a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарной математике"

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2015-02-22 20:28:38

Документы для скачивания

Использование игровых методов и приемов

при обучении детей элементарной математике

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

    Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном использую в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому. Например, я спрашиваю: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Я показываю им новый способ сравнения длин с помощью мерки. Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.). Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, я также ставлю перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).

Смена дидактического материала, варьирование заданий помогают детям лучше понять способы получения каждого числа. Получая новое число, они сначала  действуют по моему указанию(«К 7 яблокам добавьте 1 яблоко»), а потом самостоятельно преобразуют совокупности. Добиваясь осознанных действий и ответов, я варьирую вопросы. Спрашиваю, например: «Что надо сделать, чтобы стало 8 цилиндров? Если к 7 цилиндрам добавить 1, сколько их станет?».

Для закрепления навыков счета в пределах 10 использую разнообразные упражнения, например, «Покажи столько же». Дети находят карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показала я («Найдите столько игрушек, сколько кружков на карточке», «Кто быстрее найдет, каких игрушек у нас 6 (7,8,9,10)?»). Чтобы выполнить последние два задания, я заранее составляю группы игрушек. Также для закрепления можно использовать игру «Отгадай число» и т.д.                                       

Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяю большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность. Если в младших группах при первичном выделении того или иного свойства сравнивались предметы, отличающиеся лишь одним данным свойством (полоски отличались только длиной, при уяснении понятий «длиннее — короче»), то теперь предъявляются предметы, имеющие уже 2—3 признака различия (например, берут полоски не только разной длины и ширины, но и разных цветов и пр.).

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учу последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются. Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом. В старшей группе расширяю виды наглядных пособий и несколько изменяю их характер. В качестве иллюстративного материала продолжаю использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными. С середины учебного года ввожу простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов). Наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы я представляет моделями геометрических фигур. Например, дети угадывают, кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики обозначены большими треугольниками, а девочки — маленькими. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначаю разноцветными фишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность. В старшей группе начинаю использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям я постоянно вношу в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет)?» и т. д.

Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на занятии, опираюсь на их сознание. Я постоянно подчеркиваю, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает и меня, и товарищей, работает, не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действовать точно в соответствии с ними.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: