a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на тему: «Интеграция физического воспитания с математическим развитием дошкольников»

Автор: ходченкова олеся юрьевна Опубликовано: 2025-06-05 13:27:27

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского округа Смоленской области Доклад на тему: «Интеграция физического воспитания с математическим развитием дошкольников » Подготовила воспитатель: Ходченкова Олеся Юрьевна 2024 С введением новых образовательных стандартов в непосредственно – организованно образовательной деятельности необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей. Согласно принципу интеграции формирование элементарных математических представлений детей необходимо осуществлять не только в процессе НОД, но и при организации физического воспитания. Интеграция физического воспитания с математическим развитием дошкольников  необходима для увеличения двигательной активности, повышения интенсивности их интеллектуального развития, активизации процесса познания.   Несколько вариантов интеграции: Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре. В процессе всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями: нужно сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая. Предлагая различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения.   Увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике.   Например, можно включать в содержание организованной образовательной деятельности такие движения, как приседания, прыжки, бег, ходьба, наклоны, подбрасывания мяча, взмахи рукой.   Совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно- математических праздников и занятий- путешествий. Например, можно предложить детям в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, упражняясь в быстроте, ловкости, меткости.   Для эффективности интегрированных занятий необходимо соблюдать следующие условия:   создание мотивации закрепления и использования математических знаний на практике у дошкольников;   создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя( спокойный и доброжелательный тон педагога, обеспечение успешности для каждого ребёнка) ;   смена и чередование видов деятельности с учётом быстрой утомляемости детей;   развивающий характер заданий;   индивидуальный подход с учётом возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка.   Подготовка к проведению интегрированных физкультурных занятий с игровыми приемами математического содержания строится следующим образом: • обсуждение с воспитателем группы раздела математики, который изучен на занятии и нуждается в закреплении; • подбор игровых приемов, способствующих закреплению знаний, полученных на занятии ФЭМП. Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений можно разделить на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами; 2. Игры с геометрическими фигурами; 3. Игры на ориентирование в пространстве; 4. Игры на ориентирование во времени; 5. Игры на логическое мышление. Все эти дидактические игры можно использовать на физкультурных занятиях. Ведь на каждом занятии по физкультуре дети сталкиваются с математикой, не подозревая, что она рядом. Поэтому задача педагога – показать на практике сочетание физкультуры и математики. Предлагая ребятам выполнить различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и обращать внимание детей на разные математические отношения, чтобы они увидели математику в движении вокруг себя. Использовать приемы и задания математического содержания можно во всех частях занятия по физкультуре: в вводной при построении, перестроении, ходьбе и беге, в основной части – при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений, в подвижных играх и эстафетах. Дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток и т. д. В вводной части занятия дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях и перестроениях. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, упражнения часто выполняются под счет; маршируют по залу( прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т. д. ) . При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т. д. При проведении вводной части занятий можно использовать следующие задания: 1. Прямые руки вверх – 10 шагов на носках( хором считаем) 2. Руки в замок за голову–10 шагов на пятках( хором считаем) 3. Руки на пояс – 10 шагов с высоким по дниманием колена( хором считаем) 4. Подпрыгнуть на одной( двух) ногах указанное количество раз. В основной части занятий можно провести с детьми дидактические игры на закрепление счета прямого и обратного, количественного и порядкового, игры на знание геометрических фигур, пространственных ориентировок, умения правильно пользоваться словесными обозначениями, способствующими развитию наблюдательности, внимания, зрительной памяти, а также игры на развитие логического мышления. Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание. Кроме того, увеличивается темп и содержательность всего занятия в целом. Предлагаю вашему вниманию серию игр, в которых сочетаются задачи математического и двигательного плана. Использование данных иг р будет способствовать процессу наиболее успешного физического и интеллектуального развития дошкольников. Игра- задание «Бросай и считай! » Цель: закреплять математический счет, развивать координацию движений и глазомер. Дети подбрасывают мяч вверх двумя руками, выполняя общеразвивающие упражнения с малым мячом, и считают, сколько раз они поймали мяч. Игра «Ты катись веселый мячик» Цель: закреплять математический счет, развивать координацию движений при выполнении прыжков и передаче мяча. Ход игры: дети быстро передают мяч по кругу из рук в руки, каждый проговаривая по одному слову. Ты катись, веселый мячик, Быстро- быстро по рукам, У кого веселый мячик, Тот подпрыгивает сам. На ком мяч остановится, тот прыгает с мячом указанное количество раз на одной( двух) ногах, а дети в кругу хором считают, сколько раз он прыгал. Подвижная игра «Геометрические фигуры» Цель: Закрепление понятий круглый, квадрат ный, прямоугольный, развивать внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции. На полу находятся геометрические фигуры раз ного цвета( квадрат, прямоугольник, круг) Дети выбирают цвет по которому будут передвигаться. По ко вру раскладываются фигуры. Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, так же способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, предоставляет возможность для повышения двигательной активности. И нтеграция способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокие результаты, а переход от одного вида деятельности на другой вовлекает детей в активный процесс, позволяющий качественно решать основные задачи: воспитание, развитие и образование.

Оставить комментарий: