Картотека артикуляционной гимнастики
Картотека
«Артикуляционная гимнастика»
Комплекс №1
(сентябрь)
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли». Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
- Упражнения для губ и щек:
«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- Упражнения для языка:
- «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
- «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
- «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
- «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Речевая зарядка. «Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
Комплекс №2
(октябрь)
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
- Упражнения для щек:
«Голодный хомячок». Втянуть щеки. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- Упражнения для языка:
- «Горка» (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
- Речевая зарядка. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
- Мал, да удал. - Два сапога - пара. - Нашла коса на камень.
Комплекс №3
(ноябрь)
- Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:
«Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
- Упражнения для губ:
«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)
- Упражнения для языка:
- «Чьи зубы чище?». Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
- «Строчка». Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
- Речевая зарядка:
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!
Комплекс №4
(декабрь)
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
- Упражнения для губ и щек:
- «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
- «Спрячет сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
- «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
- «Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
- Упражнения для языка:
- «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- «Маляр» улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
- «Дует ветерок» улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
- Речевая зарядка:
«Маша и Даша в саду». Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Комплекс №5
(январь)
- Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:
«Сорвали и попробовали айву». Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
- Упражнение для губ и щек:
- «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.
- «Заборчик» - губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.
- «Улыбка» - растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.
- Упражнение для языка:
- «Горка» - выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами.
- «Лошадка»- щелкать языком.
- «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
- Речевая зарядка:
«Вьюга». Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал . от вьюги: «М-м-м-м- м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Комплекс №6
(февраль)
- Упражнения для губ и щек:
«Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
«Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.
- Упражнения для языка:
- «Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
- «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- Речевая зарядка:Развитие интонационной выразительности речи
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла -
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
- Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
Комплекс №7
(март)
- Упражнения для губ и щек:
- «Кит-бутылконос и косатка». Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос), губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
- «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
- Упражнения для языка:
- «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
- «Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 - 60 секунд.
- Речевая зарядка:
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Комплекс№8
(апрель)
- Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:
«Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
- Упражнения для губ и щек:
Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
- Упражнения для языка:
- «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
- Речевая гимнастика:
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю-чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет! Ушел хитрец!
Сорвался.
Комплекс №9
(май)
- Упражнения для губ и щек:
Голову держать прямо, губы - без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем - с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
- «Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно
- «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
- Упражнения для языка:
- «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
- «Маляр». Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
- «Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» - «укол» в правую щеку. На счет «два» - «укол» в левую щеку.
- Речевая зарядка:
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
- Секреты качественного переплёта: как выбрать надёжную типографию
- НОД "Зимующие птицы"
- Консультация для родителей " Как провести с ребёнком праздник День победы!"
- Консультация для воспитателей"«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников".
- Мастер-класс «Голубь мира, голубь Победы!» с родителями и детьми по изготовлению голубей из бумаги.