Рабочая программа
Документы для скачивания
Приложение №1
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Заведующий МКДОУ - детский
«_____» _____________ 20___ г сад «Березка» с. Рыбное
____________ М.Х.Андриянова
Рабочая программа
Первой младшей группы
составлена по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой
на 2014 -2015 учебный год
Воспитатели: Утрясова С.А.
2014
Содержание
Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………………………….2
Содержательный раздел
- Физическое развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности…………………………………4
- Социально – коммуникативное развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности………………………………………………………………………41
- Познавательное развитие. Речевое развитие. (интеграция). Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности……………………………………………………………………..61
- Художественно-эстетическое развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности………………………………………………………………………78
Организационный раздел
- Проектирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулках. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Приложение………………...91
- Коррекционная работа. Работа с родителями………………………………….121
- Целевые ориентиры освоения программы……………………………………..123
- Учебно-методическое сопровождение………………………………………...126
- Список литературы……………………………………………………………..128
Пояснительная записка
Целью проекта рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для реализации основных направлений проекта рабочей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
Проект рабочей программы предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет.
Содержание пяти образовательных областей распределено по основным направлениям: «Физическое развитие» («Здоровье», «Физическая культура»); «Социально – коммуникативное развитие» («Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательное развитие» - («Окружающий мир», «Формирование элементарных математических представлений» « Речевое развитие»(«Коммуникация», «Развитие детской речи», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»). По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В проекте рабочей программе представлен план организации деятельности детей на прогулке.
Режим дня в дошкольного образовательного учреждения
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режимднясоответствуетвозрастнымособенностямдетейстаршейгруппы испособствуетихгармоничномуразвитию.Максимальнаяпродолжительностьнепрерывногободрствованиядетей2-3летсоставляет5,5-6часов.
Режим дня первой младшей группы на холодный период
2013-2014 учебный год
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей |
|
Подготовка к завтраку, завтрак |
|
Подготовка НОД |
|
НОД, игры |
|
Подготовка к прогулке |
|
Прогулка, возвращение с прогулки |
|
Подготовка к обеду, обед |
|
Подготовка ко сну, дневной сон |
|
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
|
Полдник |
|
Игры, самостоятельность деятельность детей |
|
Подготовка к прогулке, прогулка |
|
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину |
|
Ужин |
|
Игры, уход детей домой |
18.40-19.30 |
Режим дня первой младшей группы на летний период
2013-2014 учебный год
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей |
|
Подготовка к завтраку, завтрак |
|
Игра, подготовка к прогулке, выход |
|
НОД на прогулке |
|
Игры, наблюдение |
|
Возвращение с прогулки, водные процедуры |
|
Подготовка к обеду, обед |
|
Подготовка ко сну, дневной сон |
|
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, закаливание |
|
Полдник |
|
Игры, самостоятельность деятельность детей |
|
Подготовка к прогулке, прогулка |
|
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину |
|
Ужин |
|
Игры, уход детей домой |
18.40-19.30 |
Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит еще сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления «Здоровье» и «Физическая культура», содержание которых направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Эти цели достигаются через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании[1].
К концу года дети первой младшей группы должны уметь:
• самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
- проявлять навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых);
- при небольшой помощи взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, салфеткой, расческой, горшком);
• самостоятельно есть;
• ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;
• прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед;
• брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч;
• ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу[2].
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
№ Взросло-детской деятельности (занятия) |
Содержание образовательной деятельности (виды интегративной деятельности направлений «Физическая культура» и «Здоровье») |
|||||
Физическая культура |
Здоровье |
|||||
1 |
2 |
3 |
||||
Целевые ориентиры развития ребенка: владеет соответствующими возрасту основными движениями, самостоятельно и при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками обслуживания, принимает участие в подвижных, сюжетных играх; проявляет интерес к окружающему миру природы; принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании); проявляет активность при выполнении простейших танцевальных движений, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту сказки, музыкальные произведения; соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; сооружает элементарные постройки. Программные задачи: учить ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед; брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч, ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу; учить самостоятельно есть, одеваться и раздеваться в определенной последовательности; формировать навыки опрятности, умение пользоваться индивидуальными предметами (платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком); формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх, при использовании спортивного инвентаря; создавать условия для развития нравственных качеств, активизировать мышление детей, поощрять речевую активность в процессе двигательной активности, привлекать внимание к эстетической стороне элементарных физкультурных предметов (флажки, кубики, палочки и т. д.); развивать ритмику движений под музыкальное сопровождение. |
||||||
Сентябрь |
||||||
1-я неделя |
||||||
1 |
||||||
2
|
(воспитатель предлагает детям показать колобку, где у них глазки, ушки, носик, язычок и т. д.). 4. Игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», «Причешем куклу», «Накормим куклу», «Кукла заболела». 5. Изобразительная деятельность «Украсим носовой платочек» (воспитатель объясняет детям назначение носового платка, предлагает украсить платки (квадратные листы бумаги) узором)
|
|||||
3 |
||||||
2-я неделя |
||||||
4 |
|
|||||
5 |
||||||
6 |
||||||
3-я неделя |
||||||
7 |
|
|||||
8 |
||||||
9 |
||||||
4-я неделя |
||||||
10 |
||||||
11 |
||||||
12 |
||||||
Октябрь |
||||||
1-я неделя |
||||||
1 |
|
|||||
2 |
||||||
3 |
||||||
2-я неделя |
||||||
4 |
|
|||||
5 |
||||||
6 |
||||||
3-я неделя |
||||||
7 |
|
|||||
8 |
||||||
9 |
||||||
4-я неделя |
||||||
10 |
|
|||||
11 |
||||||
12 |
Ноябрь |
||||
1-я неделя |
||||
1 |
территории детского сада «Наблюдение за птицами». тью рук после рисования, лепки, перед едой, насухо вытирать лицо и руки лич- ным полотенцем. Нескучаюшки-подружки Днем и ночью вместе. Если делают ватрушки - Обе будут в тесте! (Руки.) сти «Вот помощники мои, их как хочешь по- верни...» |
|||
2 |
налу педагога и под его руководством меняются флажками друг с другом (красный на желтый, желтый на красный)). |
|||
3 |
|
|||
2-я неделя |
||||
4 |
держать ложку во время еды. «Как беречь наши руки?». (дети следят глазами за предметом). водой. народной потешки «Идет коза рогатая...». ка под музыкальную ком- позицию «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Мак- шанцевой |
|||
5 |
ство: у кого одна шишка, а у кого - много). |
|||
6 |
нях и коленях.
|
|||
3-я неделя |
||||
7 |
кель). длинный»). |
действий по подражанию «Где же наши ручки?». ние «Часики». «Потягушки-потягу- шеньки». тушки» (детям предлага- ется подуть на вертушки или подставить их ветру). раздевания (при неболь- шой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь). об организации двига- тельной активности де- тей. рядку |
||
8 |
через ручейки»). |
|||
9 |
|
|||
4-я неделя |
||||
10 |
2. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» (ознакомление с сезонной (зимней) одеждой на примере куклы). |
|||
11 |
|
|||
12 |
|
|
||
Декабрь |
||||
1-я неделя |
||||
1 |
|
|||
2 |
||||
3 |
|
|||
2-я неделя |
||||
4 |
|
|||
5 |
||||
6 |
|
|||
3-я неделя |
||||
7 |
4. Игра на прогулке с природным материалом (шишками, желудями, крупными семенами растений и т. д.).
|
|||
8 |
||||
9 |
|
|||
4-я неделя |
||||
10 |
|
|
||
11 |
|
|||
12 |
|
|||
Январь |
||||
1-я неделя |
||||
1 |
|
|||
2
|
||||
3 |
|
|||
2-я неделя |
||||
4 |
|
|||
5 |
|
|||
6 |
|
|||
3-я неделя |
||||
7 |
|
|||
8 |
||||
9 |
|
|||
4-я неделя |
||||
10 |
|
|||
11 |
||||
12 |
||||
Февраль |
||||
1-я неделя |
||||
1 |
(педагог показывает детям иллюстрации с изображением детей, нарушающих правила здоровьесбереже-ния, предлагает детям расказать об изображенном, объясняет, что следует делать, чтобы не навредить своему здоровью) |
|||
2 |
||||
3 |
|
|||
2-я неделя |
||||
4 |
выполняют простейшие движения по показу педагога). |
|||
5 |
||||
6 |
|
|||
3-я неделя |
||||
7 |
|
5. Исполнение музыкально-ритмических движений под плясовую песенку «Уж я топну ногой...» |
||
8 |
|
|||
9 |
|
|||
4-я неделя |
||||
10 |
|
|
||
11 |
|
|||
12 |
|
|||
Март |
||||
1-я неделя |
||||
1 |
|
(прокатывание мяча в пи- рамиду из двух кубиков, построенную детьми под руководством педагога). рующим дорожкам. лей по организации дви- гательной активности де- тей дома. детского сада. после сна. «В какие игры играют на улице?» (педагог показы- вает детям инвентарь для прогулок и предлагает рас- сказать, как можно играть с этими предметами). «Птички в гнездышках», «Мыши и кот», «Трам- вай» |
||
2 |
|
|||
3 |
|
|||
2-я неделя |
||||
4 |
ния «Паровозик», «Ба- бочки». кеглю». коврикам. ше предметов»(перене- сти кубики на свой стул). дителей «Меры предо- сторожности при ОРЗ». разной величины, высо- ты; под палку, положен- ную на спинки двух стульев. территории детского сада с преодолением препят- ствий: перешагивание ямок, огибание луж, ходьба по бровкам. массажерами |
|||
5 |
||||
6 |
3-я неделя |
||||
7
|
«Что мы надеваем на но- ги?» (детям предлагается найти среди картинок с изображением разных предметов обувь). дупреждения плоскосто- пия «Дорожки» (дети хо- дят босиком по специаль- ным дорожкам: на одной пришиты карандаши, на второй — пробки от пла- стиковых бутылок, на третьей - квадратами вшитый горох). свои ноги». говариванием русской народной потешки «Еду, еду к бабе, к деду...». ния «Надуем шарик», «Гуси шипят», «Насос» |
|||
8 |
патенко) |
|||
9 |
В. Герчик).
|
|||
4-я неделя |
||||
10 |
|
|
||
11 |
||||
12 |
|
|||
Апрель |
||||
1-я неделя |
||||
1 |
|
|||
2 |
|
|||
3 |
|
|||
2-я неделя |
||||
4 |
|
|||
5 |
|
|||
6 |
|
|||
3-я неделя |
||||
7 |
ний для пальцев: «Кулач- ки», «Встряхивание», «Пальчики здороваются», «Массаж пальцев», «Счет пальцев». «Зачем нужны ноги?». «Чудесный мешочек». пляшут». пание куклы Кати». ка: «Непослушный язы- чок» (покусать язык), «Вкусное варенье» (обли- зать широким языком верхнюю губу). ческой стенке (4-6 ступе- ней), бросание и ловля большого и малого мячей (уточнить у детей вели- чину мячей, какой мяч удобнее держать в руках) |
|||
8 |
||||
9 |
На скамейке у окошка Кошка, глазки открывай, Улеглась и дремлет кошка. День зарядкой начинай.
|
|||
4-я неделя |
||||
10 |
|
территории детского сада «Что делают птицы и на- секомые весной».
|
||
11 |
|
|||
12 |
|
|||
Май |
||||
1-я неделя |
||||
1 |
|
|
||
2 |
ыкание и смыкание при построении обычным шагом.
|
|||
3 |
|
|||
2-я неделя |
||||
4 |
5 Подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см). |
|
||
5 |
||||
6 |
|
|||
3-я неделя |
||||
7 |
|
(педагог показывает предметы для работы повара, няни, дворника, парикмахера; дети называют предметы и говорят, кому они принадлежат) |
||
8 |
||||
9 |
||||
4-я неделя |
||||
10 |
4. Выполнение упражнений для предупреждения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба по палке, перекатывание левой и правой стопой поочередно теннисного мячика. |
|||
11 |
|
|||
12 |
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задачи социально - коммуникативного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Среди показателей социально-коммуникативного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.
Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной.
Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» включает в себя направления: «Социализация», «Труд», «Безопасность», содержание которых направлено на формирование положительного отношения к труду, развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие. Эти целидостигаются через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
К концу года дети первой младшей группы могут:
• играть рядом, не мешая друг другу, подражать действиям сверстников;
- эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;
- самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект;
• использовать в игре замещение недостающего предмета;
• общаться в диалоге с воспитателем;
• в самостоятельной игре сопровождать речью свои действия;
• следить за действиями героев кукольного театра;
• выполнять простейшие трудовые действия (с помощью педагогов);
• наблюдать за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы;
• соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;
• соблюдать элементарные правила взаимодействия с растениями и животными[3].
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Содержание образовательной деятельности (виды интегративной деятельности направлений «Социализация», «Труд» и «Безопасность») |
|||||
Социализация |
Труд |
Безопасность |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
Целевые ориентиры развития ребенка : проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные, музыкальные произведения; самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания, принимает участие в играх разного вида, в продуктивной деятельности, пользуется индивидуальными предметами, соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; с интересом слушает рассказы воспитателя, рассматривает картинки, иллюстрации; имеет первичное представление об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и соблюдает их, выполняет простейшие поручения взрослого[4]. Программные задачи: побуждать играть рядом со сверстниками, не мешая им, принимать игровую задачу, самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действия с объекта на объект, использовать в игре замещение недостающего предмета; формировать навыки общения в диалоге с воспитателем, в игре; учить следить за действиями героев кукольного театра, выполнять простейшие трудовые действия (с помощью педагогов), наблюдать за трудовыми процессами взрослого в уголке природы; учить элементарным правилам поведения в детском саду, правилам взаимодействия с растениями и животными, правилам дорожного движения, способствовать их соблюдению. |
|||||
Сентябрь |
|||||
1-я неделя |
|||||
о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вреда, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда). |
|||||
вытирают пыль с листочков, поливают цветы из лейки. |
|||||
2-я неделя |
|||||
|
3-я неделя |
|||
им вреда, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда). |
|||
4-я неделя |
|||
|
|