a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно - исследовательский проект "Огород на окне" в средней группе" 2024г.

Автор: Голодова Людмила Вячеславовна Опубликовано: 2025-06-07 16:02:58

Тема проекта: «Огород на окне».

Актуальность темы:                                                                                                Посадили огород,

                                                                                                                                      Посмотрите, что растет!

                                                                                                                                      Будем мы ухаживать,

                                                                                                                                      Будем поливать,

                                                                                                                                      Будем за росточками,

                                                                                                                                    Дружно наблюдать! 

Заканчивается  зима. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным и полезным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже огурцы и помидоры. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

 

Проблема: Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, а вот где растут,  из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

 

Вид проекта:  познавательный - исследовательский, групповой

Продолжительность проекта:   с 25.03.2024г. -    26.04.2024г., краткосрочный

Организованная образовательная деятельность с использованием следующих образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно – эстетическое развитие»,  «социально – коммуникативное развитие»,  «речевое развитие».

Объект исследования: репчатый лук, огурцы, горох, укроп, петрушка, каштан

Участники проекта: дети второй  младшей группы, (возраст 4 –5года), воспитатель группы,  родители и другие члены семьи воспитанников.

Цель проекта: - формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

 

Задачи проекта:

- Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы

-Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена

-Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы

-Учить находить сходства и отличия

-Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес

- Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда

Задачи для детей:

- формировать представление о луке,  огурцах, горохе, укропе, петрушке,  через стихи, загадки, сказки, проектно – исследовательскую деятельность;

- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

- воспитывать интерес к уходу за растениями, любовью к ним;

- развивать у детей основы исследовательской деятельности;

- активизировать речь и обогащать словарь детей;

- развивать познавательные и творческие способности детей;

- учить бережно относится к природе, выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

 

Задачи для педагога: развивать социально- профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду; поддерживать ребенка в проявлении творческой инициативы.

Оборудование: земля, вода, емкости для посадки, лук, семена растений (огурцы, горох, укроп, петрушка), лейка, иллюстрации, художественная литература, предметы для создания огорода; настольные игры: «Вершки и корешки», лото «Парные картинки»; предметы для художественной деятельности.

Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.

Ожидаемый результат: в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:

- Дети познакомятся с культурными растениями.

- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

- Формирование у детей уважительного отношения к труду.

- Создание в группе огорода на подоконнике.

 

Этапы работы над проектом.

  1. Подготовительный этап:
  2. Знакомство родителей с идеей проекта.
  3. Составление плана основного этапа проектирования.
  4. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игровой деятельности с детьми, трудовой деятельности, продуктивной деятельности, иллюстрированный материал, художественную литературу о культурных растениях.
  5. Подготовка почвы для посадки растений, посадочного материала (луковицы, семена), емкостей для посадки.
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Создание предметно – развивающей среды согласно теме проекта.
  8. Создание дидактической игры «Вершки – корешки», «Овощное лото».
  9. Консультации для родителей «Польза зеленых витаминов».
  10. Основной этап реализации проекта (исследовательский)
  11. Рассматривание и изучение посадочного материала, иллюстрированного материала о культурных растениях.
  12. Опытно – экспериментальная деятельность. Установление связи: растение – земля, растение – вода, растение – человек.
  13. Беседы «Что нужно растениям для роста?», «Витамины для детей»
  14. Совместная деятельность: посадка растений и уход за ним.
  15. Продуктивные виды деятельности: (лепка, раскрашивание овощей, аппликация).
  16. Дидактические игры «Вершки – корешки», «Овощное лото».
  17. Подвижная игра «Кто быстрее соберет».
  18. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, (чтение художественной литературы: сказки – «Вершки и корешки», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок» ). Рассматривание иллюстраций, картинок.
  19. Коллективная работ «Огород на окне».

 

 

3 этап – заключительный:

-Анализ результатов;

- формирование презентации - «Зеленые витамины»

Вывод;

- Растения живые, как и мы. Они питаются, дышат, пьют воду. Им нужны хорошие условия.

- В таких условиях они не болеют, не вянут, а радуют нас. На них приятно смотреть, ими мы любуемся. Живые организмы похожи между собой: растения, животные, человек – все питаются, двигаются, дышат воздухом, растут и размножаются, чувствуют, не могут жить без хороших природных условий.

- Зеленый лук полезен людям, так как в нем много витаминов.

 

Результат:

В процессе реализации проекта:

- дети научились сажать лук и ухаживать за ним;

- дети узнали о пользе зелени, овощей;

- дети познакомились с художественной литературой об овощах: стихи, сказки, загадки;

- у детей сформировались знания и представления о росте зелени, овощей в комнатных условиях;

-  у детей развился познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к зелени, овощей

 

Продукты проекта:

Фотовыставка: «Зеленые витамины на окне».

Творческая выставка работ детей «Зеленые витамины наши лучшие друзья!».

Коллективная работа «Огород на окне».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование работы проекта

«Огород на окне»

Во 2 младшей группе (25.03.2024г. -    26.04.2024г.)

 

Тема

Форма работы

Дата проведения

1

 «Посадка лука в землю», «Посадка лука в баночку под колпак

Посадка лука,

эксперименты

25.03.2024г.

2

Наблюдение за ростом зелени, овощей

наблюдение

В течение всего проекта

3

Стихи, загадки  про овощи

чтение

26.03.2024г.

 

4

С.В. Михалков «Овощи»

чтение

.03.2024г.

5

Настольная игра: пазлы – «Овощи»

Настольная игра

.03.2024г.

6

Раскраска «Овощи»

раскрашивание

.03.2024г.

7

Сказка «Вершки и корешки»

Чтение

03.2024г.

8

Стихи про зелень, про овощи

Чтение

03.2024г.

9

«Овощи»

Лепка

         (на выбор)

03.2024г.

10

«Вершки – корешки»

Настольная игра

.04.2024г.

11

Сказка «Репка»

Инсценирование

.04.2024г.

12

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Чтение

.04.2024г.

13

«Овощное лото»

Настольная игра

.04.2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: