a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Педагогика оздоровления»

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-02-22 20:18:45

Документы для скачивания

  В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные  медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что  только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях). Остро эта задача стоит  в дошкольных учреждениях.   По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин  «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим  влияниям, что приводит к формированию  отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья  одна  из приоритетных в работе ДОУ.   Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.

      Как показывают данные социологических исследований ученых  традиционные методы закаливания (узко педагогический и узко медицинский) не приводят  к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задачи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка. Однако если учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы телесного и духовного здоровья то становится очевидным отсутствие целостности или комплексности в данных оздоровительных мероприятиях.

                                         Программа «Педагогика оздоровления»

Этой программе присущи следующие черты:

1. В её центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.

3. Оздоровлние трактуется не как совокупность лечебно - профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4. Ключевым, средством программы является индивидуально-дифференцированный подход. 

 Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья

 

Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладения навыками самооздоровления.
  4. Снижение уровня заболеваемости

Основные принципы программы

  1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
  4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

 

               ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Профилактическое-

  1. обеспечение благоприятной адаптации
  2. выполнение сангигиенического режима
  3. решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
  4. предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики
  5. проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний

 

Организационное –

  1. организация здоровьесберегающей среды ДОУ
  2. определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик.
  3. изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  4. систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  5. пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей , родителей, сотрудников

 

Лечебное-

  1. коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие
  2. витаминотерапия
  3. оказание скорой помощи при неотложных состояниях

                                                       Физкультурно-оздоровительные мероприятия

 

 

время перерыва между заняти-

ями

 

 

 

 

нения на прогулке.

 

 

дорожкам в сочетании с кон-

трастными воздушными

ваннами

 

  сна (комплекс упражнений)

 

 

 

Ежедневно в зале или на улице

 

 

Ежедневно

 

 

 

Ежедневно , по мере необходи-

мости, в зависимости от вида

и содержания занятия

 

Ежедневно, во время прогулки

 

 

 

2-3 раза в неделю группами

по 7-10 человек,проводятся после

дневного сна .

 

 

2-3 раза в неделю, по мере

пробуждения и подъема детей

 

 

 УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ

 

  1. По физической культуре

 

 

  1. Самостоятельная

Двигательная деятельность

2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           раза в неделю, одно в часы

прогулки.

 

Ежедневно,  под руководством

Воспитателя.

 

 

ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

 

   праздники на открытом

   воздухе.

 

2 раза в год

 

 

2-3 раза в год

 

 

 

1-2 раза в месяц

 

СОВМЕСТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА  ДОУ  И СЕМЬИ

 

 

 

физкультурно-оздорови-

тельных массовых

мероприятиях ДОУ

Определяются воспитателем

 

 

Подготовка и проведение

Физкультурных досугов

Праздников, посещения открытых

Мероприятий.

 

Организация двигательного режима

Формы организации   

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Поготов. к школе группа

Утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 мин

Хороводная игра или игра средней подвижности

2-3 мин

2-3 мин

3-5 мин

3-5 мин

Физминутка во время занятия

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

Динамическая пауза между занятиями (если нет физо или музо)

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

Подвижная игра на прогулке

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

8-10 мин

10-12 мин

10-15 мин

10-15 мин

Динамический час на прогулке

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Физкультурные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Музыкальные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Гимнастика после дневного сна

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

Спортивные развлечения

20мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

40-50 мин 1 раз/мес

Спортивные праздники

20 мин 2 раза/год

40 мин 2/год

60-90 мин 2/год

60-90 мин 2/год

День здоровья

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Подвижные игры во 2 половине дня

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Прогулки, походы

 

 

1 час 1 раз/квартал

1,5 часа 1 раз/квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

                                      Физкультурно-оздоровительные занятия и их

                                                               вариативность

 

 1. Утрення гимнастика

Традиционный комплекс

Подвижные игры

Оздоровительные пробежки вокруг детского сада

Преодоление полос препятствий

 

 2. Двигательная разминка между занятиями

 Игровые упражнения

Подвижные игры на ориентировку в пространстве

 Двигательные задания.

 

    3.Физкультминутки.

 

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Имитационные упражнения

Общеразвивающие упражнения.

 

     4.Подвижные игры и физические упражнения.

Подвижные игры

Спортивные упражнения

Двигательные задания, с использованием полосы препятствий

Упражнения в основных видах движений

Элементы спортивных игр.

 

 

 

5. Коррекционная работа с детьми по развитию движений. 

Дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности детей.

Упражнения по формированию осанки и стопы

Двигательные задания по усмотрению воспитателя.

 

6. Гимнастика после дневного сна.  

Разминка в постели и самомассаж

Игровые упражнения

Сюжетно-игровая гимнастика

Пробежки по массажным дорожкам.

 

 7. Учебные занятия по физической культуре

 традиционное

игровое

сюжето-игровое

тренировочное

ритмическая гимнастика

по интересам детей

комплексное

контрольно-проверочное

тематическое

 

 

8. Самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе. 

 Под руководством воспитателя.

 

9. Неделя здоровья

 подвижные игры и упражнения, разработанные по сценарию

фрагменты из физкультурных досугов

 

10. Физкультурные праздники и досуги

игры и упражнения

спортивные игры

упражнения в основных видах движения

игры-эстафеты

музыкально-ритмические упражнения

 

                                       ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

 

  1. Задачи физического развития дошкольников.

 1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.

 2. Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.

3. Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями , умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Для реализации этих задач в ДОУ созданы следующие условия:

Оборудован спортивный зал, спортплощадка, уголки здоровья в группах.

 2. Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:

 1. Полноценное питание детей.

2. Закаливающие процедуры.

3. Развитие движений.

4. Гигиена режима. 

Принципы организации питания: - выполнение режима питания

-калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов.

-гигиена приема пищи

-индивидуальный подход к детям во время питания

-правильность расстановки мебели.

 Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости  воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.

 Основные факторы закаливания:

-закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня

-закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности.

-закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка

-постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время  проведения закаливающих процедур

В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

-облегченная одежда для детей в ДОУ

-соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья

-соблюдение температурного режима в течении дня

-дыхательная гимнастика после сна

-релаксационные упражнения

-виброгимнастика

-самомассаж

-мытье рук прохладной водой по локоть

 

 Развитие движений.

 Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

 Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

-повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды

-совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям

-повышение физической работоспособности

-нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция  врожденных или приобретенных дефектов физического развития

-повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья
  2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной  системы
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья 

 Формы организации физического воспитания:

-Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке

-физкультминутки

-спортивные игры

-утренняя гимнастика

-индивидуальная работа с детьми

 

                                                              Гигиена режима

 

-привитие стойких культурно-гигиенических навыков

-обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

-формирование элементарных представлений об окружающей среде

-формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Комплекс оздоровительных мероприятий

  1. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  2. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  4. Чесночные «киндеры»
  5. Фитонциды (лук, чеснок)
  6. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  7. Оптимальный двигательный режим
  8. Сон без маек
  9. Дыхательная гимнастика в кроватях
  10. Обширное умывание, ходьба босиком
  11. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

 

  Библиография

  1. Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 г.
  2. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
  3. Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»
  4. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам»  «Владос» М.,2001 г.
  5. Гурич А.Г. «Теория биологического поля» М, 1944 г.
  6. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду., С-П.,2002 г.
  7. Ильенков Э.В. «Диалектическая логика» М,1984 г.
  8. Казначеев В.П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
  9.  Кудрявцев В.Т., Нестерюк Т.В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М.,1997 г.
  10. Кудрявцев В.Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 1999 г
  11. Казначеев В.П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
  12. Леви-Гориневская Е.Г., Быкова А.И. «Закаливание детского организма» М., 1962 г.
  13. Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей  в ДОУ» М., 2001 г.
  14. Манахеева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 г.
  15. Маркова Л.С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М., 2002 г.
  16. Праздников В.П. « Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г.
  17. «Радуга» программа и методическое  руководство М, 1996 г.
  18. Сивачева Л.Н. «Физкультура – это радость» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

                                                                             

 

Оставить комментарий: