папы, мамы, поиграйте со мной пожалуйста
Документы для скачивания
ПАПА, МАМА, ПОИГРАЙТЕ СО МНОЙ, ПОЖАЛУЙСТА… ПАПА, МАМА, ПОИГРАЙТЕ СО МНОЙ, ПОЖАЛУЙСТА… Дети о чень любят, когда взрослые играют вместе с ними. В эти игры можно играть дома, на кухне, по дороге в детский сад, в транспорте, во время прогулки. Они не требуют специального оснащения или дополнительного времени. Папа, мама, поиграйте со своим ребёнком, пожалуйста. Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей. Научат употреблять в разговорной речи разнообразные глаголы, оценочные наречия, качественные прилагательные. Познакомят со словами, близкими по смыслу, но с разными оттенками значения( синонимами) и словами с противоположным значением( антонимами) . Полезно предложить ребёнку такое задание: придумать определение к тому или иному слову. Например, ребёнка спрашивают: - Какой бывает хлеб? Белый, черный, ароматный. Какой ещё? Назови, пожалуйста. Далее ребенок сам придумывает прилагательные, определяющие качество хлеба: черствый, вкусный, ржаной, сдобный, мягкий, душистый и т. д. Можно таким образом описывать погоду, игрушки, транспорт, животных и т. д. Или взрослый предлагает: - Давай поиграем в игру «Наоборот». Я скажу слово, например, «короткий», а ты придумай противоположное по значению( «наоборот») – «длинный»; Я говорю слово «холодный». Какое слово ты скажешь в ответ? Игру «Наоборот » можно проводить для упражнения ребенка в употреблении глаголов «разрешать- запрещать», «поднять- бросить»; существительных «пол- потолок», «мальчик- девочка»; наречий «близко- далеко», «плохо- хорошо»; сравнительных наречий «глубже- мельче», «больше- меньше» и т. д. На свежем воздухе можно поиграть в такие игры: «Какой это лист? », «С какого дерева листок? » Игру «Какой это лист? » можно провести по дороге в детский сад. Взрослый говорит: «А давай мы с тобой, поиграем в такую игру, например, лист клена называется кленовым. А лист берёзы как будет называться? ( березовым) А лист дуба. . . , т ополя. . , рябины. . , осины? И т. д. » Игру же «С какого дерева листок» можно провести наоборот. Взрослы й говорит: «Березовый лист упал с березы, а дубовый лист с какого дерева упал? ( с дуба) А кленовый лист? И т. д. » На кухне пока мама готовит ужин, а ребенок возится рядом, можно поиграть в такие интересные игры, например, в игру «С чем пекут пироги? » Мама говорит: «Пирог с капустой называется- капустный. А пирог с вишней, – какой? . . . ( вишневый) ; с рисом…( рисовый) ; с мясом…( мясной) и т. д. » Аналогично можно поиграть в игру «Из чего салат? » «Салат из овощей называется – овощной, а салат из огурцов как будет называться? ( огуречный) и т. д. » Игры типа «Какой суп? », «Какой сок? », «Вкусная каша» упражняют детей в употреблении прилагательных. Например, мама говорит: «Суп из рыбы называется рыбный. А как называется суп с мясом? Мясной. Сок из яблок называется яблочный. А какой будет сок из персиков? Из моркови? И т. д. Игру «Вкусная каша» можно также провести на кухне. Например, мама или папа готовят плов, ребенок рассматривает рисинку. Мама говорит: - Посмотри, вот одна рисинка, вот две рисинки. Давай с тобой посчитаем, сколько рисинок в этой кучке. Таким образом, ребенок упражняется в счете, в отсчете: «Отсчитай, столько же рисинок сколько у меня» и употреблении прилагательных. Эта крупа называется – рис или рисовая крупа, а каша, приготовленная из этой крупы, будет называться рисовая. А как будет называться каша, приготовленная из манной крупы? Из пшенной? И т. д. Игра «Что из чего? » учит ребёнка согласовывать прилагательные с существительными. - Сок из яблок называется яблочный. А повидло из слив? ( сливовое повидло) Джем из персиков? ( Персиковый джем) Варенье из вишни? ( вишневое варенье) И т. д. Игра «Что получится, то и получится» учит ребенка составлению предложений, сочинению небылиц и нелепиц. Для этого необходимо научить ребенка отвечать на вопросы « Ч то? Кто? Какой? Где? Что делает? » Например, на вопросы: «Кто? Что? », ребенок отвечает: рак, шуба, ворон и т. д. «Какой? »- мокр ый, синий, ласковый; «Где? »- в шкафу, на столе, на улице; «Что делает? »- плачет, скачет, греется. И в итоге вот что получается: «Рак мокр ый в шкафу плачет». Или « Шуба синий на столе скачет». «Ворон ласков ый на улице греется». Такие упражнения полезны в плане совершенствования грамматического строя речи. И поощряйте детское творчество! ! ! Таким образом, дорогие мамы, папы, играя в эти несложные, непродолжительные по времени и затратам игры, вы помогаете ребенку, расширяя его словарный запас. Развиваете у ребенка чуткость к слову и умение понимать его многозначность, помогаете овладеть элементарными средствами художественной выразительности речи. А это поможет вашему ребенку при дальнейшем обучении в школе. Играйте чаще!