Консультация для родителей "Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании"
Документы для скачивания
Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретно-образного мышления – эти особенности психического развития детей третьего года жизни определяют характер их изобразительной деятельности. Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина и др. отмечают: дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко «узнают» в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке как о зарождении художественного творчества.
С учетом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направленно на руководство содержательной стороной деятельности: обучение изобразительным навыкам и умениям, развитие воображения, целенаправленного восприятия, умение «читать» графические изображения.
Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребенка на окружающий предметный мир (яркие по цвету, приятные по фактуре игрушки), вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятия рисованием. Покажите, как промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш и вести линию, не прорывая бумагу, рисовать на всем пространстве листа. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа.
Способность передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у ребенка развито воображение, владеет ли он приемами рисования. Все, что дети воспринимают в окружающем, остается в их памяти и служит основой для последующей творческой деятельности.
В раннем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребенка, ассоциативные образы возникают быстрее. Однако, желая избежать лишних проблем с уборкой, родители предлагают детям для рисования карандаши и ограниченные по размеру листы бумаги. Ребенок вынужден действовать в приделах микропространства, хотя в силу своих физиологических особенностей, в том числе двигательной сферы, ему необходимо макропространство.
На эту особенность внимание родителей обращает Е.И.Чарушин. В статье «Мой метод обучения малышей рисованию» он рекомендует чаще проводить занятия
рисованием красками на больших листах, чтобы дети могли осваивать макропространство. Кроме того, это дает возможность создать ритмичные композиции, заполнять весь лист очертаниями разных по размеру, цвету, форму пятен и мазков. Еще один совет – использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ребенок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем.
Чтобы сделать процесс рисования более живым, эмоциональным, хорошо использовать потешки, стихи, загадки, создающие яркий образ персонажа. Например, загадка «Под соснами, под елками лежит клубок с иголками» поможет ребенку передать в рисунке образ колючего ёжика.
Итак, в процессе руководства рисованием детей третьего года жизни используют следующие методы и приемы: наблюдения окружающего, рассматривание доступных детям произведений изобразительного искусства, сотворчества, игровые приемы, взаимосвязь различных искусств. Все эти методы и приемы развивают воображение и творчество, способность видеть характерные признаки окружающих объектов, явлений; формируют умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в рисунках.
Разнообразные формы, цветовые композиции придают рисункам выразительность, вызывают у детей эстетические чувства, желания самостоятельно повторить действия с карандашом, кистью на бумаге. Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются яркому пятну, получившимся формам. Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, форм, персонажа, предмета. Процесс становления образа в рисунках имеет значение для развития личности ребенка, его творческих способностей.
Итак, если родители уделяют должное внимание изобразительной деятельности в семье, то дети третьего года жизни проявляют интерес к рисованию, учатся создавать цветовые и графические образы красками, карандашами, фломастерами, изображают явления окружающего, эмоционально реагируют на изображаемое, выбирают по своему желанию материалы и способы рисования, принимают участи в «сотворчестве» с взрослым, проявляют интерес к результату своей изобразительной деятельности.