ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Я - ВОЛОНТЕР"
Документы для скачивания
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально- гуманитарный колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Я – волонтер» Автор- составитель программы: с тудент 4 курса с пециальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах Жолтикова Вита Сергеевна Нижневарт о в ск, 2025 СОДЕРЖАНИЕ TOC\ o" 1- 3" \ h\ z\ u ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА PAGEREF_ Toc199266237\ h 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ВОЛОНТЕР» PAGEREF_ Toc199266238\ h 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ «Я – ВОЛОНТЕР» PAGEREF_ Toc199266239\ h 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ PAGEREF_ Toc199266240\ h 12 ДОСТИЖЕНИЯ PAGEREF_ Toc199266241\ h 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF_ Toc199266242\ h 19 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Личностная и гражданская позици я включает в себя сформированные ценности, убеждения и поведение в социальном контексте. На этом этапе развития дети начинают осознавать себя как отдельные личности и участников общества. Личностная позиция проявляется в самооценке, отношениях с окружающими и стремлении к самовыражению. Гражданская позиция включает понимание прав и обязанностей, интерес к событиям в обществе, а также участие в школьной жизни и общественных мероприятиях. Формирование личностной и гражданской позиции должно начинаться уже в начальной школе, когда ребенок активно и осознанно начинает изучать все, что его окружает. Именно начальная школа закладывает основы нравственного и социального воспитания, что влияет на будущее ребенка. Волонтерская деятельность является действенным методом формирования личностной и гражданской позиции младших школьников. Участвуя в благотворительных проектах и акциях, дети развивают чувство ответственности, эмпатию и активную гражданскую позицию. Такое участие помогает формировать навыки общения, командной работы и лидерства. Дети учатся понимать проблемы общества, осознавать важность своего вклада в общее дело. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарт а начального общего образования, федерального закона « О б образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ, с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Новизна программы заключается в том, что обучающиеся получают не только теоретические базовые знания о важности помощи другим, но и практические навыки организации и участия в волонтерских проектах. Программа включает в себя элементы проектной деятельности, что позволяет детям самостоятельно инициировать и реализовывать социальные инициативы, развивая тем самым лидерские качества и умение работать в команде. Актуальность программы Актуальность данной программы обусловлена несколькими ключевыми факторами: 1. В условиях современного общества, где социальные и экологические проблемы становятся все более острыми, формирование активной гражданской позиции у младших школьников приобретает особую значимость. Программа « Я – волонтер » направлена на воспитание у детей чувства ответственности за окружающий мир и стремления к помощи другим. Вовлечение детей в волонтерскую деятельность способствует развитию у них эмпатии, толерантности и понимания важности коллективных усилий для решения социальных проблем. Это создает основу для формирования гражданской идентичности и активного участия в жизни общества. 2. Особенностью программы является то, что она акцентирует внимание на развитии личностных качеств, таких как лидерство, коммуникабельность и способность к сотрудничеству. Участие в волонтерских проектах помогает детям осознать свою роль в обществе, развивает их навыки работы в команде и критического мышления. Эти компетенции будут полезны им не только в школьной жизни, но и в будущем, когда они станут взрослыми и ответственными гражданами, способными вносить изменения в общество. 3. Результат анализа программ внеурочной деятельности, направленных на формирование личностной и гражданской позиции, показал, что в данных программах внеурочной деятельности прослеживается поверхностность материала. Некоторые темы рассматриваются поверхностно, тем самым ограничивая глубокое понимание и осознание важных социальных вопросов. Также ощущается недостаток привлечения младших школьников к проектам волонтерской деятельности, которые в полной мере способны заинтересовать младших школьников и сформировать активную и ответственную личность. А также н аиболее подходящими методами являются практические, наглядные методы, игры, проблемные ситуации, рефлексия, исследование или проект. Особенно эффективным методом формирования личностной и гражданской позиции является волонтерская деятельность. Таким образом, образование нуждается в современных программах внеурочной деятельности, направленных на формирование личностной и гражданской позиции младших школьников, которые в полной мере будут обеспечивать теоретический и практический материал, а также активное включение младших школьников в акции и проекты волонтерской деятельности, что в дальнейшем будет способствовать их гармоничному развитию. Программа позволяет осуществлять проектный подход при получении знаний по волонтерской деятельности, а также использовать в работе интеграцию различных видов деятельности: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно- исследовательскую. В программе внеурочной деятельности «Я – волонтер» преобладают такие методы формирования личностной и гражданской позиции, как воспитание делом, совместная деятельность, волонтерская деятельность. Воспитание делом помогает младшим школьникам прикоснуться к реальному миру через практические действия, развивая ответственность и активную позицию. Это позволяет осознать важность своих поступков. Совместная деятельность ф ормирует навыки командной работы и сотрудничества, что способствует развитию умения принимать решения вместе и уважать мнения других. Волонтерская деятельность играет важную роль в воспитании школьников, способствуя не только их личностному и социальному развитию, но и формированию активной гражданской позиции. Волонтерство развивает у детей эмпатию и желание помогать, учит осознавать значимость социальных проблем. Целью программы «Я – волонтер» является формирование активной личностной и гражданской позиции младших школьников через участие в волонтерской деятельности. Задачи: Дидактические: Сформировать у обучающихся представление об истории волонтерского движения в мире. Познакомить обучающихся с направлениями волонтерской деятельности. Познакомить обучающихся с нравственными ценностями, их ролью в жизни человека. Познакомить обучающихся с пользой и соблюдением здорового образа жизни. Познакомить обучающихся с пользой уважения и заботы. Сформировать у обучающихся навыки лидерства и командной работы. Сформировать у обучающихся представление о ценности помощи другим. Познакомить обучающихся с понятием «карта добрых дел». Помочь освоить процессы разработки и демонстрации «карты добрых дел». Воспитательные: В оспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни. В оспитывать уважение к труду, ф ормировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. В оспитывать уважение к духовно- нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценност ям. С пособствовать воспитанию личностных качеств( умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность и т. д. ) . С оздавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, инициативности, настойчивости, умения контролировать свои действия. Воспитывать гражданскую ответственность, уважительное отношение ко всем социальным группам населения. С одействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. Развивающие: С пособствовать развитию интеллекта и критического мышления. С оздавать условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию навыков работы в команде, конструктивного общения. Способствовать формированию и развитию личностной и гражданской позиции. Способствовать развитию навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере. В проведении занятий используются формы фронтальной, индивидуальной, и групповой работы. Материально- техническое обеспечение программы Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно- гигиеническим требованиям. Оборудование, необходимое для реализации программы: п рограммное обеспечение; компьютер; м ультимедийная проекционная установка или интерактивная доска; многофункциональные офисные устройства; к анцелярские принадлежности. Приоритетными способами и формами оценки достижения результатов обучения являются: демонстрация проекта «карта добрых дел»; участие в волонтерских проектах. Срок и реализации программы: П рограмма рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Количество занятий в год – 34. Продолжительность занятий – 40 минут. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ВОЛОНТЕР» Содержание программы История волонтерского движения в мире. Направления волонтерской деятельности. Нравственные ценности. Здоровый образ жизни. Польза и соблюдение. Уважение и забота: чем они могут быть полезны в нашей жизни. Лидерство и командная работа. Добрые дела. Проект «карта добрых дел». Тема 1. «История волонтерского движения в мире». Теория( 2 ч. ) : вводное занятие. Понятия: волонтерская деятельность, волонтер, добровольная помощь. История волонтерской деятельности в мире. Кто такие волонтеры? Первые сиротские приюты и ритуалы помо щ и. Российское общество Красного Креста и сестры милосердия. Тема 2. «Направления волонтерской деятельности». Теория( 2 ч. ) : введение в тему. С оциальное волонтерство. М едицинское волонтерство. Э кологическое волонтерство. К ультурное волонтерство. С портивное волонтерство. Тема 3. «Нравственные ценности». Теория( 1 ч. ) : введение в тему. Понятия: нравственные ценности, традиционные ценности. Как характеризуют человека его нравственные ценности? Традиционные российские духовно- нравственные ценности. Практика( 2 ч. ) : дидактическая игра «Коврик нравственных ценностей». Социальная акция «Помощь пожилым людям». Тема 4. «Здоровый образ жизни. Польза и соблюдение». Теория( 1 ч. ) : понятие: здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни. Основные факторы, разрушающие здоровье. Правила здорового образа жизни. Практика( 1 ч. ) : организация и участие в спортивном мероприятии/ акция «Важность природы в жизни человека»( акция по озеленению города) . Тема 5. «Уважение и забота: чем они могут быть полезны в нашей жизни». Теория( 1 ч. ) : понятия: уважение, забота. Что такое уважение и почему важно уважать всех. Зачем нужна забота? Уважение и забота: чем они могут быть полезны в нашей жизни. Практика( 3 ч. ) : ролевая игра «Уважай и заботься». Акция помощи бездомным животным «Добрые ручки». Тема 6. «Лидерство и командная работа». Теория( 1 ч. ) : понятия: лидерство, лидер, команда, командная работа. Лидерство. К то такой лидер и как им стать? Команда. Умение работать в команде – что это за навык и как его развивать? Практика( 5 ч. ) : проектная работа «командный плакат». Субботник. Квест- игра. Исследовательская работа «Лидеры в истории». Тема 7. «Добрые дела». Теория( 2 ч. ) : что такое добрые дела? Зачем творить добро? Платформа « Добро. рф ». Практика( 10 ч. ) : акция «Сбор вещей для нуждающихся». Акция «Память поколений». Акция «Большая помощь маленькому другу». Акция «Кормушка». Проект «Планета без мусора». Акция «Патриоты». Проект «Читаем вместе». Акция «Творим радость». Проект «Наставники». Акция «Протяни навстречу руки! ». Тема 8. «Проект «карта добрых дел». Теория( 1 ч. ) : понятие: проект. Карта добрых дел. Практика( 2 ч. ) : разработка и демонстрация проекта «карта добрых дел». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ «Я – ВОЛОНТЕР» Личностные результаты: Ф ормирование нравственных качеств личности. Ф ормирование ответственного отношения к выполняемой деятельности. Ф ормирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися в процессе деятельности. Р азвитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Ф ормирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Ф ормирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. О своение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Метапредметные результаты: У мение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. У мение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Ф ормулирова ние, аргументирова ние и отстаива ние сво его мнени я. Умение планировать и самостоятельно организовывать волонтерскую деятельность. В ладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора деятельности. У мение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с другими участниками деятельности. Предметные результаты: Формирование личностной и гражданской позиции. Знание истории волонтерского движения в мире. Знакомство с направлениями волонтерской деятельности, основными направлениями деятельности и формами работы волонтеров. Ф ормирова ние положительно го отношени я к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректиров ка собственно го поведени я в соответствии с т ребованиями безопасности жизнедеятельности. О созна ние значени я гражданской активности и патриотической позиции. Осознание, что помощь другим способствует развитию эмпатии и социальной ответственности. Формирование положительного отношения к социальной активности и готовности помогать другим. Изучение актуальных социальных проблем. Формирование способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Ф ормирование практических навыков создания проекта «карта добрых дел». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование тем Общее количество часов Теория Практика 1. История волонтерского движения в мире. 2 2 2. Направления волонтерской деятельност и. 2 2 3. Нравственные ценности. 3 1 2 4. Здоровый образ жизни. Польза и соблюдение. 2 1 1 5. Уважение и забота: чем они могут быть полезны в нашей жизни. 4 1 3 6. Лидерство и командная работа. 6 1 5 7 Добрые дела. 12 2 10 8 Проект «карта добрых дел». 3 1 2 34 11 23 ДОСТИЖЕНИЯ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373( с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) . [ Электронный ресурс] URL: https: / / fgos. ru/ fgos/ fgos- noo/ Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации » от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ. [ Электронный ресурс] URL: https: / / www. consultant. ru/ document/ cons_ doc_ LAW_ 140174/ Заулошнов А. А. Методическое пособие по основам государства и права. – М. : Учитель, 2015. Коновалова В. Н. Методическая разработка «Развитие гражданской позиции в начальной школе», 2024. [ Электронный ресурс] URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ vospitatelnaya- rabota/ 2024/ 03/ 21/ razvitie- grazhdanskoy- pozitsii- v- nachalnoy- shkole Метелев А. П. , Белановский Ю. С. , Горлова Н. И. и др. / учебник Организация добровольческой( волонтерской) деятельности. – М. : НИУ ВШЭ, 2022. Ивоева А. В. Методические рекомендации по организации обучения участников добровольческой деятельности. — М. : АВЦ, 2020. Белановский Ю. С. Социальное волонтерство. Теория и практика. — М. : 1000 бестселлеров, 2020. Фомина О. Е. Организация волонтерской деятельности. — Москва: Издательство Юрайт, 2025.