в эту страну, мы с вами сыграем в игру «Ручеек».
Дети образуют ворота и проходят под ними, садятся на стульчики.
- Практический этап
На экране появляется слайд, на котором изображено внутреннее убранство избы с колыбелькой.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что вы видите на экране?
Ответы детей: дом, комната, печь, люлька.
- А кого качали в колыбели?
Ответы детей: малыша, ребенка.
- Мама качала своего ребенка и напевала песни. А как называются эти песни?
Ответ детей: колыбельные.
- Мы с вами слушали колыбельные песни, где присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке или мальчику.
- Выходите девочки и спойте колыбельные.
Девочки выходят в центр зала и поют сначала колыбельную для девочки, затем для мальчика.
Для девочек:
Котик котик коток,
Котик серенький хвосток!
Приди котик ночевать,
Нашу Машеньку качать…
Для мальчиков:
Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок.
Воспитатель:
- Спасибо девочки, присаживайтесь.
- Как отличаются колыбельные для девочек и мальчиков, так и мальчики с девочками отличаются друг от друга. А чем они отличаются, мы с вами сейчас посмотрим.
- Аня, Влад, подойдите ко мне.
- Ребята, отличается ли одежда у Ани и Влада? (ответы детей).
- Давайте посмотрим, во что одета Аня?
Ответы детей: белая рубаху, кофта и сарафан. Волосы заплетены косы.
Воспитатель:
- Во что же одет Влад?
Ответы детей: в рубаху, штаны. Волосы у него коротко подстрижены.
- Все правильно, одежда и прически у девочек и мальчиков разные.
- Спасибо ребята, садитесь на свои места.
Воспитатель:
- Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку. Если отгадаете, то узнаете, что из фольклора является самым известным и народным.
Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит,
Всех подряд он веселит,
Устали не знает.
Многие века у нас живет,
Дружный, шумный … . (Хоровод)
Воспитатель:
Правильно, это конечно же, русский народный танец - хоровод! Беритесь дружно за руки, пойдемте хоровод водить.
Дети берутся за руки и выходят в центр зала, образуя хоровод. Сережа берет лошадку – палки и встает в центре хоровода.
Хоровод: «Кто у нас хороший»
- Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий.
2. На коня садится,
Конь завеселится.
Плёточкой помашет —
конь под ним запляшет.
3. Мимо сада едет,
Садик зеленеет,
Цветы расцветают,
Птички распевают.
4. К дому подъезжает,
Со коня слезает,
Со коня слезает,
Олечка встречает.
Воспитатель:
- Молодцы! Садитесь на свои места.
- Много было работы у взрослых на Руси. Труд мамы и папы различался. Какую работу выполняли мамы?
На экране появляется слайд.
Ответы детей: готовили еду, топили печь, растили детей, ухаживали за животными.
Воспитатель:
- Молодцы. Мамы шили одежду, готовили еду, топили печь, ухаживали за животными. Девочек учили вышивать, прясть шерсть, ткать ковры.
- А какую работу выполняли папы?
На экране появляется слайд.
Ответы детей: пахали землю, рубили лес, ловили рыбу, охотились, защищали Родину.
Воспитатель:
- Молодцы. Папы занимались рубкой леса, обрабатывали землю, ходили на охоту, ловили рыбу. Мальчиков учили запрягать и управлять лошадями. Папы воспитывали мальчиков как будущих защитников Родины.
Воспитатель:
- На Руси любили играть в игры. Во многих играх дети учились труду взрослых - охота, рыболовство, собирательство, ведение хозяйства. Мы с вами сейчас поиграем в игру «У медведя во бору».
Игра: «У медведя во бору».
Воспитатель:
- Частью русского фольклора являются сказки.
Сказку дети очень ждали. Сказку дети в гости звали. Сказка вновь пришла сюда. А как называется она?
Дети:
- Теремок.
Воспитатель:
- А сейчас мы с ребятами покажем Русскую народную сказку «Теремок»
Дети (поют):
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит, (мышка бежит к домику).
У дверей остановилась и стучит.
Мышка:
(мышка стучит)
Поет:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Воспитатель:
Никто мышке не ответил. Вошла она в теремок и стала там поживать одна.
Мышка вбегает в теремок.
Воспитатель:
Вот так чудо теремок
Он не низок, не высок, не высок.
Будет мышка в нем работать
Будет звать к себе кого-то.
Дети (поют):
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю лягушка бежит (лягушка подбегает к домику)
У дверей остановилась и стучит.
Лягушка:
(лягушка стучит).
Поет:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка (выглядывает в окошко): Я Мышка-норушка! В доме чисто прибрала, мусор вымела. А ты кто?
Лягушка: Я Лягушка-квакушка! Пусти меня к себе жить. (Лягушка вбегает в теремок)
Воспитатель:
Для лягушки будет место,
Вместе создадут уют.
Вот сейчас замесят тесто,
А потом чайку попьют!
Дети (поют):
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю Зайчик бежит (Зайчик прыгает к домику).
У дверей остановился и стучит.
Зайчик:
(зайчик стучит)
Поет:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я Мышка-норушка.
Лягушка: Я Лягушка-квакушка, печку топлю, кашу варю!
Мышка, Лягушка: А ты кто?
Зайчик: А я Зайчик-побегайчик. Пустите меня к себе жить!
Воспитатель:
Зайка прыгнул быстро в дом,
Веселее жить втроем.
Дети (поют):
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю, Лисонька бежит (Лисичка подбегает к домику)
У дверей остановилась и стучит.
Лиса:
(лиса стучит)
Поет:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я Мышка-норушка.
Лягушка: Я Лягушка-квакушка.
Зайчик: А я Зайка-побегайка, в огороде все вскопал и водички натаскал.
Мышка, Лягушка, Зайчик: А ты кто?
Лиса: Я лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить!
Воспитатель:
Место лисоньке найдется!
Вот как раз готов обед.
Заходи, кума, смелее,
Лучше в мире дома нет!
Дети (поют):
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю Волк бежит (Волк подбегает к домику)
У дверей остановился и стучит.
Волк:
(волк стучит)
Поет:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я Мышка-норушка.
Лягушка: Я Лягушка-квакушка.
Зайчик: Я Зайка-побегайка.
Лиса: А Я Лисичка- сестричка, всем пошила рукавички!
Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса: А ты кто?
Волк: А я Волчок-серый бочок. Пустите меня к себе жить!
Воспитатель:
Тесновато в вшестером.
Так случилось: в теремочке
Нет пустого уголочка.
В тесноте, да не в обиде
Все живут, беды не видя.
Дети (поют):
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю Мишка идет (Медведь подходит к домику)
У дверей остановился и ревет:
Медведь:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я Мышка-норушка.
Лягушка: Я Лягушка-квакушка.
Зайчик: Я Зайка-побегайка.
Лиса: А Я Лисичка-сестричка.
Волк: А я Волчок-серый бочок, в лес сходил и дровишек нарубил.
Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк: А ты кто?
Медведь:
А я – из лесу медведь,
Буду с вами песни петь.
Вы ведь все мои друзья,
Если впустите меня.
Буду мед добывать и терем охранять.
Мышка:
А танцевать ты умеешь?
Воспитатель:
Звери пляшут и поют,
Дружно в тереме живут!
все выходят в центр зала. Мальчики поют песню и играют на музыкальных инструментах (играют на ложках и металлофоне). Девочки танцуют с платочками.
Песня: Мастерская
- Посмотрите как у нас, да в мастерской.
Посмотрите как у нас, да в мастерской,
Там работнички трудятся день-деньской.
Как начнут они топориком рубить,
Молоточком по гвоздочкам молотить.
2. А пилами-то пилят, пилят, пилят,
Во все стороны опилочки летят.
Время плотничкам работушку кончать,
Как пойдут они в присядочку плясать.
припев: Ой, лю-ли, ой, лю-ли, ой, лю-ли.
Ой, лю-ли, да, ой, люли, да, ой, люли.
- Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель:
-Наше путешествие подходит к концу. Ребята, где мы сегодня с вами были?
Ответы детей: в стране Русского народного фольклора.
Воспитатель:
- Что мы с вами там делали?
Ответы детей: пели песни, водили хоровод, играли.
Воспитатель:
-А в сказке, кто выполнял обязанности мамы?
Ответы детей: мышка, лягушка, лисичка.
Воспитатель:
- Правильно. А кто выполнял обязанности папы?
Ответы детей: зайчик, волк, медведь.
Воспитатель:
- Правильно. Сегодня мы и песни пели, и плясали, и на инструментах играли, загадки отгадывали. Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Мы с вами должны пройти через ворота. Вставайте на игру «Ручеек».
Дети образуют ворота и проходят под ними, выходят из зала.
- Рекомендации родителям будущих школьников.
- Консультация для родителей "Азбука дорожного движения"
- Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет"
- Памятка для родителей "Правила перевозки детей в автомобиле"
- Консультация для родителей: «Формирование интереса у детей 6-7 года жизни к людям разных профессий».