a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Нетрадиционные дидактические игры с использованием блоков Дьенеша.

Автор: Чипчина Ирина Александровна Опубликовано: 2025-05-05 08:11:57

Документы для скачивания

Тема: «Нетрадиционные дидактические игры с использованием блоков Дьенеша. »  Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование  универсальных предпосылок учебной деятельности.   И, действительно, в современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией» любого человека.               Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвижение в основном избранном деле. На первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат( познавательной, речевой, художественно – эстетической  или др. ) .   Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим темпом. У каждого ребёнка существует круг дел, с которыми он справляется сам, за пределами этого круга- дела, которые доступны для него только при участии взрослого или недоступны вообще. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально- мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения. Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его: Думают( анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают) ; Удивляются( радуются успехам и достижениям, новизне) ; Фантазируют( предвосхищают, создают самостоятельные новые образы) . Достигают( целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата) ; Одной из универсальных современных  педагогических технологий  является использование блоков Дьенеша. Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика»- Золтан Дьенеш. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками( методе моделирования) .   Золтан   Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игру,  которую поместил в небольшую коробку. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей  страны. Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач: Образовательные: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах; накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине; совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации; формирование основ алгоритмического мышления. Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей; Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности. Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни.   Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними.  После такой адаптации можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы( понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе( младшая группа) ребята оперируют только одним свойством( например, цвет) , на следующем же( в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями. Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях( ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно( подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики) , но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи. Значение игр с блоками Дьенеша в педагогическом процессе ДОУ Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы( круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная) , 3 цвета( красный, жёлтый и синий) , 2 размера( большой и маленький) и 2 варианта толщины( толстые и тонкие предметы) . Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством. Достоинства и недостатки методики Дьенеша Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований.   Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий. Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки. Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений.   Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации. Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию( при том, что российская педагогика признала методику очень эффективной не только для развития интеллекта, но и творческой личности дошкольника) . В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие: недостаточное цветовое разнообразие; некорректное понятие толщины( ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные) ; детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков; в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша. Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач: Образовательные: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах; накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине; совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации; формирование основ алгоритмического мышления. Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей; Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности. Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни.   Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними.  После такой адаптации можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы( понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе( младшая группа) ребята оперируют только одним свойством( например, цвет) , на следующем же( в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями. В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности: Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других( абстрагировать) . Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам. Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения. Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов. Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх. Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний.   Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным. И так, откроем коробку. Игровой    материал представляет собой  набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. Формой  - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. Цветом- красные, желтые, синие; 3. Размером  - б ольшие и маленькие; 4. Толщиной- т олстые и тонкие. И что?  Если будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник, это маленький синий круг».  Просто и скучно? Согласитесь. Именно поэтому, было предложено огромное количество игр и занятий  с блоками Дьенеша.  Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной методике. Мы  хотим показать, как это интересно.  Наша цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то мы уверены, коробка с блоками пылиться на  полках  у вас не будет! Хочется  поделиться играми, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игре. 1. Игры с сортерами, вкладышами В отверстия дети должны, ориентируясь на свойствах предметов подобрать нужные фигуры. Изначально только отталкиваясь от одного свойства и далее задачи усложняются)   Найди такой же  ( ребенку задают вопросы на свойства фигуры постепенно усложняя задания, в данной игре для заинтересованности ребенка можно вводить различные персонажи. Например у зайки красный квадрат, найди ему такой же. Постепенно свойства добавляются и задания усложняются) . М ожно вводить свойства на отрицание, то есть «не такой же». Найди такой же, но маленький и так далее. - Волшебный мешочек( в мешочек или же сундучок помещаются блоки и ребенок вытаскивает любой из них при этом он должен описать по всем свойствам ту фигуру, которую выбрал) Например: красный квадрат, маленький, толстый, желтый треугольник, он тонкий и большой…. Можно вводить игры- задачи на формирование логического мышления-   «Домики». Ребенку предлагается расселить фигуры в пустые окошки( спрятать знаки вопроса) Дидактическая игра «Рассели жильцов»   Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.   Материал: набор логических блоков Дьенеша, «домик для блоков».   Ход игры.   В группе детского сада жили – были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.   И дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.   Дидактическая игра « Цепочка»  Цель: анализирует, выделяет свойства фигур, находит фигуру по заданному признаку.   Материал: набор логических блоков Дьенеша.   Ход игры.   От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:  - чтобы рядом не было фигур одинаковой формы( цвета, размера, толщины) ;  - чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур( по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п. ) ;  - чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;  - чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы( одинакового размера, но разного цвета) .   Дидактическая игра « Поможем Золушке»  Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.   Материал: набор логических блоков Дьенеша.   Ход игры.  - Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила – была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.   Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;   Тыквы( желтые блоки) разместить на втором этаже;   Баклажаны( синие блоки) положить на полках третьего этажа.   Усложнение игры:  - Разложить овощи с указанием их размера.   Дидактическая игра «Украсим елку бусами»  Цель: выявляет и абстрагирует свойства предмета. «Читает схему».   Материал: изображение елки, 15 карточек с символами, набор логических блоков Дьенеша.   Ход игры.   Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус( счет начинаем с верхушки елки) . Повесим первый ряд бус( карточки с цифрой 1) . Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.   Дидактическая игра «Клад»  Цель: классифицирует по признаку( цвет – цвет) , выполняет игровое действие в соответствии с выделенным признаком.   Материал: набор логических блоков Дьенеша.   Ход игры.   Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, по одним из них прячем «клад»( монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п. ) . Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет». «Клад под синим блоком? »- «Нет». «Клад под красным блоком»- «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.   Затем в эту игру дети могут играть сами, соревнуясь в нахождении клада.   Дидактическая игра «Один обруч»  Цель: умеет разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».   Материал: обруч, набор логических блоков Дьенеша.   Ход игры.   Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры( и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? ( Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры») . При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.   Дидактическая игра « Угощение для медвежат»  Цель: обобщает свойства предметов, называет их. Использует карточки – символы. Подбирает предмет в соответствии с карточкой, обосновывает в речи свой выбор.   Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками – символами, набор логических блоков Дьенеша.   Ход игры.   В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать. Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки и логические фигуры.   Давайте угостим медвежат.   Угощают девочки. Печенье в левой руке и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», а правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное( не круглое)   А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме.   Цвету и размеру, форме и размеру и т. д.   Дидактическая игра «Художники»  Цель: анализирует и сравнивает свойства предмета, использует их в творческой деятельности.   Материал: «эскизы картин»- лист большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор логических блоков Дьенеша.   Ход игры  . Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена( контур детали) – выбирается тонкий блок, если деталь окрашена – толстый блок. Так, например, к Эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: « головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам. Дидактическая игра «Домино» Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. Материал: Блоки Дьенеша. В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно( но не более 4х) . Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера( цвета, формы) . Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы( цвета и размера) . Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины. Дидактическая игра «Лабиринт»  Цель: «читает» карточки – символы. Выбирает необходимый блок из нескольких.   Материал: «лабиринт»- стрелки из плотной бумаги, набор логических блоков Дьенеша, карточки с кодами геометрических фигур( цвет, форма, размер) .   Ход игры.   На полу расположен «лабиринт», в конце которого стоит «домик», где лежат любимые игрушки детей( призы) . Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигаться по направлению, которое указывают стрелочки и брать только те блоки, которые описаны знаками на карточках. Из нескольких фигур выбирается одна.   Усложнение игры: карточки с кодами геометрических фигур( цвет, форма, размер, толщина) .   Л огические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр( дидактических, сюжетно- ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Причём, практиковать такую работу можно уже с младшего дошкольного возраста. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.

Оставить комментарий: