a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД "Дымковская барышня"

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-02-22 08:53:15

Документы для скачивания

Конспект занятия

Аттестуемый педагог (ФИО)  Утрясова Светлана Александровна

Образовательная область       Художественное творчество       Возрастная группа     подготовительная     

Тема занятия    «Дымковская барышня»

Цель: продолжать знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).

Задачи:

Образовательные:

 - создать условия для закрепления у детей техники прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий;

 - закреплять приемы рисования концом кисти и плашмя;

Воспитательные:

 - воспитывать у детей дружелюбие, взаимопонимание в совместной работе, вкус, чувство цвета¸ умение рассказывать о        своей работе  и работе своих товарищей.

Развивающие:

 - развивать познавательный интерес к народному творчеству;

 - развивать коммуникативные навыки;

- развивать чувство симметрии и ритма;

Предварительная работа: сбор произведений устного народного творчества; чтение книг, стихов, потешек; рассматривание иллюстраций, эскизов, игрушек; знакомство с декоративными приемами рисования; используя шаблоны, учились расписывать силуэты игрушек; лепили фигуры барышень из соленого теста.

Оборудование: посылка, письмо, фигурки  барышень, вылепленных из соленого теста, дымковские барышни для рассматривания, образцы элементов росписи на фланелеграфе, палитра, кисти, гуашь разного цвета, подставки для кистей, баночки с водой, салфетки, ленты.

 

Организационный момент, начало занятия включающие:

  • описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии
  • игры и упражнения для организации внимания детей
  • ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми
  • описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя  на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети сидят на ковре и включаются в занятие добровольно.

 

Дети все охотно включились в беседу, внимательно выслушивают товарищей, дополняют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети эмоционально реагируют на происходящее.

 

 

Дети проявляют интерес, внимательно слушают, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подходят к барышне и рассматривают её, отвечают на мои вопросы.

 

 

 

 

 

 

Данное занятие начну с приветствия: «С голубого ручейка, начинается река, а занятие начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу! У всех хорошее настроение?»

- Дети, какое ваше самое любимое занятие?

- Мы любим играть!

- Во что вы любите играть? (Дети перечисляют любимые игры и игрушки).

- Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных?

- Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, меха. Они могут издавать звуки, говорить, передвигаться, смеяться, шевелить руками и ногами. В старину игрушки мастерили из дерева, глины, бересты…

Слышится стук в дверь.

- Кто это к нам пришел? Это почтальон. Он принес нам посылку.

Используя привлекательное реальное событие, позволит мне побудить детей вступить в активный диалог, совместный поиск вариантов решений.

- От кого же посылка? От дымковских мастеров.

- Кто такие дымковские мастера?

- Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки. Давайте посмотрим, что лежит в посылке. (Открываем посылку, достаем письмо,  читаем).

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам народные умельцы из села Дымково. С давних времен в нашем селе многие поколения мастеров делают красивые, глиняные игрушки, потом расписывают их яркими красками. Село наше называется «Дымково», потому что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым. Так бы мы и делали наши чудесные игрушки и радовали людей, если бы не случилось несчастье, злой волшебник Чернушка украл все наши краски, и мы остались без работы. Нечем теперь расписывать дымковских барышень. Мы просим вас раскрасить их и расколдовать от заклятья  волшебника».

- Дети, давайте посмотрим, где эти заколдованные барышни? (Достаю из посылки нераскрашенных барышень).

- Вы узнали их?

- Только что-то наши барышни очень грустные. Как вы думаете, почему? (Они не расписаны).

- У нас в группе уже живет настоящая дымковская барышня. Она такая важная и красивая, потому что одета в яркие, пышные наряды.

 

Для развития у детей художественного творчества, использую художественное слово:

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа.

Щечки алые горят,

Удивительные наряд.

 

Для установления эмоционального контакта, доброжелательных отношений друг к другу, создания ситуации сплоченности детей и педагога, проведу игровое упражнение «Ласковые имена». Задачей является создание замкнутого круга, что символизирует готовность к совместному выполнению предстоящей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод «Посылка ожиданий».

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот метод продолжает знакомить детей с особенностями дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барышня стоит на столе.

 

 

 

Стихотворение заранее подобрано по теме.

 

 

 

 

 

Дети стоят в кругу. Я бросаю ребенку мяч и ласково называет его по имени. Ребенок ловит мяч и говорит: «Спасибо». Затем бросает мяч другому ребенку, называя его ласково по имени.

  1. .

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретных образовательных задач перед детьми;
  • описание форм и методов представления нового образовательного содержания;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;
  • описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;
  • описание основных форм организации практической деятельности детей;
  • описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания;
  • описание способов снижения утомления, напряжения детей

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети садятся на стульчики, отвечают на вопросы, проявляют интерес к новой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети охотно делают гимнастику для пальчиков и приступают к работе.

 

 

 

 

 

 

 

Дети проявляют инициативу в общении с педагогом и со сверстниками, поддерживают беседу.

 

 

 

Дети повторяют слова и упражнения за воспитателем.

С целью развития творческого мышления детей, задам вопрос:

- Ребята, как вы думаете, как мы может расколдовать барышень от заклятия волшебника?

- Барышень надо расписать.

- Во что одета барышня? (Юбка, кофта, фартук, кокошник).

- Какими элементами художник её украсил.

Перед детьми поставлена образовательная задача – закрепить знания детей в технике прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий. Закреплять приемы рисования концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.

Для того, чтобы представить новый материал, я буду использовать следующие универсальные учебные действия: знаково-символические – включают в себя образцы и графические модели (схемы, стиль, элементы, эскизы), словестное описание условий, которым должен соответствовать продукт, коммуникативные – совместный диалог, вопросы детей.

Для определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу выделяю следующие критерии: партнёрская позиция воспитателя, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, проявлению коммуникативных умений, а также использование их при взаимодействии с взрослыми и сверстниками, а также в игре, формирование интереса к самостоятельному поиску информации.

Перед работой напоминаю детям, что краски нужно использовать самые яркие, чтобы они лучше были видны.

Проведем гимнастику для пальчиков:

Мягко кошка посмотри,

Разжимает коготки,

А потом она сжимает

Мышек, так она пугает.

Ходит кошка тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает

В миг от кошки убегает.

 

Во время работы дети могут обратиться за помощью ко мне, к сверстникам. Данный прием позволит снять неуверенность у некоторых детей, которые боятся сделать неправильно, а также поможет поддержать настрой детей на достижение цели задания общими усилиями.

После выполнения задания, для профилактики утомляемости детей, проведу физкультминутку «Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотри вверх, смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А потом свалилась вниз.

В ходе освоения нового образовательного содержания использую словестные поощрения, как способ стимулирования.

 

 

 

Метод «Заколдованные барышни».

 

Заранее приготовлены образцы элементов росписи на фланелеграфе.

 

Во время беседы рассматриваем элементы росписи, цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

На столах стоят, заранее приготовленные макеты нераскрашенных барышень, палитра, кисти, гуашь разного цвета, подставки для кистей, баночки с водой, салфетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают в круг для выполнения физкультминутки. Слова уже известны детям.

 

 

 

 

  1. :
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог  определяет, что часть детей  не освоили новый материал;
  • косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети свободно передвигаются по группе.

 

 

 

Дети обсуждают работу, задают вопросы воспитателю и друг другу.

 

 

 

 

 

Дети ведут активный диалог.

 

 

 

Дети активно проявляют эмоции.

 

Цель этого метода – создать радостную атмосферу. Барышни «встают» в большой хоровод.

- Как мне понравились ваши барышни. Какие они красивые, нарядные, да все веселые. Вы сняли с них заклятие злого волшебника.

Для повторения данной темы, проведу обсуждения в виде мини-тренинга. Буду задавать детям вопросы по изученной теме.

Этот метод позволит ребенку эмоционально и содержательно рассказать о своей работе и работе товарищей.

Степень освоения детьми нового образовательного содержания определяется последующим критериям:

- анализ работы детей;

- определение уровня представления о новом материале.

- Ребята, а вам барышни нравятся? Сегодня ваши барышни будут участвовать в конкурсе «Красоты». Давайте выберем самую веселую и наградим её лентой «Мисс веселье», самую красивую – «Мисс красавица», самую очаровательную – «Мисс очарование», самую яркую – «Мисс яркость», самую улыбчивую – «Мисс улыбка».

Метод поощрения  на занятии помогает включить детей в работу, у них появляется интерес и стимул к работе.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

Метод «Расколдованные барышни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я вручаю ленты победителям.

 

 

 

 

Оставить комментарий: