Картотека дидактических игр
Документы для скачивания
Картотека дидактических игр «Изучаем цвета» для детей от 2 до 4 лет Воспитатель: Истангулова Алмагуль Туребековна Описание: Начиная с рождения, малыш уже видит, что цвета разные. Вначале он различает желтый( не случайно выбирают именно желтые погремушки) . В этом возрасте малыш пассивно воспринимает и впитывает информацию. До года малыша уже можно знакомить с разными цветами, называть их в игре, рассказывать, что какого цвета, но не стоит ожидать, что он может этозапомнить и тем более сказать. Просто обращать внимание на то, какого цвета его кружка, одежда, лопатка, ведерко, игрушка. С первых лет жизни ребенка нужно учить его разделять объекты окружающего мира и их свойства. Поэтому не нужно говорить ребенку «Зеленая травка». Для ребенка это будет звучать как одно слово – «з еленая травка». Показывайте на травку и говорите: Это травка. Она зеленая. И ведерко тоже зеленое». У малыша должен быть достаточно богатый опыт, поэтому называйте ему цвета предметов как можно чаще. Если обучение цветам еще только начинается или идет с трудом, то подбирайте игрушки и предметы с чистым цветом( такой, который можно с уверенностью назвать желтым или синим) Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы- цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий- знаком ств с кр асками и пластилином. На изучение первых названий цветов( красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день( на каждый цвет по дню) . Для примера описан один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно. План дня по изучению красного цвета: 1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета. 2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. 3. Предлагаем сортировку- выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета. Варианты предметов для сортировки: кубики; детали конструкторов( Lego и т. п. ) и мозаек; пуговицы; цветная пластиковая посуда; поролоновые кубики из губки для мытья посуды. 4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома- в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины. 5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов. Ближе к 2, 5 годам ребенок овладевает важнейшей функцией мышления- поиск подобного или подбор пары, учится группировать предметы по какому- либо признаку. Умение сортировать и находить общие признаки предмета- эта важнейший навык, который необходимо совершенствовать в этом возрасте, предоставляя для этого всевозможные материалы для сортировки. Различного рода сортировки можно осуществить непосредственно в любой игре с ребенком, например, расставлять разноцветные машины по гаражам соответствующего цвета или раскладывать еду игрушкам по тарелочкам, задавая какой- то один признак. Можно сортировать по ходу повседневных дел, раскладывая фрукты и овощи на кухни, во время приготовления еды или рассортировать белье перед стиркой по цвету или по типу. Игры на сортировку предметов Сортировка- важный навык, который ребёнок должен усовершенствовать до того, как пойдёт в школу. Когда ребёнок разделяет предметы по определённому признаку, он изучает основы счёта, развивает мелкую моторику и учится называть и группировать объекты. Сделайте такие занятия частью игры, и вы сможете одновременно учить ребёнка полезным навыкам и развлекать его интересной игрой. Сортировка разноцветных макарон Начните с простого и предложите малышу группировать предметы по одному признаку- цвету. Необходимо взять 3- 4 пригоршни макарон разного цвета. Смешайте их вместе и попросите ребёнка разложить макароны по кучкам на основе цвета. Эта простая игра поможет ребёнку выучить названия цветов и постигнуть основные принципы деления на категории. Игра в уборку Если вам с трудом удаётся уговорить малыша собирать свои игрушки, попробуйте прибегнуть для этого к игре в уборку. Вручите ребёнку бумажный пакет и попросите его сложить туда все предметы одного типа. Начните с обширной категории, например, с его одежды. Как только все предметы собраны, попросите его отсортировать их все на группы поменьше: обувь, бельё, носки, штаны и т. д. Это поможет ребёнку глубже понять принципы категорий и подкатегорий, а вам- обрести долгожданную чистоту в доме. Дидактические игры Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой», действовать по подражанию, познакомить с названиямиосновных цветов. Учить детей осуществлять выбор цвета по образцу, действовать поцветовому сигналу. Развивать внимание. «С какого дерева лист» Материал: макеты деревьев с остатками листочков желтого, красного и зеленого цвета, листочки таких же цветов. Правила игры: ветер сдул листочки с деревьев, давайте попробуем найти, скакого дерева упал каждый листок. ( Дети выбирают любой листок и находят дерево, с которого он упал) . «Помоги рыбкам» Материал: 5 рыбок различных цветов и 20 маленьких рыбок( по 4 рыбки каждого цвета) . Игровое действие: помоги мамам- рыбкам найти своих детишек. «Собери капельки в стакан» Материал: пластмассовые стаканчики красного, синего, желтого и зеленого цвета, бусины такого же цвета. Дети складывают «капельки» в стаканчики, соответствующего цвета. «Собери ягоды в корзину» Материал: Корзинки красного, синего, желтого и зеленого цвета, ягоды- шарики соответствующих цветов. Игровое действие: дети собирают ягоды в корзинки соответствующих цветов. «Сортируем игрушки» Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос определённого цвета и вместе с ребёнком собираем на него игрушки соответствующего цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник( поёт песенка и т. д. ) . «Посади цветочки на полянку» Материал: цветочки различных цветов( 4- 9 шт. ) , «полянки»( листы бумаги) соответствующих цветов. Игровое действие: каждый цветочек необходимо посадить на полянкусоответствующего цвета. Различие цветов Эта группа дидактических игр основана на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Они могу быть резким( например, между красным и жёлтым цветами) или близким( между жёлтым и оранжевым цветами) . Поэтому первые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко различающимися по цвету, а выбор осуществлять пот образцу. Постепенно цветовой перепад будет, всё меньшим, и сопоставление цветов производится уже на расстоянии. Педагог или родитель побуждает малышей выполнять задания самостоятельно, постоянно менять предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет. «Цветные кубики» Оборудование: К рупные кубики( красные, жёлтые, синие, зелёные) по 2 каждого цвета. Описание: Игра проводится индивидуально. Педагог расставляет перед собой и ребёнком по 3- 4 парных кубика, обращает внимание на их одинаковость: «Тебе такой- мне такой, тебе такой, - мне такой. . . » Затем предлагает построить красивые одноцветные башни и показывает, как это делать. Процесс постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство( «Не такой! ») , переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчёркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем педагог просит ребёнка сделать то же самое, при необходимости помогает. Ребёнок строит башни 2- 3 раза. По окончании педагог хвалит его. Зрительное соотнесение цветов Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различие, а восприятие цвета. В тоже время можно сказать, что восприятие цвета, и различие не всегда связаны со знанием названий цвета. Таким образом, в задания можно включать любые цвета и оттенки. Действуя с цветом дети, начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры и упражнения строятся так, чтобы ребёнок сначала вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только после этого нужно назвать цвет. Сначала даются названия основных цветов- жёлтый, красный, зелёный, синий, а затем дополнительных цветов и оттенков. «Бегите ко мне» Оборудование: Флажки трёх цветов, бубен. Описание: Педагог раздаёт детям флажки. По сигналу бубна ребята разбегаются по комнате. Взрослый говорит: «Бегите ко мне! » и поднимает красный флажок. Дети с красными флажками подбегают к педагогу и поднимают флажки вверх. Затем все вновь разбегаются. Взрослый поднимает флажок другого цвета или сразу два флажка, например, синий и красный. Дети с такими же флажками подбегают ко взрослому и поднимают флажки вверх. В конце игры педагог или родитель поднимает все три флажка вверх. «Найди своё место» Оборудование: П арныецветные карточки( количество цветов соответствует количеству играющих) , стулья( по количеству детей) , бубен. Описание: Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Взрослый раздаёт им карточки, и дети под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стулья второй комплект таких же цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут к тем стульям, на которых лежат карточки того же цвета, что и у них. Взрослый проверяет правильность выбора. «Светофор» Оборудование: Светофор- на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны зелёной, с другой красной- бумагой. Описание: Взрослый знакомит детей со светофором, показывает, как «загорается свет»( поворачивает круг зелёной и красной сторонами) . Просит детей рассказать, видели ли они светофор на улице, что они о нём знают. Обобщая ответы. Обобщая ответы, предложить поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи- это «трамвай». Взрослый исполняет роль полицейского( действует светофором) . При появлении красного сигнала «трамвай» останавливается, зелёного- «трамвай»- едет и дети передвигаются. Дети могут выполнять роль машины( их может быть несколько) , «ехать на велосипедах» и т. п. «Нарушители»- те, кто неверно действовал по сигналу светофора, - выходя т из игры. Роль полицейского может выполнить ребёнок