Делимся опытом
Документы для скачивания
МКУ Управление образования Ковдорского муниципального округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением английского языка» Разработка занятия внеурочной деятельности На Севере – читать! ( 4- 6 классы) Автор: Горсткина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» 2025 г. Ковдор Сценарий занятия 238125146050 л юбовь к Родине культурное наследие гордость На Севере – читать! - 3810241300 4 – 6 классы ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 4 – 6 классов по теме «На Севере – читать! » Цель: формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за родную страну, за деятельность выдающихся соотечественников, формирование представления у обучающихся о писателях и поэтах Мурманской области. Основные смыслы: знание художественных произведений родного края помогает нам сохранять культурное наследие, понимать мир и нашу идентичность. Изучение литературы родного края важно для уважения к культурному наследию и развития общества. Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, приоритет духовного над материальным. Планируемые результаты Личностные: интерес к истории малой родины, желания больше узнать о родном крае; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально- нравственной отзывчивости. Метапредметные: применять правила работы в условиях совместной деятельности; принимать участие в диалоге, высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Предметные: иметь базовые представления о ключевых аспектах культурного развития региона; иметь первоначальные представления о писателях и поэтах Мурманской области, а также государственном празднике День славянской письменности и культуры; Продолжительность занятия: 30 минут. Ф орма занятия: беседа, демонстрация видеоролик а и выполнение заданий с последующим обсуждением. Разработанные материалы к занятию: сценарий, раздаточный материал, видеоролик, презентационные материалы. ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная. Вводное слово педагога. Разгадывание ребусов, кроссворда. Раскрытие значения понятия « слоган ». Часть 2. Основная. Знакомство с творчеством заполярных поэтов и писателей. Часть 3. Заключение. Разгадывание кроссворда. Подведение итогов занятия. Обсуждение значимости изучения родной литературы. СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная Учитель. Ребята, мы живем с вами в Мурманской области. На занятиях мы говорили об истории нашего края, символике, флоре и фауне. Давайте вспомним, что вам известно о нашем Заполярье. Отгадайте ребусы. Прокомментируйте ответы. 24130- 164338088900- 53340- 3810- 3048001905- 2540- 43815- 68580 Ответы: тундра, ягель, Алеша, Мурманск, саамы, порт Ответы обучающихся, комментарии( какое отношение данные слова имеют к Мурманской области) . Учитель. А ч то вам известно о людях нашего края? Давайте отгадаем кроссворд. 9 4 6 7 3 5 2 1 8 Открыл боевой счет летчиков- истребителей Северного флота 24 июня 1941 г. , сбив фашистский самолет. Совершил 224 боевых вылета, провел 34 воздушных боя, сбил 25 самолетов противника лично и 14 в группе. Удостоен звания Героя Советского Союза. Свой путь к покорению Вселенной начинал именно в Мурманской области первый космонавт планеты Земля. Памятник этому Герою Советского С оюза установлен в центре г. Мурманск. Начальник радиостанции на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». Писатель. В 1986 г. в Мурманске по его инициативе прошел первый в СССР День славянской письменности и культуры. Почетный гражданин Мурманска. Автор словаря «Живая речь к ольских поморов» Историк- краевед, доктор исторических наук, профессор Мурманского государственного педагогического института. Заложил основы современного исторического краеведения в Заполярье. Награжден орденом Дружбы. Почетный гражданин Мурманска. Первая советская саамская поэтесса, писала на саамском и русском языках. Автор первой в России книги поэзии на саамском языке Губернатор Мурманской области. Создатель музея первой саамской поэтессы Октябрины Вороновой 9 б о 4 6 л 7 3 5 м е р к у р ь е в б а ш ш о р с а а р 2 е л к к о г д о о о н 1 с а ф о н о в в в о г в а в а а р 8 ч и б и с н Ответы обучающихся. ( возможно, не все слова в кроссворде ребята смогут разгадать. Заключительная часть занятия предполагает обращение к кроссворду) . Учитель. Знаете ли вы, что такое слоган? Какие синонимы можно подобрать к слову? К омментарий: слоган- з апоминающаяся фраза, выражающая суть рекламной привлекательности товара. Лозунг, девиз, выражающий основную, существенную идею. Ответы обучающихся. Учитель. Какие слоганы о Севере вам известны? Ответы обучающихся. Учитель. Давайте придумаем свои слоганы о Севере. Попытайтесь объяснить, что вы этой фразой рекламируете. Ответы обучающихся. Учитель. Я предлагаю вам еще один слоган, который будет темой нашего разговора: «На Севере- читать! » Часть 2. Основная Учитель. Как вы думаете, почему сейчас эта фраза актуальна? Ответы обучающихся. Учитель. Сегодня мы поговорим о поэтах и писателях, которые в своих произведениях рассказывают читателю о нашей малой Родине. Какой жанр лите ратуры является самым любимым у дошкольников и младших школьников? Что такое сказка? Какие сказки о Севере вам известны? Ответы обучающихся. Комментарий: «Семилетний стрелок из лука. Саамские сказки »- это сборник саамских сказок, которые были обработаны и адаптированы для широкого читателя Евгенией Пацией. В книге содержится около 25 небольших сказок с красивыми иллюстрациями. Сказки имеют ярко выраженный поучительный характер. Они передавались из уст в уста многие века, но ценности со временем не менялись. В сборнике порицаются плохие поступки, причём второго шанса героям обычно не дают. Так маленьких саамов учили слушаться старших, уважать их опыт и знания. Учитель. В саамских сказках встречаются слова, значение которых неизвестно. Некоторые вам уже знакомы: чахкли, тупа, гирвас, каньги, сейд икойбица. Объясните значения данных слов. Подсказки перед вами: Ответы обучающихся. Учитель. В 1979 году в Мурманске был издан словарь «Живая речь кольских поморов», автор которого Иван Севастьянович Меркурьев( показ словаря) . Этот словарь включает около 5000 поморских слов, некоторые слова сопровождаются иллюстрациями. Для того чтобы м а ленькому читателю значения этих слов были понятн ы, авторы- составители включили в книгу «Семилетний стрелок из лука» словарик саамских слов. Учитель. А знаете, что у нас на Севере есть своя сказочница? ( информация о Н. П. Большаковой) . Ответы обучающихся. Комментарий: Надежда Павловна Большакова – писательница, автор более 20 книг, среди которых сборник сказок «Подарок чайки», сборник рассказов « Тиррв по- саамски – здравствуй», двухтомник «Летопись души», книга- дневник «Мой Маслов» и другие. Область ее интересов – история, культура и этнография саамов Кольского полуострова, литературное краеведение, колокольные звоны, православие на Севере России, творчество поэта Сергея Есенина и писателя Дмитрия Балашова. Н. П. Большакова- создатель музея первой саамской поэтессы Октябрины Вороновой. Учитель. Известно ли вам имя Октябрины Вороновой? А где находится музей О. Вороновой? Давайте посмотрим на карте. Ответы обучающихся. Комментарий: Октябрина Воронова – первая советская саамская поэтесса. Автор стихов на саамском и русском языках. Член Союза писателей СССР. Первая книга стихов «Снежница» вышла в 1986 году и принесла Октябрине Вороновой известность. Во многих стихах – раздумья о смысле человеческой жизни. Душа Октябрины Вороновой столь же широка, как просторы её родной Лапландии. Сильнее, острее других впитала она в душу боль и печаль своей земли, своего народа. Во всех стихах Октябрины Вороновой звучит сердечность. Она привнесла в саамскую поэзию душу женщины, матери, подруги, хранительницы семейного очага. В 1989 году Октябрину Воронову приняли в Союз писателей, и она по праву стала называться первой саамской поэтессой. С 1994 года в поселке Ревда действует Музей саамской литературы и письменности имени Октябрины Вороновой, создательницей и хранительницей которого являлась Надежда Большакова. Но не только саамской литературе Октябрина дала начало, она стала и одной из основательниц на Мурмане праздника Славянской письменности и культуры в 1986 году и саамского слова в 1989 году. Учитель. Когда в нашей стране отмечается праздник День славянской письменности и культуры? Когда праздник стал государственным? Где истоки этого государственного праздника? Ответы обучающихся. Комментарий: Праздник, посвященный памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей русского алфавита и славянской письменности, возродился в 1986 году и в 1991 году указом Президента Российской Федерации был объявлен государственным. . Именно Мурманск стоял у истоков возрождения Дня славянской письменности и культуры. Символом праздника стал памятник Кириллу и Мефодию, который северянам подарили болгары. Его привезли прямиком из Софии. Этот монумент – точная копия софийского. ( Можно предложить детям рассмотреть фотографию, на которой изображен памятник, описать его) . Учитель. А отмечать День славянской письменности и культуры Мурманск стал по инициативе известного мурманского писателя Виталия Маслова. Известно ли вам это имя? Ответы обучающихся. Комментарий. Виталий Семенович Маслов- писатель, члена Союза писателей СССР, Почетный радист СССР, Почетный работник морского флота СССР, Почетный гражданин города- героя Мурманска с 1996 года. В. С. Маслов- один из инициаторов воссоздания в России Дней славянской письменности и культуры и установки в Мурманске памятника Кириллу и Мефодию на площади Первоучителей; инициатор проведения в Мурманске писательских Дней Баренцева моря, организатор конкурса школьных сочинений «Храмы России». Учитель. Давайте прочитаем рассказ В италия Семеновича Маслова «Зырянова бумага»( чтение можно дать заранее) . Понравилось ли произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? Над чем заставляет читателя задуматься это произведение? Какое впечатление оно на вас произвело. Что бы вы сказали главному герою? Ответы обучающихся. Учитель. Мы сегодня вспомнили саамские сказки, познакомились с рассказом В. Маслова. И м не хотелось бы сегодня прочитать вам еще и стихотворение саамской поэтессы, о которой мы сегодня уже говорили, Октябрины Вороновой( демонстрация видео) На все чудесные края, Что за лесами, за полями, Моё родное Заполярье Не променяю в жизни я. Семь бесконечных дней недели, Семь дуг, повисших над рекой, Семь звёзд Медведицы на небе, Семь гор над северной тайгой… Лишь там прекраснее живётся, Где есть отеческий порог. Что мне на свете остаётся? Семь расставаний, семь дорог. Всё это память днём и ночью Хранит во сне и наяву, Пока живу в сторонке отчей, Пока живу. Пока живу… Учитель. О чем стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Что важно для поэтессы? Разделяете ли вы эти чувства? А теперь дава й те вернемся к кроссворду и попробуем все- таки его разг а дать. Часть 3. Заключение Учитель. Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили о литературе нашего Кольского Севера. По- вашему, эти произведения интересны и актуальны сегодня? Ответы обучающихся, обсуждение. Учитель. Верно, ребята! Сказки, рассказы, стихотворения наших северных писателей и поэтов учат любить свою Родину, ее природу и богатства, понимать и принимать человека, который осознает свои ошибки, воспитывают гордость за своих соотечественников. Учитель. Завершая наше сегодняшнее занятие, хочу подчеркнуть, что р одн ая литература — это наша культура. И чтение здесь играет важнейшую роль в сохранении культурного наследия, помогая нам лучше понять историю, традиции и обычаи народа своего края. Всё это расширяет наши знания о мире вокруг нас, а также способствуют сохранению уникальности каждого народа.