a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Фонематический слух - основа правильной речи

Автор: Сидорова Кристина Юрьевна Опубликовано: 2025-04-09 10:11:54

Документы для скачивания

Консультация – практикум для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи» Цель:  создание условий для повышения компетентности родителей в процессе подготовки ребенка к обучению в школе. Задачи: 1. Дать представление родителям о том, что такое фонематический слух. 2. Показать значение своевременного развития фонематического слуха. 3. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематического слуха. Обучить родителей приёмам  формирования фонематического восприятия через игру. План: 1.      Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи? 2.      Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? 3.      С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы( практическая часть) . 4.      Подведение итогов, вопросы родителей. 5.      Советы логопеда по подготовке детей к обучению в школе Ожидаемый результат:  Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, какое значение фонематический слух оказывает на процесс подготовки ребенка к школе. Многие из вас уже сейчас начинают задумываться о том, насколько успешно в скором времени будет протекать обучение ребенка в начальной школе. Для усвоения программы начальной школы по обучению грамоте( в дальнейшем русскому языку) и чтению очень важно наличие у ученика правильно и своевременно сформированного фонематического слуха. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Что такое  «слух»? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой. Неречевой слух  — это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Мы с вами поговорим о речевом слухе( фонематическом) . Давайте с вами разберемся, что такое фонематический слух  Если не углубляться в лингвистику, то  фонема  в переводе  с греческого означает «звук». Речевой слух( Фонематический слух)  – это различение на слух звуков речи, способность их анализировать. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Отличать согласные звуки от гласных, мягкие от твердых, глухие от звонких. Это умение осуществлять звуковой анализ слов: находить первый звук в слове, последний звук в слове, определять все звуки по порядку, давать характеристику звукам. На пятом году жизни ребенок учится определять последовательность и количество звуков в слове( специалисты называют этот процесс  фонематическим анализом) , может собрать слово из звуков( этот процесс называется  фонематическим синтезом) . Эти навыки являются необходимыми для овладения чтением и письмом. Многие дети в этом возрасте сами начинают проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками: придумывают слова на определённый звук, называют первый и последний звуки в слове. Некоторые дети просят научить их читать, пытаются сами что- то писать. На данном этапе самое важное - формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Развитие фонематического слуха проходит в несколько этапов: 1 этап – узнавание неречевых звуков( слушаем тишину, какой музыкальный инструмент, что упало) 2 этап – различение высоты и силы голоса 3 этап – различение слов, близких по звучанию( крыша – крыса, коса- коза) 4 этап – дифференциация( различение) слогов( прохлопывание слов, доскажи словечко, повтори за мной) 5 этап – дифференциация фонем( различение звуков) Создаем звуки Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука( « жжж ») , тигра( « ррр ») , сильный ветер( « ууу ») , пулемет( « ддд ») и так далее.   Игра упражнение «Поймай звук» Цель: развивать внимание, слуховое восприятие, быстроту реакции; закреплять умение выделять звук из звукового ряда. Игра «День рождения звука» Цель:  развивать фонематическое восприятие, мышление, внимание; учить выделять нужный звук из слова. Ход игры: Взрослый сообщает, что сегодня у звука_ _ _ _ _ День рождения. В гости к нему придут друзья – те слова, в которых есть этот звук. Игра может проводиться с опорой на картинки или без. Игра «Первый звук»- подбери слова, «Логопоезд» Игра «Твердые и мягкие согласные звуки» Цель:  автоматизация и дифференциация твердых и мягких парных звуков( Например: В- Вь, Ф- Фь, Б- Бь, П- Пь, Г- Гь, К- Кь, Д- Дь, Т- Ть, С- Сь, З- Зь, М- Мь, Н- Нь, Х- Хь, Л- Ль, Р- Рь) ; формировать фонематическое восприятие; развивать мышление, произвольное внимание. Игра «Цепочка слов»( с карточками) Цель:  способствовать развитию фонематического восприятия; упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах; учить выкладывать цепочку из карточек в определённой последовательности; активизировать память и мышление. Ход игры: педагог предлагает ребёнку набор из 6 карточек. Ребёнок рассматривает их, четко произносит название каждой картинки, затем выкладывает из них цепочку. На одной из карточек стоит точка, это будет первая картинка. Каждая последующая картинка должна начинаться на последний звук предыдущей картинки. Например: Сыр – рыба – апельсин – нос – сок – кабан. 6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе. Игра «Цепочка слов»( словесная) Цель:  способствовать развитию фонематического восприятия; упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах; активизировать память и мышление. Ход игры: взрослый называет любое слово, например АРБУЗ. Ребенок произносит своё слово, которое должно начинаться на последний звук предыдущего игрока: АНАНАС – СОБАКА- … Взрослый может продолжить цепочку. Игра- упражнение «Собери слово» Цель:  развивать фонематическое восприятие и мышление; учить составлять слово из отдельных звуков. Ход игры:  взрослый произносит слово по звукам, например К, О, Т. Ребёнок должен догадаться какой это слово и произнести его вслух. Игра «Начало, середина, конец» Цель:  формировать фонематическое восприятие, развивать умение находить место звука в слове. Ход игры: педагог произносит слова с определенным звуком, а ребёнок в зависимости от положения звука в слове говорит «начало»( если заданный звук находится в начале слова) , «середина»( если заданный звук находится в середине слова) , «конец»( если заданный звук находится в конце слова) .  Игры на развитие фонематического слуха прекрасно подойдут для поездки на машине, ожидания в очереди, длинной прогулки в парке. Благодарю за внимание!  

Оставить комментарий: