Конспект НОД "Наше сердце"
Документы для скачивания
Программное содержание:
обогащать и уточнять представления старших дошкольников об устройстве и функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами кровообращения;
вызывать желание беречь свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих; формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и негативное отношение к вредным привычкам.
Оборудование:
проектор, доска, ноутбук;
презентация — схемы строения органов кровообращения;
слуховые трубки (фонендоскоп);
Ход занятия.
Воспитатель (В.). «Ребята, сегодня у нас будет еще одно интересное занятие о нашем теле. Послушайте стихотворную загадку Х. Расмуссена:
У меня в груди,
Вот тут,
Слышишь!
Часики идут.
Звук их
Радостен и тих.
Только кто
Заводит их?
(Сердце.)
- Дети, посмотрите на слайд, вы видели такие слуховые трубки? Где и что ими делают? (ответы детей).
- Да, эти слуховые трубки, называют – фонендоскоп, с помощью его слушают, как бьются наши сердца. Можно и просто приложить ухо к груди товарища и услышать его сердцебиение. (дети слушают сердце биение друг у друга).
-Вы сидите спокойно, сердце бьется ровно. Сейчас попрыгайте на месте 10 раз и вновь послушайте сердцебиение друг друга! Что изменилось? Почему сердца ваши стали биться чаще? Сейчас мы подробнее изучим работу этого очень важного органа нашего тела.
-Посмотрите на схему кровообращения человека. Узнаете, где сердце? Вы узнали его по известной форме: узкое внизу и расширенное вверху. Люди используют символ сердца при изображении добрых чувств.
-Говорят, что в сердце живут доброта и любовь! Какие вы знаете поговорки или пословицы о сердце? Поясните некоторые из них!
Сердце не камень: чует, где добро, где худо.
Есть сердце, да закрыто дверцей.
Не давай воли языку в споре, а сердцу в гневе.
Взял со злым сердцем, так и ешь с перцем.
Железо ржа проедает, а сердце печаль изнуряет.
- Что же на самом деле наше сердце? Это мешочек из мускул с трубочками – сосудами. Сердце человека почти соответствует размеру его кулака и располагается в середине груди. Этот важный орган защищает широкая и прочная кость грудной клетки.
-Как работает сердце? (Сжимается и разжимается.) Сожмите свои кулачки! Сейчас мы вместе попробуем воспроизвести работу сердца, выдавливая из кулачка воздух. Ритмично будем сжимать кулачки сильнее и чуть отпускать. (10—15 раз). Устали? А сердечко продолжает работать. Даже когда мы спим!
-Иногда люди называют сердце мотором, вечным двигателем. А иногда – насосом. Что выталкивает и втягивает в себя наше сердце через эти трубочки? (Кровь.)
-Посмотрите на свои руки: под кожей вы можете разглядеть тонкие синие линии – вены. По ним течет кровь темно-красного цвета – от пальцев к сердцу. Что делала кровь в пальцах? (Она принесла для пальчиков питательные вещества и кислород.)
-На схеме хорошо видно, что кровь бывает светло-красная – алая и темно-красная – багровая. Светлая кровь бежит к органам и отдает питательные вещества органам и тканям. Какую основную функцию выполняет кровь в организме? (Переносит питательные вещества по организму.)
-Ребята, вы все сдавали кровь из пальчика? (ответы детей).
-Когда врачи берут анализ крови у нас из пальчика, что они проверяют – как мы питаемся? Нет! По составу крови человек научился определять болезни. Наша кровь первая реагирует на любые изменения в теле.
-Посмотрите на изображение капли крови под микроскопом. Это совсем не однородная красная жидкость! В крови содержится много разных клеточек, и каждая из них выполняет свою особую работу! Есть клеточки, которые переносят кислород для дыхания органов. Есть такие, которые защищают организм от микробов и вирусов – их называют антителами. Вот врачи и замечают, если в организм попал вирус, то в крови будет много антител.
-Если человек нечаянно поранил кожу, что происходит? (Течет кровь.) Опасно ли это для жизни и здоровья?
-В крови есть и такие клеточки, которые помогают остановиться кровотечению из раны. Они прикрывают поверхность раны светлой жидкостью, которая на воздухе становится пленкой и засыхает. Что человек должен делать, если поранится? Ждать, пока кровь сама остановится? (Нет, надо обратиться к врачу.)
-Да, кровь из большой раны может течь долго. От большой потери крови человек умирает. Но вы уже знаете некоторые способы первой помощи?
-Для чего ранку надо мыть холодной и чистой водой? (Холод замедляет ток крови, а грязная вода может только добавить микробов.) Заражение крови – очень опасное и сложное заболевание. От этого страдает сразу весь организм. Многие болезни людям помогает вылечить переливание здоровой крови. Где врачи берут здоровую кровь? (У здоровых людей — доноров.)
-Во всех странах донором быть очень почетно, в нашем детском саду тоже есть доноры – это Татьяна Александровна, Ольга Михайловна, Ирина Сергеевна, они тоже регулярно сдают кровь, ведь донор спасает жизнь другим людям!
-В современном мире человеку грозит очень много опасностей. Особенно опасна дорога и проезжая часть для автотранспорта, где часто случаются аварии и страдают люди.
-Поэтому мы должны учить и знать правила безопасного поведения в разных ситуациях. Какие правила вы уже знаете?(дети перечисляют правила).
-Почему с возрастом у людей появляются болезни сердца? Оказывается, сердце реагирует на любые изменения и волнения человека. Когда мы плачем, волнуемся, боимся, нервничаем, бежим или прыгаем – наше сердце бьется сильнее и чаще. На внутренней стороне запястья левой руки мы сейчас прощупаем пальчиками правой руки свой пульс – как часто сокращается ваше сердечко?
- А теперь все вместе под музыку проведем разминку.
- После этого упражнения вновь прощупаем свой пульс: что с ним произошло? (Пульс стал быстрее, сердце бьется чаще.)Кроме этого, очень частое и неровное стало у вас дыхание! Почему? Оказывается, всему телу во время физических упражнений понадобилось больше кислорода, питания. Именно поэтому мы дышим чаще, сердце бьется быстрее.
-Как долго человек может так сильно напрягать свое тело? Это зависит от его выносливости. Такое качество надо тренировать в себе с помощью физкультурных занятий. Вы должны научить свое сердце и свои легкие быстро восстанавливать свой спокойный ритм. Это делается с помощью дыхательных упражнений, которые мы с вами уже выучили.
-Как мы узнаем об усталости нашего тела? После долгого бега мы чувствуем усталость в ногах – нам хочется сесть. Еще у нас сбивается ритм дыхания и сердцебиения. Поэтому взрослые люди часто просят детей прервать подвижную игру и отдохнуть.
-Как же сохранить здоровье сердцу – своему и окружающих? Мы составим правила для охраны здоровья системы кровообращения человека:
-Тренировать сердечную мышцу, занимаясь физкультурой.
-Правильно питаться, чтобы организму хватало разных питательных веществ.
-Стараться вести себя спокойно, чтобы не волновать себя и окружающих.
-Радовать свое сердце положительными эмоциями – совершать больше хороших поступков.
-Следить за своим здоровьем, не подвергать опасности свой организм.
Рефлексия