Долгосрочный проект "Развиваемся, играя"
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное у чреждение Мысковского городского округа детский сад № 4 «Уголек» Развиваемся, играя Долгосрочный проект Автор: Холобокова А. А. Мыски 2024- 20 25 Содержание 1. Актуальность …………………………………… …………………. . . ………. . 3 2. Цель проекта ……………………………………… …………………. . . ……. . 3 3. Задачи проекта ……………………………………… …………………. . . …… 4 4. Участники проекта …………………………………… …………………. . . …. 4 5. Сроки реализации проекта………………………… …………………. . ……. 4 6. Тип проекта ………………………………………… …………………. . . ……. 4 7. Подготовка проекта ……………………………… …………………. . ……… 4 8. Мероприятия проекта …………………………………… …………………. . . 5 9. Этапы р еализации проекта …………………………… …………………. . … 5 10. Формы предъявления результатов проекта ………… …………………. . …. 5 11. Предполагаемые р езультаты деятельности проекта… …………………. . . . . 6 12. Планирование и орг а низация деятельности проекта … …………………. . . 6 13. Анализ результатов проекта …………………… ………………………. . . . . 8 14. Список литературы ………………………………… …………………. . . …. 9 15. Приложение 1 ……………………………………… …………………. . . …. 9 16. Приложение 2 ……………………………………… …………………. . …. . 15 17. При ложение 3 ……………………………………… …………………. . …. . . 18 Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. А. П. Чехов Актуальность Первые три года жизни рассматриваются как чрезвычайно важный и ответственный этап в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, речевых и двигательных навыков. Общеизвестно, что раннее детство – это возраст, когда происходит закладка основ здоровья и характера человека; особый период становления всех органов и систем ребенка. Поэтому крайне важно создать ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития, независимо от того, где происходит этот период детства – в семье или в детском саду. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся активность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Благодаря играм у ребёнка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему миру, а также развивается, учится и взрослеет. Данную тему проекта счита ю актуальной, так как значение игр для детей раннего возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребёнка. 2. Цель проекта: Развитие основны х навыков детей посредством игр. 3. Задачи проекта: - Укрепление физического и психического здоровья детей, развитие их познавательной и эмоциональной сферы, речевых навыков в соответствии с возрастом и учёт ом индивидуальных возможностей. - Создание условий для развития речи детей. - Создание условий для сенсорных эталонов. - Развитие подвижности артикуляционного аппарата, слухового внимания, мелкой моторики у детей. - Повышение уровня психолого- педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребёнка. - Формирование у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками по средствам игры. - Создание благоприятной обстановки для освоения игрового пространства, творческ ой и мыслительной деятельности. - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, жел ания дружить, общаться, играть. - Формирование умения играть в игры различного вида индивидуально, небольшими группами и коллективно, уметь договариваться 4. Участники проекта: Дети раннего возраста( 2- 3) лет, воспитатели, родители. 5. Сроки реализации проекта: долгосрочный с ноября 2024 по май 2025. 6. Тип проекта: Смешанный( информационный, игровой, творческий, развивающий) . 7. Подготовка проекта: - Определение темы познавательного проекта: Закрепление представлений детей об основных цветах спектра, о названиях предметов и действий. - Рассматривание серии картинок в соответствии с возрастом: ( домашние животные и их детеныши; овощи; фрукты; транспорт; геометрические фигуры; семья, и др. ) . - Сформулировать проблемные вопросы совместно с детьми: Кто это? – «Кошка»; Что это? – «Мяч»; - Подбор художественной литературы( сказки, стихи, загадки, пальчиковые игры) , подвижных игр, игр- упражнений, дидактических игр. 8. Мероприятия проекта: - Участие в муниципальном конкурсе по РППС « Многофункциональное пособие, направленное на решение задач по сенсорному и речевому развитию детей раннего возраста»- Создание дидактических игр совместно с семьями воспитанников. - Оформление родительского уголка по сенсорному и речевому развитию воспитанников. 9. Этапы реализации проекта: 1- подготовительный. Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта. 2- основной. Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта. 3- заключительный. Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов п роекта. Выступление на педсовете по обмену опытом « Развиваемся, играя » долгосрочный проект для детей раннего возраста. 10. Формы предъявления результатов: - Оформление дидактической игры семьи Зяблицк ого Семена- «Разноцветные чайни ки ». - Оформление дидактической игры семьи Синельщиковой Анастасии- « Разноцветные чашки ». - Оформление дидактической игры семьи Кунгурцева Захара- « Геометрический фигуры ». - Создание многофункционального пособия «Занимательный конструктор»- воспитатель Холобокова Алена Александровна. - Дополнение в группе дидактических игр по речевому и сенсорному развитию. - Проект, выст упление на педсовете по обмену опытом « Развиваемся, играя» для детей раннего возраста. 11. Предполагаемые результаты проекта: - Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста; - Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов; - Группировать предметы по заданному признаку; - Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве; - Родители могут получить необходимые психолого- педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию. - Развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка; повышение интереса детей к познавательной деятельности; - С формируется умение узнавать и называть предметы и называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках. 12. Планирование и организация деятельности проекта: Работа с детьми: Образовательной область «Познавательное развитие»: Игры с водой( резиновые игрушки, « Пускаем разноцветные бумажные кораблики »( синий, желтый, красный, зеленый) . Настольные игры: « Мозаика », « Разрезные картинки, состоящие из 2- х; 4- х; 6- ти частей», Д/ и: «Чудесный мешочек»; «Последовательность событий действий»; «Пирамидки»; «Вкладыши». Рассматривание картины: « Дети играют». Игровые ситуации: « Из чего сделаны наши игрушки »; « Какие бывают игрушки ». Игровое упражнение: « Большие и маленькие », «Какой формы». Беседы на темы: « Моя любимая игрушка »; « Такие разные игрушки ». Образовательная область: «Речевое развитие». Бродского «Солнечный зайчик», Островского Ю. «Догони зайчика»”, Чтение В. Сутеев «Кораблик», Г. Цыферов «Пароходик», чтение сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок », «Заюшкина избушка», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др. Образовательной область «Художественно- эстетическое развитие» Рисование: «Нарисуем лучики»; «Яблоко»; «Большой и маленький шар»; «Неваляшка танцует» и др. Лепка( аппликация) : «Воздушные шарики»; «Вот какие у нас листочки»; «Вот какая неваляшка» и др. Образовательная область «Физическ ое развитие » Физминутки: «Зайка»; «Самолет»; « Мы любимые игрушки ». Подвижные игры: « Перебрось игрушки »; « Каждому игрушку »; « Поезд »; « Автомобил ь»; «У медведя во бору»; «Воробушки и автомобиль»; «Волк и зайцы»; «Лиса и цыплята». Образовательная область « Социально- коммуникативное развитие »- Беседы: " Что я знаю о берёзе" , " Берёза строить и жить помогает" . - Проведени е фольклорного празд ника «Праздник русской березки». Работа с родителями: - анкетирование по теме: « Сенсорное развитие »- анкетирование по теме: «Речевое развитие»- совместная деятельность родителя и ребенка, «Методические рекомендации для родителей по организации совместной деятельности », фотоотчет; - стендовые консультации по данной теме. - изготовление дидактических игр в уголок сенсорного и речевого развития. - Рассказать родителям об особенностях речевого и сенсорного развития детей. - Изготовление вместе с детьми различных поделок. - Открытое занятие «Разноцветные фигуры»- Мастер- класс «Занимательный конструктор»- «Сказки». - Подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошедший год» 13. Анализ результатов проекта: Во время реализации данного проекта приняли участие дети первой младшей группы № 2 «Веселые утята», так же приняли участие родители и педагог. Реализация данн ого проекта поз волила дополнить в группе уголок «Сенсорного и речевого развития». Данный проект спос обствовал развитию творческого, познавательного, речевого, мышления детей раннего возраста, умения приобретать знания из различных источников. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут показать и даже ответить на вопрос: «Что это? »; «Кто это»; «Какого цвета? ». Дети научились разговаривать, отвечать на вопросы. В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено: 1. Повышение уровня развития сенсорного и речевого у детей. Литература 1. Развитие игровой деятельности" ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Губанова Н. Ф. «Мозаика- Синтез, 2014, 128 ст. » 2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г. 3. А. Барто «Игрушки» 2000г. 4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г. 5. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У- Фактория, 2004г. 6. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно- методическое пособие/ составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г. 7. Воспитание детей в игре. / под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г. 8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г. Приложение 1 Открытое занятие « Разноцветные фигуры » Цель: Формирование восприятия цвета, формы. Упражнение в выполнение заданий воспитателя( " сделайте так- то" , рассчитанных на понимание речи и ее активизацию. Задачи: Учить группировать предметы по одному из признаков( форме, цвету) . Закреплять знания о цвете. Развивать память, мышление, речь, внимание. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания. Воспитывать внимательность, умение слушать воспитателя. Воспитывать отзывчивость, желание помочь. Ход занятия: Воспитатель: Ребятки, давайте друг другу улыбнемся и скажем «Здравствуйте». ( Вдалеке звучит песня колобка – помощник включает фонограмму) Воспитатель: Тсс! Ребята, слышите, к нам кто- то спешит? Скорее садитесь на стульчики, будем ждать гостя. ( Дети садятся на стулья) ( Заходит помощник, держа в руках игрушку «Колобок». Воспитатель берёт колобка. ) ( Колобок обращается к детям) Колобок: Здравствуйте, друзья! А вы знаете, кто я? Дети: Да! Колобок! Колобок: Дети, я вам принёс мешочек с фигурами, но они у меня все перемешались. ( воспитатель ставит игрушку «Колобок» на полку) Воспитатель: У Колобка в мешке есть вот такие фигуры( достать шарик) . Что это ребята? Дети: Шарик. Воспитатель: А какой он формы? Дети: Круглый. ( Спросить индивидуально нескольких детей. Что это? Какой формы) ( После ответов детей достать кубик со словами) Воспитатель: А ещё в мешке у колобка есть вот такие фигуры. Что это? Дети: Кубик. Воспитатель: А какой он формы? Дети: Квадратный. ( Спросить индивидуально несколько детей. Что это? Какой формы) Воспитатель: Сейчас я раздам вам каждому по фигуре, и мы с вами поиграем, хотите? Дети: Да! ( Воспитатель раздаёт детям фигуры из мешка. ) Воспитатель: Рассмотрите внимательно фигуры в своих руках. ( Дети рассматривают фигуры) Воспитатель: Покажите мне КУБИКИ! ( Дети протягивают руки с кубиками. ) Воспитатель: Молодцы! Воспитатель: А теперь покажите мне ШАРИКИ! ( Дети протягивают руки с шариками) Воспитатели: Правильно! Воспитатель: а теперь покажите мне ШАРИКИ! ( Дети протягивают руки с шариками) Воспитатель: Всё верно! Воспитатель: а теперь покажите мне КУБИКИ! ( Дети протягивают руки с кубиками. ) Воспитатель: Правильно! ( На ковёр ставятся две коробки: круглой и квадратной формы) ( Воспитатель берёт «Колобка» и обращается от его имени к детям) Колобок: Дети, помогите мне разложить фигуры по домикам. Шарики у нас круглые, и мы их положим в какую коробку? ( Показывает круглую коробку) Дети: В круглую! ( Кладёт «Колобка» на полку) Воспитатель: Правильно. А кубики у нас какой формы? Дети: Квадратной. Воспитатель: И мы с вами положим в коробку какой формы? Дети: В квадратную! Воспитатель: Всё верно! А теперь пусть мальчики встанут и положат свои фигуры в коробки по форме. ( Мальчики раскладывают фигуры по коробкам) Воспитатель: Мальчики, садитесь, А теперь девочки встают и раскладывают фигуры по коробкам нужной формы. ( Девочки раскладывают фигуры по коробкам) Воспитатель: Давайте проверим, все ли фигуры лежат в своих коробках. ( Наклонить коробку, показать детям и задать вопрос с утвердительной интонацией «Правильно? » Если есть ошибки разобрать) Воспитатель: Вы очень хорошо справились с заданием! Фигуры вы знаете! Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! ( прыжки на месте. ) Наклонился правый бок. ( наклоны туловища влево- вправо. ) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки ( руки вверх. ) И дотянемся до тучки. Размяли ножки Присели на дорожку. Воспитатель: А теперь давайте поиграем в цвета. Посмотрите, какие у меня есть разноцветные домики для фигур. ( Показать коробки и спросить названия их цветов у всех и нескольких детей индивидуально, расставляя коробки на ковре) Воспитатель: Ребята, фигуры красного цвета мы будем класть в какой домик? ( Вопрос общий и 1- 2 индивидуально) Дети: В красный! Воспитатель: Правильно! Воспитатель: Ребята, фигуры синего цвета мы будем класть в какой домик? ( Вопрос общий и 1- 2 индивидуально) Дети: В синий! Воспитатель: Хорошо! Воспитатель: Ребята, фигуры зелёного цвета мы будем класть в какой домик? ( Вопрос общий и 1- 2 индивидуально) Дети: В зелёный! Воспитатель: Молодцы! Воспитатель: Ребята, фигуры жёлтого цвета мы будем класть в какой домик? ( Вопрос общий и 1- 2 индивидуально) Дети: В жёлтый! Воспитатель: Умнички! Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! И форму знаете, и цвета знаете! Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами показывали Колобку. Мы с вами раскладывали фигуры по форме. В круглую коробку мы что клали? Дети: Шарики! Воспитатель: А в квадратную коробку что клали? Дети: Кубики Воспитатель: А потом мы с вами наши фигуры раскладывали по цвету. ( Показать на стоящие цветные коробки) Воспитатель: Какого цвета были домики у наших фигур? Дети: Красного! Зелёного! Жёлтого! Синего! Воспитатель: Молодцы! ( Воспитатель берет «Колобка» в руки и обращается к нему) Воспитатель: Колобок, тебе понравилось наше занятие? Колобок: Очень понравилось! Воспитатель: А вам ребята понравилось наше занятие? Будем играть ещё в эту игру? Дети: Да, понравилось! Воспитатель: Ребята, давайте скажем Колобку «ДО СВИДАНИЯ! ». Приходи к нам ещё в гости, мы с ребятами будем тебя ждать! ( Колобок убирается в спальню) . Приложение 2 Многофункциональное пособие «Занимательный конструктор» Дидактическое пособие «Занимательный конструктор» является многофункциональным игровым пособием, направленное на решение задач по сенсорному и речевому развитию воспитанников раннего возраста. Данное пособие предназначено для детей от 2- х до 3- х лет. Цель: организация игровой и познавательной деятельности детей с использование «Занимательного конструктора» с целью формирования познавательного интереса и развитие речевой активности воспитанников. Использование данного дидактического пособия способствует решению следующих задач: Образовательные задачи: - продолжать учить детей вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданный вопрос, и отвечать на них. - обогащать и закреплять знания детей о величины предметов( большой- маленький) . - продолжать учить детей умению выделять основные цвета спектра, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам величину, цвет, форму. Развивающие задачи: - развивать слуховое и зрительное внимание, воображение, речь, наблюдательность, мыслительную активность. - развивать мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - воспитывать интерес к занятиям. - вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в дидактических играх. Дидактическое многофункциональное пособие представляет собой конструктор разного размера, и основных цветов спектра. На конструктор наклеены картинки состоящие из 2- 6 частей. Все картинки подобраны в соответствии с возрастом детей, представлены картинки из серии: «Домашние животные и их детеныши»; «Овощи»; «Фрукты»; «Ге ометрические фигуры»; «Игрушки»; «Сказки». Данное пособие имеет разные варианты игры: «Домашние животные и их детеныши»; «Большой- маленький»; «Геометрические фигуры»; « Сортировка предметов по цветам»; «Сказки». Вариант №1 «Домашние животные и их детеныши» Цель: развитие представление о домашних животных и их детенышах. Задачи: учить детей различать взрослого животного от детенышей и называть их. - учить детей звукоподражанию животных громко и тихо. Ребята посмотрите какой красивый разноцветный конструктор перед вами, давайте повторим цвета данного конструктора: красный, желтый, синий, зеленый. Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграет с вами, я разворачиваю детали конструктора и посмотрите к нам в гости пришли домашние животные и их детеныши. Показываем деталь конструктора, на которой изображена кошка, задаем вопрос, а это кто? – Кошка, правильно молодцы ребята! А как кошка говорит? –Мяу. А посмотрите, у нас еще маленькие детали конструктора, если мы соберем их у нас получится котенок, предлагаем детям сравнить величину большой кошки и маленького котенка, ребята, а сравните кошку и котенка, покажите кто большой? – Кошка, правильно! А кто маленький? –котенок, правильно! Молодцы ребята, Взрослая кошка говорит: - «Мяу» громко, а маленький котенок говорит: - «Мяу» тихо. Затем предлагаем детям самостоятельно разобрать- собрать животных состоящие из 2 и 6 частей конструктора. Вариант №2 «Большой- маленький» Цель: развитие представлений детей о величине предметов( большой- маленький) . Задачи: учить различать величину( большой- маленький) . - учить детей отвечать на вопросы, развивать умение выслушивать ответы других детей до конца. Здесь также, как и в 1 варианте мы сравниваем картинки из серии: «Игрушки», на примеры мы взяли пирамидку( большую и маленькую) , затем мы сравниваем пирамидки по величине и задаем вопрос, показывая большую пирамидку, а какая это пирамидка? Большая или маленькая? – Дети отвечают: «Большая», показывая маленькую задаем вопрос, а это какая? Большая или маленькая? –Дети отвечают: «Маленькая». А давайте посмотрим какие цвета у нашей пирамидки: Это? –красный, синий, зеленый, желтый. Правильно, молодцы! Вариант №3 «Геометрические фигуры» Цель: развитие представление о геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник) . Задачи: учить определять геометрические фигуры. - активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов. Мы развиваем представления о геометрических фигурах. Ребята посмотрите какого цвета конструктор? ( синий, красный, зеленый, желтый) . А теперь я разверну конструктор и мы увидим геометрические фигуры. Это треугольник, а какого он цвета? –Красный, правильно! Это квадрат, а какого он цвета? –Желтый, правильно! А это круг, какого он цвета? –Синий, правильно, молодцы ребята! А давайте я вам разберу фигуры, а вы попробуете их собрать. Все фигуры и конструктор одного цвета, например, если красный треугольник, картинка на красном конструкторе, состоящей из четырех частей. Вариант №4 «Сортировка предметов по цветам» Цель: развитие представление об основных цветах спектра( красный, синий, зеленый, желтый) . Задачи: развивать мелкую моторику рук. учить умению сортировать предметы по цветам. Мы также закрепляем основные цвета спектра( красный, синий, зеленый, желтый) , речь детей, умение отвечать на вопросы, и собирать картинки на конструкторе одинакового цвета. Собери картинки желтого цвета, зеленого, красного, синего. Каким цветом огурец? – Зеленый. Каким цветом помидор? – красный. Каким цветом лимон? – Желтый. Правильно, молодцы ребята! Вариант №5 «Сказки»( «Колобок, Репка») . Цель: развитие речи детей. Задачи: формировать интерес к устному народному творчеству. - учить детей узнавать на картинках диких животных, упражнять в звукоподражании. Принцип данного варианта игры, схож с предыдущими вариантами. - Ребята к нам в гости пришли наши любимые сказочные герои, посмотрите это конструктор желтого цвета, дети отвечают, - да, а если я его вам разверну? - вы узнали этого героя? – да, кто это? это- «Колобок»( отвечают дети) . - А, это конструктор какого цвета? – красный( отвечают дети) . Правильно! Затем поворачиваю конструктор красного цвета, ( на котором изображена бабушка) - спрашиваю у детей: - Это кто? дети отвечают – бабушка, и так на примере всех цветов. Подобные действия мы делаем и со сказочными героями сказки «Репка». Приложение 3 Сенсорное пособия в нашей группе Фото№1 Фото №2 Участие в муниципальном конкурсе Фото№3 Фото №4 Участие семей в реализации проекта Семья Кунгурцева Захара «Дидактическая игра «Половинки геометрических фигур» Цель: развитие представления у детей о геометрических фигурах( круг, квадрат) , об основных цветах спектра, умение составлять фигуру из двух частей. Фото №5 Фото№6 Семья Синельщиковой Анастасии «Дидактическая игра «Волшебные чашки» Цель: развитие представление о геометрической фигуре «квадрат», также развитие представления об основных цветах спектра. Фото№7 Фото№8 Семья Зяблицкого Семена «Дидактическая игра « Разноцветные чайники » Цель: развитие представление о геометрической фигуре « круг », также развитие представления об основных цветах спектра. Фото№9 Фото№10 Открытое занятие «Разноцветные фигуры» Фото№ 10 Фото № 11 Фото № 12 Мастер- класс «Занимательный конструктор «Сказки». Фото № 13 Фото № 14 Фото № 15 Сказка «Репка» Фото № 16 Сказка «Колобок» Фото № 17
- Открытое занятие "Разноцветные фигуры"
- Открытый урок в классе фортепиано "Работа над качеством звука в разнохарактерных пьесах"
- «Роль дидактической игры в семье и детском саду»
- Рекомендация для родителей "Правильное питание дошкольника"
- Консультация для родителей: «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста»