a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Исследовательская работа "Волшебная невидимка - это сказка или реальность?"

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-02-21 20:54:12

Документы для скачивания

Проблема:каждый ребёнок стремится познать многообразие окружающего его мира доступными ему средствами, часто это познание основывается только на использовании анализаторов. Поэтому надо научить ребёнка находить нужную ему информацию с помощью взрослого, используя дополнительную литературу, ИКТ. А затем самостоятельно путем проб и ошибок.

Цель:формировать у детей навыки

                 исследовательской деятельности.

 

Задачи:

  •  Научить детей сравнивать.
  •  Анализировать.
  •  Обобщать полученные данные.
  •  Делать выводы на основе проделанных  

      опытов.

Гипотезы:

vЕсть ли воздух в воде?

vИмеет ли воздух вес?

vКакого цвета воздух?

vПочему появились волны?

vЧто такое ветер?                                                       

vПочему большой мяч прыгает лучше?

vИмеет ли воздух запах и вкус?

 

 

 

                   Содержание

 Iэтап. Постановка проблемы.

  1.  При проветривание групповой комнаты открылась дверь, у детей возник вопрос: «Почему дверь сама открылась?».
  2. Чтение: «Для чего проветривают комнату?», «А воздух совсем ничего не весит?», «Можно ли нарисовать невидимку?».                            
  3.  Чтение стихотворения С.Маршака «Мыльные пузыри».
  4. Чтение сказки Т.Я.Шипуновой «Сказка про то, как  Иванушка царство спасал».
  5. Выявление желающих заниматься  опытно-экспериментальной работой.

II этап. Сбор копилки вопросов, касающихся воздуха.

    1.Выявление вопросов о воздухе, на которые дети

        хотели бы найти ответ:

  Воздух, как его обнаружить?

  Как увидеть воздух?

  Как услышать воздух?

  Как почувствовать воздух?

  Для чего нужен воздух человеку?...

    2. Оформление « копилки вопросов».

III этап. Организация исследовательской работы. Создание картотек.

    1.Поиск ответов на поставленные вопросы в  

       энциклопедиях, Интернете.

    2. Проведение опытов, направленных на изучение

        свойств воздуха.

    3. Оформление картотек: «картотека опытов с  

        воздухом»; «картотека пословиц, поговорок и загадок  

       о воздухе».(Приложение 1).

IV этап. Подготовка работы к презентации.

    Создание детьми совместно с родителями рисунков на тему: «Воздух бывает полезным и вредным». (Приложение 2). Подготовка текста выступления детей. Проведение  пробной презентации перед ребятами старших групп.

V этап. Презентация.

   1.Представление презентации руководителя на методическом объединение.

   2.Показ и описание опытов творческой группы детям старшей группы.

   3.  Выступление детей перед родителями на собрании.

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

                   Цикл занятий

Занятие №1 «Знакомство со свойствами воздуха».

Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Задание на дом: совместно с родителями нарисовать рисунок: «Воздух – условие жизни всех живых существ» (приложение 3).

 

Занятие №2. «Воздух, как его обнаружить?».

Цель:Показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения.

Опыт №1.Выяснить, действительно ли воздух присутствует везде. Перевернуть стакан вверх дном и медленно  опустить его в воду. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт №2. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: в воде есть воздух.    

Опыт №3. Детям предлагается бросить в воду кусочек

кирпича. Что видим? (Из него выходят пузырьки).

Вывод:в кирпиче есть воздух.

Опыт №4. Детям предлагается взять полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотреть их и ответить, есть ли что-нибудь в них. Затем предлагаю скрутить мешочки со стороны отверстия. По мере скручивания дети видят,  что они становятся выпуклыми.

           Вывод:воздух есть в закрученном мешочке.

 

 

          Опыт №5. Детям предлагается подумать, где можно найти  

          много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы

          надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям

          надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и

          запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно

          надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не

          поместится. Так что главное - не перестараться.

 

             Опыт №6. Детям предлагается опустить воронку с надетым  

            на её узкую часть надувным резиновым шариком раструбом в

            воду. По мере опускания воронки шарик раздувается.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: воздух –не виден, но есть везде вокруг нас.

Опыт №7. Ребята, вы любите пускать мыльные пузыри?

Почему исчезает мыльный пузырь? Он лопается, как воздушный шарик, из него уходит воздух. Почему мы не видим воздух, который находится в мыльном пузыре?

Вывод: Воздух невидимый, прозрачный.

Занятие № 3.«Выяснить, что ветер-это движение воздуха».

Цель: показать, что воздух подвижен.

Опыт № 1.Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздаёт ниточки, на концах которых прикреплены бабочки  вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки улетают). Да, бабочки  улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: о чём мы сегодня узнали? Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть. 

Опыт № 2. Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт №3.Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опыт № 4. Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение, в этом дети могут убедиться экспериментальным путем.

Опыт № 5. Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха.

Опыт № 6. Для проведения этого опыта рассмотрим иллюстрацию с изображением барханов. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернемся к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадим" (воткнем) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать, со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Занятие №4. Свойства воздуха.

Цель: показать, что воздух обладает разными свойствами.

Опыт № 1. Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении.

Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче.

Вывод: воздух имеет вес, его можно взвесить.

Опыт № 2. Можем ли мы почувствовать воздух? Раздала детям листочки тонкой бумаги, предложила приложить край листочка к губам и подуть вдоль него так, чтобы получился звук.

 

Вывод:  воздух издает звук.

Опыт № 3.Детям предложила "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут?

Вывод: воздух легче воды.

Опыт № 4. В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. Что это такое? (Мяч). Посмотрите, какой он большой, упругий, как высоко прыгает. А вот, если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет прыгать. (Бью мячом об пол). Предлагаю постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха).

Вывод: мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Опыт № 5.Воздух необходим для дыхания человека. А как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает? (Прошу поднести ладошку ко рту, затем к носу и подышать). Что вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. Это значит, мы дышим. Проверим, как долго мы можем не дышать.

Вывод: человек не может жить без воздуха.

 

Занятие № 5. Воздух бывает полезным и вредным.

Цель: закрепить умения обобщать полученные знания, решать творческие задачи.

Ход занятия:

- обсуждение домашнего задания, рассматривание рисунков.

- игра «Хорошо – плохо».

Хорошо, когда пахнет – пирогами, супом, яблоками, духами, цветами и т.д.

Плохо, когда пахнет дымом, пылью, выхлопными газами и т.д.

Задание на дом: подобрать пословицы, поговорки, загадки  про воздух.

Мы знаем что, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но бесчисленные фабрики, заводы загрязняют его. Ежедневно выбрасывают они из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и автомашины. Как сберечь чистоту воздуха?

Отлично очищает воздух растения. Поэтому в городах и вокруг них создаются пояса садов, парков и лесов. Чем больше зелени в городе, тем чище и здоровее воздух, которым мы дышим.

Растения - это пылесосы воздуха, которые не только «чистят», но и            сами выделяют полезный для нас кислород.

В нашем детском саду дети, вместе с воспитателем разбивают весной клумбы, сажают цветы. Всё лето ухаживают за ними, поливают, полют, любуются красотой цветов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группах у нас тоже много комнатных растений, которые очищают нам воздух. Дети знают, чтобы цветы хорошо росли за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 6. «Народ о воздухе».

Цель: показать значимость воздуха для всего живого через устное народное творчество. Закрепить умение составлять загадки по разным моделям.

Ход занятия:

- чтение пословиц, поговорок, подобранных детьми. Обсуждение подобранного материала (смысл поговорок и пословиц);

-составление загадок про воздух.

Чего в группе не видишь?

Цвета у него нет?

Что мы не видим вокруг себя?

Рот открываем и его мы вдыхаем?

Без него мы жить не можем?

              Итогиисследования

  В результате изучения данной темы и опытно-экспериментальной деятельности творческой группы, участники эксперимента убедились в том, что «Волшебный невидимка» - это реальность, без которой невозможна жизнь на Земле.

 

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

 

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

                                                                                          (Ф.Тютчев)

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель». Воронеж, 2007год. Стр.397-400.
  2. Вариативная модель планирования занятий познавательного цикла в специализированном ДОУ (младшей и средней группы). Сборник методических материалов, 2 издание. Барнаул, 2004 год, стр.142-143.
  3. Вариативная модель планирования занятий познавательного цикла в специализированном м сельском ДОУ (старшая группа). Сборник методических материалов, 3 издание. Барнаул, 2006 год, стр.50-51.
  4. Дитрих А. Почемучка. – М.: «Педагогика-Пресс», 1992. – стр.96-98.
  5. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1988г., стр.42-49
  6. Маршак С. «Мыльные пузыри». Хрестоматия для маленьких. – М., 1987, стр.
  7. Третьякова Т.А., Суровцева С.В., Кирьянова О.В. Комплексные занятия для детей 6-7 лет (окружающий мир, развитие речи, мелкая моторики рук). Волгоград, издательство «Учитель», 2008 год, стр. 117.
  8. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть II. Новосибирск, 1997г., стр.257-275.
  9. Интернет источники

http://mamatanya.narod.ru/laborator/air.html

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia38.htm

http://festival.1september.ru/articles/104000

http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=razvivashki&igra=poslovicy

Оставить комментарий: