Консультация для родителей "Критерии готовности ребенка к школьному обучению"
Документы для скачивания
Школьная готовность – это системное образование, включающего в себя физиологический и психологический аспекты.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по стандартным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития, так как последний является фундаментом школьной успеваемости.
Психологическая готовность к школе отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности и готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.
В процессе обучения ребенок развивается, при этом изменяется и исходный уровень готовности к учению. Содержание и структура стартовой готовности к систематическому школьному обучению определяются особенностями учебной деятельности и содержанием обучения в первом классе школы.
Чтобы понять, насколько готов ваш ребенок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе. Эти качества можно представить следующим образом:
- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, письма, счета;
- физическая ловкость;
- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
- организованность, аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.
Значит ли это, что только дети, обладающие всеми этими качествами, могут успешно учиться в первом классе. Разумеется, нет. Более того, как известно, продолжениями наших достоинств являются наши недостатки: любознательный ребенок легко откликается на все новое, но очень не любит «повторения» и неизбежных типовых упражнений; дружелюбный ребенок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т.д. Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учебы в дальнейшем. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребенок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самое благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребенка нужные положительные качества.
Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен научиться понимать учебную задачу, т.е. способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
В последний год пред школой нужно постараться преодолеть все недостатки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребенок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли он внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.