a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"

Автор: Стрельникова Юлия Леонидовна Опубликовано: 2025-05-27 09:30:27

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» с. Доброе Добровского муниципального округа Липецкой области Доклад на тему: " Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности" Подготовил: музыкальный руководитель Стрельникова Ю. Л. 2024 г. 1 слайд" Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"                                                                                      Подготовил: Музыкальный руководитель Стрельникова Юлия Леонидовна 2 слайд Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. П атриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире. Б ольшую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника. Цель работы: Создание условий для решения задач патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях. 3 слайд Задачи: 1. Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, родному селу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей; 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье. П ри подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. 4 слайд Большое патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах, развлечениях  и при участии в народных праздниках:  «Рождественские святки- колядки », «Масленица», «В гостях у Матрешки». Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мной в слушании и музыкально- ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. 5 слайд Посредством народной музыки дети знакомя тся с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. 6 слайд     Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инс ценируют их: «На горе- то калина », «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы, играют в р. н. игры «Плетень», «Гори яс но», «Золотые ворота», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка». 7 слайд     Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.    8 слайд На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально- ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок. Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников. Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». 9 слайд     В рамках патриотического воспитания хочется выделить: 1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества». Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! Особое значение в рамках патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филип пенко, слова Т. Волгиной, « Будем солдатами » музыка и слова З. Роот, «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, « Ты не бойся, мама» Ю. Протасова, слова Е. Шкловского. 10 слайд Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически( «Как солдаты наши мы идём» музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова, «Будем в армии служить»Ю. Чичкова, слова В. Малкова, «Идет солдат по городу» музыка В Шаинского, слова В. Танич) . 11 слайд 2. Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»; Патриотическое воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. 12 слайд 3. Праздник ко «Дню Великой Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Мои наблюдения за детьми показывают, что они почти не знают песен военных лет. Поэтому каждый год накануне Дня Победы я знакомлю детей с песнями, посвященны ми этому празднику. На своих занятиях к праз дникам «День Победы», «День защитников Отечества» я стараюсь воспитывать в детях отзывчивость, готовность защищать свою Родину. Ведь именно праздники – самый благодатный способ нахождения эмоционального отклика детей. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «Смуглянка» музыка А. Новикова, слова Я. Шведова, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Шли солдаты на войну» слова и музыка И. Русских, «Ещё тогда нас не было на свете» музыка В. Галынин, слова М. Владимов и В. Галынин, «День Победы», музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.   13 слайд Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было  выжить. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве… 1 4 слайд       Работа по формированию чувства любви к родному краю более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.     15 слайд     Большинство родителей активно участвуют в творческом процессе: разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступл ения приготовить. Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и играх. Для достижения поставленных целей в формировании патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими  педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом.   При подготовке к тематическим праздникам, движения танцев разучиваются сначала и показываются воспитателям, подробно разбираются. Весь репертуар песен, танцев также выдается в печатном виде каждой группе, обсуждается сценарий праздников. 1 6 слайд Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Поэтому наши воспитанники имеют возможность реализовывать свой талант, принимая участие в конкурсах, концертах и акциях, приуроченных к патриотическим праздникам. Ежегодно дети нашего сада принимают участие в конкурсе музыкально- литературных композиций «Да святится Имя Твое…»   с композициями д уховно- нравственного содержания: «О том, что было не забудем»( 2021 год) , «Спасибо, Господи, за маму! »( 2022 г. ) «Дружная семья- сильная Россия»( 2023 год) , « День Рождения Христа»( 2024 г. ) , «С молитвой выстояла Русь». 1 7 слайд Музыкально – одарённые дети ежегодно принимают участие в окружном фестивале патриотической песни: «Песни в военной шинели». 1 8 слайд Вместе с педагогами дети ежегодно участвуют в акци ях, посвящённых Дню Победы: « Песни Победы », « Звезда Победы». 17 слайд Таким образом,  решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе различных видов музыкальной деятельности- процесс длительный и далеко не простой. Положит ельного результата можно достичь только в совместной, систематической работе с детьми, педагогами и родителями. Конечно хотелось бы, чтобы наши дети выросли счастливыми, добрыми, уважаемыми  людьми – наст оящими патриотами своей Родины, которые с гордостью будут говорить о себе слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной! »  

Оставить комментарий: