Консультация "Развитие логического мышления"
Документы для скачивания
Здравствуйте, уважаемые родители! Логическое мышление – залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления. И сегодня я бы хотела поговорить с вами о развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Как показывают последние исследования детских психологов, в развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно- действенного мышления к наглядно- образному. И нам, педагогам и родителям, нужно научить ребёнка- дошкольника свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификацией предметов и явлений. И самым главным помощником в этой ситуации являются логические и математические игры. Предлагаю вашему вниманию самые простые игры, в которые можно играть практически в любом месте и в любое время суток. Вы сможете играть в эти игры в машине и на улице, дома и в парке. Первая игра, в которую можно играть даже с самыми маленькими детьми, называется «Закончи высказывание». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен будет его закончить. К примеру, вы начинаете: «На улице шел дождь, поэтому на асфальте…». Ребенок должен продолжить это предложение. Вторая игра чем- то схожа с первой. Она построена на угадывании. Вы загадываете что- нибудь, а ребенок начинает задавать вопросы. Ответы на них должны быть односложными – «да» или «нет». После нескольких загадок поменяйтесь с ребенком местами: теперь он должен загадать предмет, а вы при помощи наводящих вопросов должны угадать. Дома можно уделить больше внимания логическим играм, которые легко сделать своими руками. Для этого нам понадобится белый лист бумаги, цветной картон, ножницы, клей, линейка, простой карандаш и чёрный фломастер или маркер. Сначала нам нужно разчертить белый лист бумаги на ячейки. Нужно чтобы по вертикале было 5 столбцов и по горизонтали в каждом ряду по 5 ячеек. Верхнем ряду мы нарисуем стрелки в разных направления, таким образом. Теперь в первом столбце по вертикале, нам нужно приклеить по 4 кружочка разного цвета, которые мы вырезаем из цветного картона. И составляем различные комбинации до конца ряда. Далее из цветного картона вырезаем рыбок, соответствующие цветам кружочков. Задача ребёнка расположить рыбок с учётом цветового порядка, а так же направлению стрелок. Вот такая игра на логическое мышление у нас получилась. Также очень полезно и занимательно решать логические задачи. 1. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует? 2. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики? Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка : Висит груша, нельзя скушать? ( лампочка) . Зимой и летом одним цветом? ( ёлка) . Логические игры. «Назови одним словом» Для детей старшего возраста даётся обобщающее слово, предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт- . , птицы- . «Классификация». Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими. «Найди лишнее слово». Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является" лишним" . Примеры: храбрый, злой, смелый, отважный; яблоко, слива, огурец, груша; молоко, творог, сметана, хлеб; час, минута, лето, секунда; ложка, тарелка, кастрюля, сумка; платье, свитер, шапка, рубашка и т. д. «Отгадывание небылиц». Взрослый рассказывает о чем- то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: «Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера- иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из- за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: " Ку- ка- ре- ку! " - и рога уже наставила. Я испугался и убежал»; «Исправь ошибку». Муха – ползает, змея – летает; пироги – варят, суп – пекут; собака мяукает, а кошка лает и т. д. Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша», судоку, головоломки «Пентамино», «Танграм», игры крестики- нолики, морской бой, шахматы, шашки, уголки и нарды. Основная цель – размышления, мыслительный поиск, сам процесс мышления. Получайте от него удовольствие. Не требуйте мыслительных действий только от ребёнка. Активно включайтесь сами, озвучивайте свой процесс рассуждения, радуйтесь необычным находкам – и своим, и своего ребёнка. Я надеюсь, что консультация была полезна для вас, и вы обязательно подберете игры, в которые будет полезно и интересно играть с ребенком.