a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ

Автор: Чалова Надежда Григорьевна Опубликовано: 2025-03-17 23:23:16
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются
существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной
речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эта задача
решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных
произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и
явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение
форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-
планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных
картинок.
Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения
дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для подготовки
ребёнка к школе, где монологическая речь является необходимым условием
успешной учёбы. От ученика, поступившего в школу, требуется умение давать
развёрнутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно
рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти
умения закладываются в дошкольном возрасте. Хорошо известно, какие
трудности испытывают ученики начальной школы в построении связного
высказывания как письменного, так и устного.
Аналогичные (и даже гораздо большие) трудности испытывают в
построении развёрнутого связного высказывания дети дошкольного возраста в
том случае, если у них не развиты необходимые умения путем специального
речевого обучения. Нарушение связной речи - один из симптомов ОНР.
Составление рассказа по серии сюжетных картин детям с ОНР дается с
большим трудом. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в
изложении последовательного развития сюжета, пропускают значимые эпизоды, застревают на второстепенных деталях, используют простые малоинформативные предложения.
Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания строится с
учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в
работе учителя-логопеда с воспитателями группы. Те или иные грамматические
формы отрабатываются в ходе вопросно-ответной беседы по содержанию 
картин и затем закрепляются в самостоятельных рассказах детей. Большое
внимание необходимо уделять работе над усвоением форм множественного
числа существительных, глаголов и прилагательных, а также сопоставлению
единственного и множественного числа указанных частей речи. Нельзя оставлять без внимания формы согласования прилагательных существительными в роде, числе, падеже.
Учить детей отвечать на вопросы распространенными законченными
предложениями; при ответах и в процессе рассказа использовать различные
типы предложений. В процессе работы над составлением рассказов по серии сюжетных картин дети должны усвоить некоторые типы сложных предложений, например, сложносочиненных с союзом а,
сложноподчиненных с придаточными времени, цели, условия.
Словарная работа преследует цель обогащения активного словаря детей.
Большое внимание необходимо уделять устойчивым сочетаниям глаголов и глагольных форм с существительными в косвенных падежах, а также введению в словарь детей новых для них словосочетаний. Важно уточнять и закреплять в речи детей слова-определения, в том числе качественные и относительные
прилагательные со значением цвета, величины и других свойств предметов, а
также слова, обозначающие пространственное взаиморасположение предметов-
наречия, предлоги. Введение в словарь новых слов и словосочетаний
определяется конкретным содержанием серии сюжетных картин (номинативная
лексика, слова, передающие характеристику действий и др.).

Оставить комментарий: