a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Проблемы детской речи и произношения"

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-02-22 20:03:45

Документы для скачивания

Проблемы детской речи и произношения.

     Дети, которые поздно начинают говорить.

     Некоторые дети отчетливо произносят слова в возраста до года. Большинство начинают пользоваться словами на втором году жизни. К двум годам должны появляться признаки речи. Определенное беспокойство вызывают дети, которым почти два с половиной года и которые не пытаются говорить. Если ребенок, хочет, как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Если в период от полутора до двух лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, то возможно, что энергия уходит именно на это, а не на язык. Однако если ребенок достиг двух с половиной лет, то отсутствие речи должно насторожить, независимо от того, насколько он продвинулся в остальном или насколько выразительно его бессловное общение.

    У ребенка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх, допустить ошибку может пересиливать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случаи требуется много одобрений, отсутствие всякой критики и, прежде всего, несложная игра, в которой малыш легко сможет преуспеть.

 

     Дети, которых трудно понять другим.

   С возрастом речь ребенка должна становиться яснее. Порою бывает так, что делается слишком много скидок  для ребенка без учета его возраста, тогда как нужны какие-то другие пути, чтобы помочь ему сделать речь более внятной.

   Таким детям нужен от взрослых образец ясной и простой речи, который поможет им сосредоточиться за один раз на нескольких четких словах. Начать надо с попытки замедлить речь ребенка, чтобы понять, сколько слов скрыто в неразборчивом потоке – звуков. У некоторых детей с языковыми затруднениями появляется привычка «съедать» начало или окончание слов.  Он может внятно произносить слова по отдельности, но те, же слова в предложении наползают на другие, и их нельзя ясно услышать.  Если отдельные слова и короткие фразы ребенка все же понять трудно, необходимо консультация логопеда, а то и проверка слуха малыша.

 

               Трудности артикуляции.

   Нередко бывает, что в почти школьном возрасте дети затрудняются произносить некоторые звуки. Если этих звуков немного и ребенок не заставляет почувствовать себя глупым, то помощь чуткого взрослого сможет выправить положение. Может потребоваться помощь или совет логопеда, чтобы определить серьезность проблемы и здравый подход к её решению.

   Следует внимательно прислушиваться  к ребенку, испытывающему трудности с языком. Некоторые дети могут произносить звуки правильно, но делают это не в тех местах.

 

 

Например, умея произносить твердый звук «К», они говорят «тошта» вместо «кошка». Ребенок может не замечать свою ошибку, но, вероятно, заметить

преднамеренную ошибку взрослого. У других детей звук вообще не получается. Ребенок справляется с трудностями, заменяя одни звуки другими – «лыба» (рыба), «шобака» (собака) или даже пропуская их совсем – «ка` андаш».

   Эти недостатки проявляются сильнее, когда дети пытаются вести разговор, да к тому же быстрый. Хороший способ слушать ребенка – это иметь в распоряжении нехитрую книжку с картинками или набор предметов и спрашивать их название по одному. Если там встречаются трудные звуки, можно будет услышать, как малыш справляется с ними.

   Если трудности касаются многих звуков, это может серьезно искажать речь и затруднять её понимание. Даже небольшие сложности произношения могут расстроить ребенка и требуют чуткой помощи. Основа помощи – это дать  ребенку возможность попрактиковаться, не акцентируя особо его внимание на недостатках. Взрослый может использовать метод «ошибка понарошку».

   Например, «Это букла?» «Это тукла?» и т.д. Наконец, «Это кукла?».

   Другой способ заставить ребенка правильно говорить звуки – это звуковая игра, на примере животных.

   Звук «с» можно присвоить змее, «р» - рычащему тигру и т.д.

   Когда ребенок освоит звуки в играх, ему, возможно, понравиться проговаривать забавные рифмовки. Например: «Пушка пухает пух-пух».

  Когда уверенность в обращении с трудным звуком возрастет, ребенок сможет и захочет повторять фразы и детские песенки, совсем недоступные ему ранее.

 

                 Проблемы беглости речи.

   Очень многие дети в процессе речи делают паузы или повторяются в поиске нужных слов.  Если взрослые уделяют ребенку время и внимание, его речь постепенно становится более беглой. Ребенок вряд ли будет делать успехи, если вы будете подчеркивать этот недостаток. Лучше всего показать ему, что вы готовы терпеливо ждать, пока он что-то скажет. С таким ребенком не стоит сердится – это только ухудшит положение. Лучше уверить малыша, что вы слушаете и ждете его слов.

    Некоторые дети комкают слова просто потому, что пытаются говорить слишком быстро. Они могут при этом запинаться и возвращаться к началу фразы, делать паузы в непредвиденных местах. Опять-таки очень важно показать малышу, что у взрослых есть время, чтобы его выслушать. Запинки в речи в некоторых случаях возникают на эмоциональной почве. Если взрослый подозревает, что в жизни ребенка происходят тревожные события, он должен проявлять чуткость и терпение. Бывает целесообразно представить ребенку возможность выразить свои заботы не с помощью речи, а каким-то другим способом, например, через фантазийную игру.

   Большинство занимающихся детей преодолевает проблему благодаря терпеливости и доброжелательности взрослых. Однако если эти проблемы семейного происхождения, то тут, конечно нужен совет специалиста.

Оставить комментарий: